Троицкий. «Чтобы ставить спектакли в родной стране, мне нужно доплачивать из своего кармана» / Фото: Анастасия Искрицкая
Меньше чем через неделю в столице начнется важное культурное событие: с 13 по 22 сентября пройдет шестой по счету ГогольFest — фестиваль современного искусства. Накануне мы пообщались с режиссером и основателем этого проекта Владом Троицким, чтобы узнать, каким будет фестиваль в этом году.
— Влад, в одном из недавних интервью вы признались, что бюджет нынешнего Гогольfesta варьируется в пределах 150—200 тыс. евро, что в разы меньше, чем, скажем, в 2010 году, когда было потрачено 1,5 млн евро. Не пострадает от экономии качество продукта?
— Нет. Хотя сейчас у нас разрыв по кассе 60 тысяч евро. В этом году ГогольFest будет насыщенным, ярким. Задействовано около двух тысяч человек из них тысяча — именитые гости фестиваля. Мероприятие пройдет на заводе в Выдубичах, площадь которого — 7,5 тысячи метров. Будет интересный перформанс с культовым названием, взятым из "Интернационала": "Не Бог, не царь, и не герой". Проект немого украинского кино от центра Довженко. Каждый день — программа академической музыки, много мастер-классов... Если говорить о какой-то изюминке, то безусловно это аван-премьера спектакля "сТАНЦІя" французского режисера Стефана Рикорделя с участием Dakh Daughters Band. Вход будет платным, но стоимость билетов на открытие символическая — 50 грн (50—100 грн в последующие дни. — Авт.). Мы арендуем свет, звук. Нужно поселить и накормить 200 человек гостей. Все это требует средств.
— Печалит судьба вашего театра "Дах", который в этом году отмечает 20-летие. Вы правда окончательно решили его закрыть?
— Я не могу больше содержать труппу, поэтому оставлю театр как репертуарный. Например, сделаем проект, отыграем его 10—15 раз, законсервируем и раз в год будем делать шоу-кейс "Даха" для зарубежных антрепренеров. В сознании европейца Украина — страна между Польшей и Россией, где есть Тимошенко, Чернобыль и Femen, но выгодно гастролировать только за границей. Чтобы работать у нас, нужно доплачивать самому, вкладывая в декорации и костюмы. А если еду ставить в Венгрию или Францию — мне платят гонорары.
— Что думаете о недавней истории с уволенным из оперного известного артиста балета Дениса Матвиенко (заявил, что не будет работать в театре, пока там не сменится руководство. Ему не пошли навстречу, и указ об его увольнении подписали прямо на улице. — Авт.)?
— А зачем он здесь нужен? Все мировые художники всегда существовали при дворах. Есть царь, император и олигарх, которые выстраивают свой мир, чтобы слушать Моцарта, насаждать его полотнами Микеланджело. Для этого нужно иметь определенный уровень образования и вкуса. Наших власть имущих, если они пойдут слушать симфонию, оперу или на балет, — их укачает, когда балерины начнут крутить фуэте. Так же вышло с Матвиенко.
— Вы так говорите... А писали ведь в свое время письма Юлии Тимошенко. Реакция была?
— Это было перед выборами. Писал о том, мол, друзья, давайте подумаем о другом, кроме междусобойчиков. Но откликов не было. Не знаю, что должно произойти, чтобы ко мне обратились. Но даже если придут и скажут: "Друг, возьми денег и скажи, что любишь г-на А или Б" — боюсь, не возьму этих средств. У меня ощущение, что ворую у бабушки кусок хлеба. Для меня это все равно, что есть с асфальта.
— Как режиссер, что думаете о театре Франко, которым после Богдана Ступки руководит бывший худрук Молодого Станислав Моисеев? Прошел год, но ожидаемых революций не произошло, а первая премьера спектакля "Квитка будяк" не произвела ожидаемого эффекта.
