Рейтинг вузов "Компас": поможет ли диплом найти престижную работу

21 мая 2013, 07:15
"Сегодня" пообщалась с руководителями и выпускниками вузов, вошедших в тройку лидеров, а также с работодателями.

Главные герои вузов. Просят больше практики, экзамены автоматом и современное оборудование

14 мая в "Сегодня" был опубликован 6-й выпуск всеукраинского рейтинга вузов "Компас". В этом году в него вошли 239 украинских учебных заведений, которые готовят специалистов по таким направлениям, как "бизнес-экономика", "архитектура-строительство", "инженерно-тех­ни­ческое", "право", "ІТ". Проект организован компанией СКМ при участии газеты "Сегодня". После выхода рейтинга "Компас" мы решили спросить мнение руководителей вузов, вошедших в тройку лидеров, а также выпускников этих вузов и работодателей о том, как они оценивают результаты рейтинга и влияет ли диплом на подбор персонала.

 

Реклама

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ


Максим Копейчиков, адвокат, партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры":

Реклама

"Мы не удовлетворены качеством базового вузовского образования. Магистры, как правило, все-таки имеют какие-то дополнительные знания и навыки, которые существенно упрощают их интеграцию в фирму.

На мой взгляд, нынешние студенты-юристы недостаточно внимания уделяют логике, деловому украинскому языку, применению правовых норм (последний предмет, к сожалению, еще не преподается повсеместно, а именно этот курс является системообразующим для молодого профессионала-юриста).

Наш базовый принцип — мы рассматриваем соискателей-выпускников только пяти украинских вузов. Это юрфак КНУ им. Шевченко, юрфак и "международное право" КИМО, Киево-Могилянская академия, Львовский национальный университет им. И. Франко и НУ "Юридическая академия Украины им. Я. Мудрого".

Реклама

 

Дмитрий Мичкире,операционный директор Open Media Group:

"Сфера IТ развивается очень и очень быстро — в нашей области знания устаревают где-то за 2—2,5 года. Поэтому ни один вуз в принципе не способен успевать за этой скоростью. Если человек не саморазвивается и не пытается следить за последними технологиями, то по окончании вуза он может и будет неплохим программистом, но вряд ли сможет программировать эффективно. Он не знает последних новостей из мира IT, веяний, не знает того, что хочет работодатель.

При подборе персонала я обращаю внимание на умение самостоятельно решать проблемы. Я даю реальные задачи на собеседовании и смотрю, как люди пытаются их решать.

По моему мнению, в украинских вузах должны преподавать не теоретики, а практики украинской IТ-индустрии: программисты, технические директоры, которые уже имеют свои проекты. Например, КПИ, где я учился, дал мне базу и умение решать проблемы. Он скорее подготовил меня к жизни, чем научил программировать".

 

Андрей Кашин, координатор исследовательских проектов Киевского международного института социологии:

"Опыт, мозги и личные качества важнее, чем "корочка" от вуза. На основе исследований компаний крупного и среднего бизнеса можно сделать выводы, что претендент на ту или иную должность обязан, прежде всего, демонстрировать общие умственные способности и профессиональные знания. Опыт работы (особенно — не по специальности) и диплом при этом становятся второстепенными.

При подборе молодых специалистов работодатели прежде всего обращают внимание на умственные способности претендентов — креативность, способность анализировать информацию, системность мышления, способность к самообучению и т. п. (54%).

Лишь 13% компаний считают очень важными такие факторы, как наличие дополнительного образования (тренинги, курсы и т. д.), 21% — наличие опыта работы во время учебы в вузе, и только 20% обращают внимание на учебное заведение, которое окончил молодой специалист".

 

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВУЗОВ

 

Юрий Якименко, первый проректор НТУУ "КПИ"(1 место в 2012 и 2013 гг.):

"Мы стараемся держать высокую планку. Насколько это у нас получается — это уже внешняя оценка. В первую очередь мы следим за ситуацией, которая складывается на рынке, и готовим специалистов, которые были бы максимально востребованы. Ежегодно мы проводим "Ярмарку профессий", где у нас присутствуют около 120 предприятий.

Для того, что бы решить проблему подготовки специалистов на мировом уровне при отсутствии средств на оборудование, нужно создавать совместные центры и сотрудничать с мировыми фирмами.

Мы ведем  программу двойных дипломов с ведущими вузами, в частности немецкими, французскими, американскими и турецкими. Еще одна из важных задач КПИ — вступление в Европейское научно-образовательное пространство".

 

Владимир Бугров, проректор по научно-педагогической работе КНУ им. Т. Г. Шевченко(2 место в 2012 и 2013 гг.):

"Для нас важно качество образования, а любой рейтинг — это лишь определенное измерение на основе некоторых критериев. "Шевченко" — классический университет, и его главной задачей является обеспечение качества образования, которое бы позволило продуктивно трудоустроиться после его окончания.

Мы тесно сотрудничаем с органами госвласти, где работают наши выпускники — например, Федерация работодателей Украины, УСПП и др. У нас только юристов по 500 человек на курсе, и уже три года подряд мы каждому обеспечиваем место для практики. Также каждый из 170 студентов экономического факультета неоднократно проходил стажировку в своей сфере.

В ближайшей перспективе нашего университета — привлечь как можно больше иностранных студентов и преподавателей к работе в нашем вузе. Мы развиваем сеть программ двойного программирования и международных обменов.

Что же касается показателей рейтинга вузов "Компас", то, по моему мнению, его надо немного усовершенствовать. Показатели "КПИ", к примеру, не абсолютные, а относительные".

 

Анатолий Павленко, ректор КНЭУ им. В. Гетьмана (3 место в 2012 и 2013 гг.):

"Мы моновуз, и у нас своя специфика — экономисты. Для моновуза большой успех быть третьим в государстве по рейтингам. Мы очень довольны. От рейтинга "Компас" мы имеем приз "Лучший вуз пятилетия". Вот уже пять лет мы держимся на одном уровне — по крайней мере, из пятерки не выпадаем. Уже 10 лет мы ведем сотрудничество с тридцатью лучшими международными и отечественными компаниями с иностранным капиталом. Практически все они заполнены нашими выпускниками. У нас есть такой центр связей с работодателями, как "Перспектива". В нем — банк данных почти из тысячи компаний, которые присылают в этот центр свои пожелания для наших выпускников. Планы на будущее — это привлечение как можно большего количества студентов к научным исследованиям, чтобы уже со студенческой скамьи они становились творцами инноваций".

 

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

 

Маша Приходько, студентка инженерно-физического ф-та "КПИ":

"Преимущество КПИ — качество образования и квалифицированные преподаватели, которые стараются дать максимум нового материала. Практика, конечно, не всегда дотягивает до теории, современная техника есть не для всех занятий".

Наталия Маципура, студентка журфака "Шевченко":

"Преимущество моего вуза — это статус, знакомство с однокурсниками, которые в дальнейшем занимают высокие должности. Теоретическая подготовка вполне хорошая. Минус — нет возможности выбирать курсы по интересам — студенты посещают курсы только по программе".

Алексей Слабухин, студент ф-та международной экономики и менеджмента КНЭУ им. Гетьмана:

"Главные плюсы КНЭУ — множество программ сотрудничества с топ-компаниями Украины и Европы. Также много стипендиальных программ, по которым можно уехать учиться за границу, заплатив только за перелет. Из минусов — нет возможности получить "автомат" по экзамену".