Три способа оформить загранпаспорт

19 июня 2013, 15:02
Заграничный паспорт – документ, который официально называется Паспорт гражданина Украины для выезда за границу.

Это официальный документ, но в отличие от украинского внутреннего гражданского паспорта не является обязательным и оформляется только с целью использования в зарубежных поездках. Подавать документы на оформление загранпаспорта в нашей стране может каждый гражданин, достигший возраста совершеннолетия.

Оформление официальных документов, не зависимо от их вида – это услуга, предоставляемая государством своим гражданам, за что государство взимает определенную плату, деньги от которой поступают в бюджет страны. Загранпаспорт является собственностью государства и выдается сроком на 10 лет. Оформление и получение загранпаспорта требует личного присутствия граждан, (в крайнем исключительном случае, это можно сделать по надлежащим образом оформленной доверенности).

Реклама

Теоретически оформление загранпаспорта – процедура не сложная.

Алгоритм оформления выглядит следующим образом:

1) Собираете обязательный пакет документов:

Реклама

украинский паспорт + 2 ксерокопии;

идентификационный код (ИНН) + 1 ксерокопия;

предыдущие загранпаспорта + ксерокопии 1-й страницы;

Реклама

военный билет или справка из военкомата + ксерокопии (для мужчин допризывного возраста – 18-25 лет).

2) Узнаете реквизиты для оплаты необходимых квитанций и оплачиваете их в любом отделении банка. Согласно информации с официального сайта государственной миграционной службы таких квитанций должно быть три:  госпошлина, стоимость бланка паспорта и услуги ОВИР.

3) С документами и оплаченными квитанциями подходите на оформление, которое подразумевает прием документов, заполнение анкет и фотографирование на загранпаспорт непосредственно в отделе миграционной службы;

4) Через оговоренный срок (обязательно! с украинским гражданским паспортом, в который должны внести данные о загранпаспорте), подходите на получение готового документа. Официально существует только два срока – 10 и 30 рабочих дней, с соответствующей разницей в цене – в два раза.

На первый взгляд ничего сложного, но на практике в наших реалиях процесс получения загранпаспорта может превратиться в труднопреодолимый квест, требующий от участников недюжинной выдержки и стальных нервов. Этому способствует закостенелость бюрократического аппарата и бессовестное использование чиновниками неосведомленности наших граждан.

На сегодняшний день оформление загранпаспортов осуществляется Государственной миграционной службой (ГМС) Украины и ее подразделениями.

Существует три способа оформления загранпаспорта и наши граждане вправе выбрать любой из них:

1 – в территориальных подразделениях миграционной службы по месту прописки;

2 – в одном из четырех межрегиональных центров, действующих в Украине на текущий момент;

3 – через посредников.

Здесь важно верно расставить приоритеты, т.к. первый и второй способ, при правильном подходе и отношении, могут сэкономить финансы, а третий – время и нервы.

Оформление загранпаспорта по месту прописки.

Загранпаспорт можно оформить самостоятельно в ближайшем, относительно вашего места жительства, подразделении миграционной службы. Отделы государственной миграционной службы есть в каждом районе большого города или в районных центрах нашей страны. Сейчас в Украине функционирует около 700 территориальных подразделений, в которые граждане могут подавать документы на загранпаспорт.

Этот способ, в итоге, может оказаться менее затратным с финансовой точки зрения, но 100% будет самым затратным по другим ресурсам: время, нервы, терпение. Все "прелести" вышеупоминаемого квеста нам гарантирует именно этот способ. Воспользоваться им стоит в том случае, если у вас есть достаточно времени на оформление и ожидание готового загранпаспорта – не мене 30 дней.

На данном этапе попробуем попутно осветить общие нюансы технологии оформления загранпаспорта для самостоятельных граждан.

Основной смысл самостоятельного оформления загранпаспорта заключается в значительной экономии финансов, но здесь существует множество подводных камней, о которых следует знать – иначе, поставленной цели не достигнуть!

Сразу настройтесь на то, что вам предстоит столкнуться с бюрократической машиной во всем ее неприглядном облике.