— Моисеев занял должность в непростой ситуации. Бесспорно, Богдан Сильвестрович был гениальным актером, но отнюдь не самым лучшим руководителем театра. Сейчас там преизбыточный штат в 500 человек. Больше 100 не задействованы в спектаклях. Уволить никого нельзя, поэтому они бегают по сериалам. Есть, конечно, люди горящие, но в целом атмосфера разлагающая. Национальный театр, каким является Франко, — это некий имидж Украины, который поддерживает государство. Но возникает вопрос: кто определяет, насколько этот театр соответствует эталону, и где вообще находится эта экспертная комиссия. Существует мировая практика, когда объявляется открытый конкурс, собирается экспертный совет, подаются заявки, совет смотрит на регалии и говорит: вот тебе пять лет — командуй, у тебя такие-то полномочия, можешь на полгода закрыть репертуар, чтобы его обновить. Не думаю, что у Моисеева были такие возможности. Поэтому то, что он не совершил реформ, связано с одним — у него не было прав.
— А если вам вдруг предложили бы это кресло, как действовали бы в подобной ситуации?
— Я бы заставил всех работать или уволил. У меня были диалоги с театрами во Львове. Возможно, если бы переехал, мог бы возглавить там театр. А в Киеве все занято.
— В украинские театры ходите?
— Театр очень редкий вид искусства, чтобы подвергать свою жизнь таким рискам. А вообще у нас много талантливых режиссеров — Жолдак, Билоус, который поднимает Молодой театр. Но само понятие "режиссер театра" вызывает уважение только в узком кругу несчастных людей. Актер, даже театра Франко, сегодня тоже непрестижно. Вот если снялся в сериале — тогда хорошо. Театр потерял актуальный диалог, который мог бы говорить о серьезных вопросах бытия, не опуская публику, а поднимая ее уровень. В Украине культура находится на далекой периферии. Могут быть всплески, если появится интересный режиссер, но если нет системы, она будет стогнировать.
— Как относитесь к актерам-гастарбайтерам, которые едут к нам с антрепризами? Надавние гастроли Олега Меньшикова показали, что даже хорошего актера можно испортить скверной постановкой.
— Есть такое понятие — бульварный театр. Это срывание денег. Московские артисты воспринимают поездку к нам как шабашку и, когда узнают цены билетов на свои же спектакли, думают: эти люди сумасшедшие.
— При таких нерадужных прогнозах, какие планы на будущее?
— После Гогольfesta хочу выдохнуть и привести в порядок здоровье. Летом у меня была операция на мозгах — аденома гипофиза. Если бы не диагностировал вовремя, через полгода бы ослеп, а потом умер. Любимая жена поддерживает. Уезжать из Украины не собираюсь. Хочу продолжать работать в "Дахе", но основные большие проекты буду делать за пределами нашего государства. В следующем году в Венгрии поставлю оперу, несколько работ в России, Париже, Швейцарии. Приглашают преподавать в Москве в центр Мейерхольда… Но я бы предпочел преподавать здесь. В остальном — время пролетает мгновенно, нужно ценить каждую секунду и не проживать уныло свою жизнь.
РЕЖИССЕР-РАДИОТЕХНИК
Имя: Владислав Троицкий
Родился: 26.11.1964 в Улан-Удэ (Россия)
В 1987 году окончил радиотехнический факультет КПИ, а в 1990-м — аспирантуру при нем. В 2002-м окончил режисссерско-актерский факультет ГИТИСа. Является основателем, продюсером, художественным руководителем и актером Центра современного искусства "ДАХ". Самые известные постановки Троицкого — "Майже вистава майже за Піранделло, або Танець Смерті", "Безхребетність. Вечір для людей з порушеною поставою", "Пролог до "Макбета". В 2004-м создал известную этно-хаос-группу "ДахаБраха". В 2007-м основал проект "ГогольFest", который позиционируется как "аудио-музыкально-виртуально-театрально-философский".