Украинцы не знают, где родился Шевченко

15 октября 2013, 15:12
В родном селе Тараса Шевченко на каждой улице живут депутаты, а в музее говорят о шантаже

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

Тарас Григорьевич Шевченко

(1814—1861)

Его поэзия считается основой современной украинской литературы. Поэт, прозаик, художник, этнограф, академик Императорской Академии художеств родился в многодетной семье крепостного. Его именем названы три университета и три театра, а в каждом украинском мегаполисе есть улица, площадь и памятник Шевченко.

Реклама

Лицо со строгим взглядом и усами засело в нашем подсознании так же глубоко, как красный свет светофора. Поэтому на родину Шевченко мы поехали скорее из вежливости, чем из интереса. Но жители села Моринцы в Черкасской области разрушили многие наши стереотипы. Если в большинстве сел царит матриархат, то здесь даже секретарями в сельсовете и школе работают мужчины. "Где женщины? Как у всех нормальных мужиков: в декрете сидят или в огороде", — шутят моринцы. Чтобы занять госдолжность, нужно стать депутатом хотя бы одной улицы. Мандат получить несложно: наладил проводку или яму залатал — люди и проголосовали.

Люди здесь веселые. Пока мы осматривали хату, сарай и кузницу родителей Шевченко, моринцы приставили к нашей машине старинное лопнувшее деревянное колесо от телеги (такие делал отец Кобзаря) и крикнули водителю: "Дружище! Ты где ж такую запаску взял?"

Чтобы узнать о жизни матери Шевченко, Катерины, меня переодели в домотканую одежду, научили орудовать деревянной масловзбивалкой, а потом "погнали" на озеро, где она белье стирала. Хорошо, стирать не заставили, просто показали специальную бочку и "пральник". "Семья Шевченко в Моринцах жила в хате Андрея Копия, сосланного в Сибирь, — рассказал нам заведующий музеем Станислав Суржко. — Копий избил управляющего пана Энгельгарта за то, что тот заставлял его беременную жену работать в холодной воде. В итоге женщина умерла, не родив ребенка, а Копия за драку сослали. Так бы и жили они здесь, но Копий сбежал, вернулся на родину и вместе с другими беглыми грабил панов. Вернуться в дом он не мог, но всячески шантажировал семью Шевченко. Заставлял Катерину готовить еду на всю банду, требовал у Григория то 12 овец, то корову, то плату за кузницу. Тогда два деда Шевченко и Бойко скинулись по 100 карбованцев и купили молодым хату неподалеку, в Кереливке (ныне — Шевченково). Так что в Моринцах Тарас провел первые 1,5 года жизни".

Реклама

Чудо-колыбель и подарок за $2000
У Моринцев под боком — солидный конкурент, село Шевченково, где поэт провел детские годы. Здесь есть большой музей, сюда идут деньги из госбюджета. Но сидеть, сложа руки моринчане не намерены. "У нас тут одна женщина, чтобы сделать рекламу селу, рассказала туристам о чудо-колыбели, — вспоминает моринчанин Дмитрий Суржко. — Покачают ее те, кто страдает бесплодием, — и дети рождаются. Но она говорила о колыбели в своем доме, а телевизионщики поехали и отсняли сюжет о чудо-колыбельке в хате музея в Шевченково. Теперь приезжают туристы в Моринцы и первым делом спрашивают: "А где та люлька?"

Рядом с сельсоветом живет местная знаменитость — 63-летний скульптор Виктор Зорькин, чьими руками сделана добрая половина деревянных скульптур в селе. "Шевченко во всем мире уважают, даже в Китае! — говорит пенсионер. — А у нас не знают своей истории. На ярмарке в Пирогово я даже "акцию" провел: кто скажет, где родился Шевченко, подарю любую работу, даже самую шикарную, которая $2000 стоит! И что? Никто не назвал село Моринцы! Обидно даже, а я готов был подарить! К 200-летию поэта хотим создать здесь Аллею деревянных скульптур по произведениям Шевченко. Государство обещает обеспечить художников материалами, жильем и питанием. Остальное сами организуем — может, кому женщину надо, или еще какая помощь. Ведь главное в жизни что? Не деньги, а память, которую вы оставите после себя. Так что приезжайте — сделаем мир красивее!"