Будьте готовы к очередям, которые придется выстоять отдельно, для того чтобы сначала получить информацию, потом оплатить квитанции, отдать документы на загранпаспорт и получить готовый документ. На это порой уходит не один день, т.к. оформление загранпаспортов осуществляется не каждый день, а только в определенные часы приемных дней.

Так же не ждите здесь радушного приема чиновников. Предоставление этой услуги осуществляется минимальными силами, все сотрудники заняты, а если учесть отсутствие мотивации и низкие зарплаты в государственном секторе, то можно только рассчитывать на вежливый ответ – "вся информация на стенде". Здесь тоже не особо обольщайтесь. Хотя сотрудники служб и обязаны давать гражданам исчерпывающие консультации – реальной информации на таких стендах нет. Нет, потому, что это им не выгодно! Перечень требуемых платежей зачастую необоснованно увеличен и сильно отличается от обязательных платежей, предусмотренных законодательством. Поэтому будьте бдительны и не допускайте навязывания вам для оплаты дополнительных, но не обязательных платежей! Реальная стоимость загранпаспорта включает в себя не более трех, оговоренных выше платежей: госпошлину, стоимость бланка паспорта и услуги ОВИР. Остальные платежи, которые требуют за страховку, консультационные услуги сомнительных организаций, справку о несудимости и т. д., являются противозаконными. Однако будьте готовы к тому, что придется упорно отстаивать свое законное право не платить лишние деньги. Имейте в виду, что в услуги ОВИР уже входят консультация, заполнение анкет и заявлений, фотографирование и дальнейшая проверка заявителя на предмет возможности выезда за границу.

NB(1)! Кстати, именно с целью такой проверки, (т.е. обязательной проверки граждан на наличие обстоятельств, ограничивающих их право в выезде за границу), при оформлении загранпаспорта могут потребовать справку о несудимости.

Но вы должны знать, что сотрудники, занимающиеся оформлением загранпаспортов для истребования подобного рода информации должны самостоятельно и, естественно, бесплатно сделать внутриведомственный служебный запрос, к которому их обязывает законодательство Украины в рамках процедуры оформления документа. Следовательно, для оформления загранпаспорта требование справки о несудимости является неправомерным, особенно если у вас нет, и никогда не было проблем с законом.

Немного по-другому обстоят дела для граждан, уже имевших судимость, но желающих получить загранпаспорт. В этом случае самостоятельное получение справки о несудимости бывает в их же интересах. Загранпаспорт, по сути, является документом для временного выезда за границу и уже снятая судимость не является препятствием для такого выезда. Но на практике часто случается, что данные о прекращении судимости не внесены в базу департамента информационных технологий (ДИТ) УМВД Украины, а именно эта база является местом направления для таких служебных запросов. В итоге гражданин получает отказ в оформлении загранпаспорта. Чтобы избежать подобных недоразумений и проконтролировать факт внесения в базу данных МВД информации о снятии или погашении судимости, желательно обратиться за справкой самостоятельно. Но перед этим нужно, опять же, самостоятельно, взять решение суда о снятии судимости и подать его в управление информационных технологий (УИТ) УМВД по месту жительства для передачи в информационный центр ДИТ при МВД и внесения в базу данных. (Обратите внимание на важный момент формулировки – в решении суда должно быть четко обозначено, что судимость считается снятой или погашенной). Наличия сведений о снятии судимости в базе данных ДИТ УМВД Украины достаточно для беспрепятственного оформления загранпаспорта. В дальнейшем, при замене загранпаспорта, гражданин, имевший судимость, но более не привлекавшийся к уголовной ответственности может уже не опасаться негативных последствий и доверить миграционным службам получение сведений через внутриведомственный запрос, т.е. бесплатно.

NB(2)! Тщательно проанализируйте полученную со стенда информацию, уберите лишнюю и особое внимание обратите на реквизиты необходимых платежей. Неправильная цифра в банковском счете или ошибка в сумме любого платежа могут стать причиной того, что платеж не пройдет, а вы получите отказ в оформлении загранпаспорта, даже если у вас на руках будут оплаченные квитанции. Лучше, все-таки предварительно проконсультироваться с ответственным работником и еще раз у него все уточнить, а заодно узнать "местные" дополнительные особенности, которые могут возникнуть в процессе. После оплаты, также проконтролируйте соответствие реквизитов в квитанциях.

