Работа стюардессы. Зарплата и байки

19 ноября 2012, 09:45
Средний доход бортпроводника – 750 долларов. Стюардессы, как правило, заводят романтические отношения с коллегами – пилотами и диспетчерами

Welcome на борт. Cтюардессы — лицо и имидж любой авиакомпании

"Сегодня" подготовила материал о работе стюардесс в Украине. В первом блоке материала можно прочесть о том,где учат на бортпроводников, а также кто не подходит по здоровью.

Во второй части материала рассказывается о заработках стюардесс, их профессиональных байках и романтических отношениях.

Реклама

 И ГДЕ ОНА, РОМАНТИКА?

"Как ни настраиваешь себя, пассажиры доводят до стресса, — делится стюардесса Марина. — Каждому из нас регулярно хамят и задают глупые вопросы, вроде: "А когда нас выпустите покурить?", "А мне из иллюминатора дуть не будет?" и т. п.".

Хотя экипаж должен работать как единая команда, соперничества и ревности в нем не избежать. "Те, кто постоянно летает на внутренних рейсах, завидуют тем, кто не вылезает из-за границы, — объясняет Марина. — А когда выпадает рейс на экзотические острова на неделю, то его берет на себя руководство службы бортпроводников, и тогда обидно всем". "А у нас идут бои за каждый выходной", — сетует стюардесса Алиса Луфер. Ее коллега Мария Иванова только начала вливаться в "воздушную команду", и жалуется, что графика как такового в ее работе нет: вылеты каждый день в самом произвольном порядке.

Реклама

"Пошла в стюардессы, потому что путешествовать мечтала, но пока максимум, что я вижу, – магазины дьюти фри, — говорит она. — Романтика кончилась на первой неделе, а потом — взлетел, всех накормил, сел, проводил одних, встретил других, улетел. Рутина!". Вообще романтично — это не о профессии бортпроводника, считает теперь 21-летняя Маша, которой регулярно приходится таскать подносы с мусором, убирать туалеты после пьяных пассажиров и спать в самолете на стоянке при нулевой температуре воздуха (в отели экипаж устраивают далеко не всегда).

Павел Матвейко в авиации с 2003 года, он, на жаргоне бортпроводников, уже "старая касалетка" и за девять лет работы порядком устал от колоссальной нагрузки на здоровье и ненормированного графика. "Помимо основной работы это еще и постоянные тренировки на тренажерах, зачеты раз в полгода по конструкции самолета, медпомощи, английскому, медкомиссия", — рассказывает он.

ЛЬГОТНЫЕ БИЛЕТЫ И БОЙФРЕНД-ПИЛОТ

Реклама

С другой стороны — ты никогда не сидишь на месте: сегодня в Европе, завтра в Азии — не заскучаешь. "Есть возможность посмотреть новые города, познакомиться с интересными людьми, купить какие-то необычные вещи, — отмечает Матвейко. — Да и зарплата достойная".

Отпуск два раза в год: 24 дня — обязательный, плюс второй, зависящий от налетанных часов (в среднем еще 30 дней). Луфер к плюсам работы относит то, что она ответственная и здорово дисциплинирует. "Начинаешь более лояльно относиться к чужим обычаям, — говорит она. — Само осознание того, что ты в небе, красивые виды за окном. Льготные билеты. Выходные в будни". И неправда, что у стюардесс нет личной жизни, уверяет Алиса. Но пары в основном формируются авиационные — со стюардами, пилотами, техниками, диспетчерами. "Простому человеку нас не понять. Я со своим парнем смотрю расследования авиакатастроф, а на праздники дарим друг другу модельки самолетов", — делится стюардесса.

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ

Средний доход бортпроводника в Украине — $750 (для сравнения, в Турции ему платят в среднем $2000, максимум — 4000). Самое большее, что платили нашим героям Алисе Луфер в Литве, — $1000, а Павел Матвейко в бытность гастарбайтером получал около полутора тысяч. "Чаевые достаются редко — раз в полгода дадут каких-нибудь 30—40 баксов, — жалуется Алиса. — Возможности приработка почти нет: изредка просят привезти из Китая айфон или переправить породистого котенка, но погоды это не делает".

ПРИЗЕМЛИЛИСЬ. И ЧТО ДАЛЬШЕ?

У бортпроводников льготная пенсия — после 10 лет работы женщины могут уйти на заслуженный отдых в 45 (мужчины — в 50). По закону, они могут рассчитывать на пенсию примерно 2—3 тыс. грн — как члены летного состава. В некоторых странах бортпроводникам положены допвыплаты от авиакомпаний за особые условия труда. Но у нас, по данным "АэроСвита", их обычно включают в оплату за налет часов. Многие ребята, пока летают, заочно осваивают другую профессию и уходят из экипажа уже с дипломом, не дожидаясь пенсии. Алиса Луфер ушла в рейс после школы и собирается летать до упора, если не подкачает здоровье. "В небе тоже есть возможность карьерного роста: младший бортпроводник, стюард, полет-менеджер (организатор авиаперевозок)", — перечисляет она ступеньки воздушной иерархии. Павел Матвейко уверен, что побывавшие в небе будущее связывают только с авиацией.

"В любой авиакомпании есть должности для дальнейшего развития — в представительствах других городов и стран, например", — рассуждает Павел. Опытные бортпроводники, уверяют в пресс-службе "АэроСвита", всегда могут продолжить карьеру в качестве инструкторов. По словам Марины Левченко, бывали случаи, когда девочки уходили в торговые компании на хорошие должности: там ценят навыки общения с разношерстой публикой. "А еще — в отдел кадров, в педагоги, в бухгалтерию, — рассказывает она. — Если хорошо себя зарекомендовала — о тебе не забудут". В ГУСЦГАУ, кстати, есть молодые преподаватели из числа бывших отлетавших учеников.

БОРТПРОВОДНИЦКИЕ БАЙКИ

Казусы случаются почти на каждом рейсе, говорит стюард Матвейко. "Вам мясо с рисом или курицу с макаронами? — спрашиваю. — "Мне мясо с макаронами!" — мне отвечают", — смеется над невнимательностью подопечных он. — В начале полета предлагаю — соки яблочный, апельсиновый. Спустя четыре часа вопрос: а томатный еще не подвезли?". Или такой случай: девушка весь рейс доставала бортпроводницу — и соки плохие, и питание отвратное, и обслуживает она ужасно, в конце пассажирка выдала на весь салон: "Я ставлю вам двойку за обслуживание". Настает черед подачи чая. БП: "Вам чай или кофе?". П: "Чай, пожалуйста". БП: "Вашу кружку, будьте добры".

"Пассажирка начинает рыться в своем ларчике с питанием и не может понять, что именно вот та маленькая кружка, в которую она накидала крошки и мусор, и является тем, что от нее требуют, — рассказывает Павел. — Бортпроводница стояла минуты 3, ждала, потом говорит пассажирке: "Вам двойка за сообразительность". И хотя стюардессы говорить так не имеют права, салон, по словам стюарда, аплодировал.

Кстати, многих пассажиров возмущает, что стюардессы зачастую наливают очень мало чая в кружечку — чуть больше половины. Экономят, что ли? "Только если на борту еда платная, чаю нальют много, — делится Алиса. — Там, где он бесплатный, всегда недолив: чайника всего два, а пассажиров — 150—300, не бегать же через каждые два ряда новый чай заваривать".