Раймонд Паулс: "Из-за "Листьев желтых" меня грозились зарезать"

8 мая 2013, 11:10
Известный композитор о "темном периоде", грозившем гибелью, богемных вечерах в компании с Аллой Пугачевой, реакции супруги на сплетни о его романах и знаменитой песне, превратившейся в кабацкий шлягер

77-летний Паулс. Любовь к музыке привил отец, игравший на ударных

— Раймонд Вольдемарович, как вы пришли к музыке, вы же родом из обычной рабочей семьи?

— Действительно, моя мама родилась в селе, окончила лишь несколько классов. Семья была очень простая, поэтому родители должны были уметь делать все. К примеру, мама зарабатывала, вышивая жемчугом. Этим и жили. Отец получал мало — он был стеклодувом. Это необыкновенный вид искусства. Во-первых, человек должен иметь талант, во-вторых — здоровье. Ведь это очень тяжелая профессия. Раньше даже обычные стеклянные бутылки выдували люди, автоматики не было. Никакой! Рабочие надували стекло своими легкими. Но к музыке я пришел именно благодаря отцу: он сам играл на ударных, подрабатывал в каком-то клубе. И мне любовь к инструментам привил.

Реклама

— Вы начали работать в очень раннем возрасте...

— Да! Мне еще не было пятнадцати лет, когда меня уже начали приглашать работать в джаз-банды. Музыканты просто оставляли записку отцу: "Забираем Ояра, вернем под утро".

— Вас в детстве называли Ояр?

Реклама

— Да! Это мое второе имя. Раньше вообще давали по два имени и когда это запретили, мать была категорически против того, чтобы меня назвали Ояром. Она сказала такую фразу: "Я не хочу, чтобы моего сына звали Ояр, ибо всех быков в селе называют Ояр". Второе имя моего отца — Вольдемар, а первое — Владимир. Так сложилось, что моя бабушка была православной. И своих детей назвала Ольга, Василий, Владимир. Один был Адольф, не знаю почему, но это не связано с Гитлером. В тридцатые годы лишь поменяли основное имя отца Владимир на Вольдемар. Эти имена имеют церковное происхождение.

— Вы познакомились со своей женой в довольно молодом возрасте. В то время вас окружало немало красивых женщин, но победила все же Лана.

— Откровенно говоря, мы познакомились в мой "темный период". То есть до 1962-го года, когда я еще "уважительно" относился к зелью... У меня бывало такое, что я спускался в гостиничный бар в одной пижаме, чтобы купить бутылку водки. Я был на краю пропасти. Все изменило рождение дочери.

Реклама

— С зависимостью от алкоголя сами боролись или к врачам обращались?

— Я настойчиво лечился. Сам. Я понимал, какое это несчастье, какая это пропасть. На тот момент у меня были наглядные примеры: у моих друзей-музыкантов в личной жизни не складывалось, они разводились, постоянно дрались. Ужасов я насмотрелся. К сожалению, многие из этих друзей уже умерли. Ужасно то, что сегодня эту водку заменили наркотики. Посмотрите, какие выдающиеся люди гибнут. Это страшная вещь.

— Вы с супругой прожили много лет вместе. В чем секрет вашего брака?

— Умение идти на компромисс. Например, я люблю, чтобы дома все окна были закрыты, а она говорит, что ей нужен свежий воздух. Только компромисс. Кто-то должен постоянно уступать.

— Первая песня, благодаря которой о вас узнал народ — "Листья желтые"?

— Нет! По-моему, песня "Синий лен" принесла мне славу. Ее тогда исполняла Лариса Мондрус. А "Листья желтые" — сегодня это уже, откровенно говоря, кабацкий шлягер. Один человек даже угрожал, что убьет меня! А все из-за того, что он однажды отдыхал в Сочи, в отеле, где рядом находился ресторан и громко звучала музыка. За один вечер мужчина прослушал 47 раз эту песню. И сказал, что если ее включат еще и 48-й раз, то он меня прирежет.

— А песня "Миллион алых роз" как повлияла на вашу карьеру?

— Знаете, этот период, к сожалению, меня иногда даже раздражает.

— Вы не хотите о нем вспоминать?

— Нет! Вспомнить есть о чем. Это было хорошее время — первые встречи с Аллой Борисовной. Жаль, конечно, что временами происходит что-то не так. Хотя я никогда плохого о ней ничего не скажу. Но в те годы были совсем другие отношения, богемные вечера у нее дома, встречи.

— Ходили слухи, что у вас с ней очень близкие отношения...

— Так все думали. Я не понимаю, зачем оправдываться? Тогда моя жизнь пошла бы иначе.

— Как Лана относилась к этим сплетням?

— В этом ее сила, она никогда ничего не говорила. Но я прекрасно помню наши с Аллой выступления. Это было очень красиво.

— Вы видитесь сегодня со "звездами", как было раньше?

— Пока нет. И вообще, я считаю, что слово "звезда" потеряло свое очарование.

СЫН СТЕКЛОДУВА

Имя: Раймонд Паулс
Ро­дил­ся: 12.01.1936 в Риге­ (Латвия)
Карьера: Композитор, пианист

Родился в семье стеклодува и вышивальщицы жемчугом. Музыкальное образование начал получать с детства: мальчик посещал детский сад 1-го музыкального института. В 10 лет Паулс поступил в музыкальную школу при консерватории Латвийской ССР. По окончании школы был принят на исполнительское отделение консерватории (1953). Параллельно с учебой Паулс играл на пианино в ресторанах. Работал в Рижском эстрадном оркестре, был народным депутатом СССР, министром культуры ЛССР, баллотировался на пост президента Латвии (но снял свою кандидатуру).

Самые известные песни — "Миллион алых роз" (исполняет Алла Пугачева), "Вернисаж" (Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев), "Маэстро" (Алла Пугачева).

Благодарим за помощью в организации интервью программу "Добро пожаловать" (телеканал "Украина") 

Автор: Максим Аничкин