NB(3)! Есть также несколько моментов, которые следует проконтролировать заранее, еще на этапе подачи документов. Это правильность транслитерации, внесение сведений о детях в загранпаспорт родителей и фотографирование.

Транслитерация, т.е. написание имени латинскими буквами – процесс автоматический и осуществляется с украинского варианта вашего полного имени. Иногда это получается не очень благозвучно. Для того чтобы транслитерация соответствовала ожиданиям, нужно заранее позаботиться о том варианте, который бы хотелось увидеть в вашем заграничном документе и при необходимости исправления внести сразу.

Также, при оформлении загранпаспорта в него сразу можно внести сведения о ребенке до 14 лет. Для этого на оформление своего загранпаспорта нужно взять свидетельство о рождении ребенка, его ксерокопию и 2 фотографии ребенка установленного образца (вклеивание фото после 5 лет – обязательно, до 5 – по желанию родителей). Внесение данных о детях возможно в загранпаспорта обоих родителей.

Несмотря на все возможные трудности при оформлении загранпаспорта, не забывайте, что фотография в этом документе будет представлять "ваше лицо" в течение 10 лет, так что постарайтесь выглядеть соответствующе. После фотографирования вы имеете право посмотреть снимок и, при необходимости, перефотографироваться.

Оформление загранпаспорта в межрегиональном центре.

На текущий момент в Украине открыто несколько отделов (межрегиональных центров) централизованного оформления паспортных документов, два из которых находятся в Киеве (Бортничи, ул. Ленина, 64 и ул. Саксаганского, 4) и по одному их представительству в Харькове (пр. Правды, 5) и Львове (ул. Железнодорожная, 56).

Эти центры созданы по инициативе МВД и нацелены на максимальное упрощение процедуры оформления загранпаспорта. Их существенное отличие в том, что здесь документы на загранпаспорт могут подавать граждане из любого региона страны, не зависимо от места прописки – это основное преимущество этого способа оформления загранпаспорта перед предыдущим. Кроме того, обслуживание граждан здесь происходит в более комфортных условиях и намного корректнее, а главное – значительно быстрее, благодаря тому, что такие центры работают каждый день. К тому же в этих центрах есть возможность предварительной записи через Интернет.

Тем не менее, из-за желания наших граждан оформить загранпаспорт с большим комфортом, популярность таких центров в последнее время очень возросла – очередей не избежать даже здесь. Пропускная способность здесь хоть и выше, но все же, ограничена и контролируется с помощью талонов. Чтобы записаться в очередь за желанными талонами советуем приезжать на оформление с восходом солнца.

Перечисленные в предыдущем способе оформления нюансы, справедливы и для этого способа, единственное – здесь чиновники больше придерживаются "буквы закона".

Оформление загранпаспорта через посредников.

Бывают экстренные случаи, когда документы для выезда за границу нужно оформить в самые минимальные сроки. В таком случае есть смысл обратиться к посредникам, т.е. профессионалам, которые за соответствующее вознаграждение помогут оперативно решить существующую проблему – даже самую сложную.

Здесь главное найти надежные организации, которые давно и успешно работают в этом направлении. В нашей стране информационно-консультационными услугами по оформлению загранпаспортов могут официально и абсолютно законно заниматься туристические операторы. Это не значит, что паспорт будет полностью оформляться в туристической фирме – такую функцию никто не может отобрать у государства. Вся процедура оформления, в обязательном порядке, должна проходить в подразделении миграционной службы, а посредники только максимально упрощают этот процесс – их клиенту нужно только в назначенное время подойти на фотографирование. Следовательно, не придется предварительно собирать информацию, все консультации можно получить по телефону или по электронной почте, в очередях тоже стоять не нужно, а всего лишь прибыть в определенное время, все проплаты за вас сделают и о готовности загранпаспорта сообщат по телефону. Кроме того посредники могут сократить срок оформления загранпаспорта до одного дня.

Экономия времени и сил – очевидное преимущество этого способа, правда, все эти преимущества несколько удорожают услугу оформления загранпаспорта – чем быстрее, тем дороже.

В наш динамичный век для многих уже давно очевидно, что иногда время стоит намного дороже денег. Этот способ именно для таких людей.

В любом случае выбор за Вами!