Самые уникальные тоннели Земли

2 августа 2013, 07:41
Строителям грозят обвалы породы, фонтаны кипящей воды из трещин и радиоактивное облучение.

Реклама

Ходы, проложенные человеком через горные хребты, под дном рек и морских проливов, давно уже перестали нести сугубо утилитарные функции по упрощению транспортного сообщения и прокладке коммуникаций. В нашу эпоху такие сооружения стали определенным мерилом возможностей страны. Если есть такое сооружение — значит, государственная и городская власть способна объединить ради достижения цели таланты финансистов, чиновников, проектировщиков, ученых и инженеров. Обычно на таких масштабных стройках присутствует международная кооперация. Поскольку вряд ли какое-то государство сегодня способно исключительно за счет собственных финансов, техники и инженерно-технического персонала прорыть и оборудовать многокилометровый подземный ход, рассчитанный на движение железнодорожных составов и тысяч автомобилей.

ПОТЕРИ... Вторжение в недра Земли не менее опасно, чем полет в космос или погружение в океан. К примеру, при проходке Северо-Муйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали никто и предположить не мог, с чем придется столкнуться в толще гор. Твердые гранитные массивы из-за внутренних напряжений с огромной силой выстреливали кусками породы. Несколько раз щиты входили в зоны рыхлых пород, откуда на строителей выплескивалась смесь кипятка, песка и глины под давлением в десятки атмосфер. Проходчики проваливались: под давлением более 30 атмосфер начинала хлестать перемешанная с песком и глиной вода. О том, что тоннель проходил по живому участку земной коры, где сквозь трещины активно выделялся радиоактивный газ радон, старались умалчивать. Облучение людей в забое минимум в три раза превышало нормы. Противостояние с природой внутри Северо-Муйского хребта унесло жизни 31 человека.

...И НАХОДКИ. Во время земляных работ на главной станции железнодорожного тоннеля "Мармарай" в Стамбуле строители наткнулись на константинопольский порт, возраст которого исчисляется 1600 годами. Археологи извлекли отлично сохранившиеся останки десятков судов — от плоскодонок до византийских боевых судов. Так под фундаментом станции неожиданно обнаружилось величайшее кладбище кораблей. Вскоре археологи нашли рядом предметы и захоронения каменного века. Стамбул мгновенно "постарел" на целых 5000 лет.

Реклама

 

Стамбул: проект "Мармарай"

На октябрь намечен ввод в строй подводного тоннеля длиной 1400 м под проливом Босфор. "Мармарай" вполне обоснованно называют инженерным шедевром. Он расположен в крайне сейсмичной зоне, а из-за разницы в солености вода в Босфоре движется в двух направлениях: у поверхности — из Черного в Мраморное море, а у дна — обратно. Строительство велось на глубине 65 м — конструкции опускались на дно с поверхности Босфора. На строительстве тоннеля Турция смогла объединить усилия специалистов нескольких стран. "Мармарай" должны были открыть еще 4,5 года назад, но строительство затянулось из-за открытых во время земляных работ археологических находок. Поначалу каждый день задержки удорожал стоимость проекта на $1 млн, но строители позволили археологам провести тщательные раскопки.

Реклама

 

Прага: тоннель Бланка

Подземная инфраструктура Праги — пример того, как решаются транспортные проблемы даже с учетом бюрократизма и разбазаривания средств. В городе уже есть 9 тоннелей, а в 2014 году вступит в строй длиннейший городской тоннель в Европе (6,4 км) Автомобильный тоннель Бланка по большей части проходит под городскими кварталами, а на конечном участке проложен на глубине 20 метров под руслом реки Влтава. Это — один из самых известных и скандальных долгостроев в Чехии. Его строительство было начато еще в прошлом веке, потом дело заглохло и возобновилось только в 2005 г. Сроки сдачи постоянно оттягивались, смета увеличивалась, а тоннель за это время частично обрушивался. Чтобы убедить горожан в жизнеспособности проекта, два года назад в тоннеле Бланка даже устроили день открытых дверей.

 

Сангарский пролив: Сэйкан

Самый длинный тоннель, проходящий под водной толщей, — японский "Сэйкан", соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо под Сангарским проливом. Его название переводится по-восточному напыщенно — "Величественное зрелище". Железнодорожный тоннель проложен на глубине около 240 м (при этом лишь 100 м отделяют его от морского дна). Общая длина тоннеля составляет 54 км, подводный участок — 23,3 км. Решение о его строительстве приняли после трагедии в 1954 году — тогда в Сангарском проливе тайфун потопил пять паромов, погибли более 1000 человек. Почти сразу начались изыскательские работы, а год спустя на стол правительства лег доклад о возможности строительства. Тоннель открыли в марте 1988 года. Любопытно, что в "Сэйкане" не слышен характерный стук вагонных колес — рельсы сварены без единого стыка.

 

Ла Манш: Евротоннель

Долгое время прорыть ход из Франции в Британию мешали соображения государственной безопасности. В XX веке эти страхи устарели, и в 1974 началась проходка тоннеля под Ла-Маншем. Через 20 лет, 6 мая 1994 года, британская королева Елизавета II въехала в тоннель на поезде Eurostar и посреди пролива встретилась с поездом французского президента Франсуа Миттеррана. Сегодня Евротоннель имеет самый протяженый в мире участок, проложенный под дном моря (из 51 км 39 км проходят под Ла-Маншем). По Евротоннелю курсируют скоростные поезда и ролкеры — огромные грузовые составы. Время в пути между Лондоном и Парижем — всего 2 часа 15 минут. Сразу же после открытия полиции и персоналу пришлось противостоять армии иммигрантов, норовящих под землей пробраться в другую страну.

 

Стальные кроты

Сегодня в земную твердь вгрызаются при помощи сложнейших гигантских машин — проходческих щитов. По принципу действия они сродни даже не кротам, а корабельным червям. Говорят, что идея щита пришла изобретателю в голову после наблюдений именно за корабельным червем. У этого существа голова прикрыта раковиной с зазубренными краями, которой зверушка с легкостью буравит даже древесину дуба, оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Современный проходческий щит внешне выглядит как огромный цилиндр. Максимальный диаметр такой машины — 19 м. Четыре таких монстра прогрызают в эти минуты хребет в швейцарских Альпах на строительстве Готардского тоннеля длиной около 60 км. Передний торец "крота" — вращающийся диск с фрезами (1). В зависимости от породы, в которой ведут проходку, фрезы меняют. Изнутри машина выглядит как внутренности океанского судна: несколько этажей-палуб, трапы, бесчисленные механизмы. В самом низу, в "грузовом трюме" (2) — склад для тюбингов (огромные бетонные дуги, которыми укрепляют стенки тоннеля после прохождения щита). На среднем ярусе расположены моторы и компрессоры, кабина управления (3). На верхнем ярусе нередко находятся помещения для отдыха. За ротором, ближе к корме, располагаются транспортеры для удаления породы и погрузки ее на вагонетки, а также оборудование, предназначенное для укрепления стен тоннеля тюбингов.

 Читайте также: В Китае начали строить самый высокий в мире небоскреб