Президент ОМКФ Виктория Тигипко: "Украинцы уже устали от пустого кино"

25 июня 2013, 11:19
Виктория Тигипко рассказала, чем в этом году удивит зрителей Одесский международный кинофестиваль, зачем звезды едут в Одессу и сможет ли ОМКФ "переплюнуть" Канны

Виктория Тигипко

— Чем удивит зрителей Одесский кинофестиваль в этом году?

— Во-первых, мы очень выросли по сравнению с предыдущими годами. Приезжает намного больше зрителей, журналистов, значительно увеличилось количество слушателей летней киношколы.

Реклама

В этом году мы просмотрели больше 1000 кинофильмов с более чем 30 кинофорумов. У нас будет порядка ста картин. То есть из 10 картин выбирали одну. Фильтр был очень мощный, так что рекомендую приехать и посмотреть!

Очень усилился украинский конкурс. В этом году он расширен до двух номинаций – благодаря большому количеству заявок (мы получили почти 200 заявок от украинских режиссеров!) и желанию наших партнеров поддержать украинское кино и вручить приз -10 000 гривен – за Лучший украинский короткометражный фильм. Будут лучшие фильмы из украинской программы: 4 полных метра и 12 короткометражек. Конкурс "Украинская национальная кинопремия" будет дальше продолжать развиваться. 4 фильма — это далеко не предел в полном метре, короткометражек тоже может быть больше – есть куда двигаться. Украинская национальная кинопремия – это достижение ОМКФ, у других украинских кинофестивалей подобного нет.

Отдельной программой будет "Российская неделя кино на ОМКФ". Там будут представлены 7 фильмов, все они очень хорошие, яркие. Еще один российский фильм участвует в международном конкурсе – это недавний триумфатор фестиваля Кинотавр, драма Александра Велединского "Географ глобус пропил" с Константином Хабенским, который посетит премьеру в Одессе.

Реклама

В этом году, в отличие от прошлых, гости фестиваля впервые будут собираться на Потемкинской лестнице дважды. Мы устраиваем два грандиозных опен-эйра. Первый — это концерт Эмира Кустурицы, который начнет и откроет ОМКФ для большинства зрителей 12 июля. К слову, он еще ни на одном украинском кинофестивале не был. До этого он только приезжал с концертами.

А на следующий день в 21.00 будет показана картина Фридриха Мурнау "Восход солнца" – уникальный фильм в сопровождении симфонического оркестра. Это традиционная "фишка" ОМКФ, когда на второй день фестиваля происходит огромный опен-эйр показ старых фильмов 20-30 годов.

Реклама

Главный приз ОМКФ – Золотой Дюк

Усилилась в этом году и профессиональная секция. Мы пригласили глав крупнейших кинофондов Западной Европы обсудить с восточноевропейскими коллегами стратегии копродукции в сфере кино. Копродукция – практика совместного производства кино ресурсами нескольких стран – главная тенденция для украинской киноиндустрии сейчас.

Традиционно состоится и Летняя киношкола ОМКФ. Наши гости – Эмир Кустурица, Александр Роднянский, Тимур Бекмамбетов и другие прочитают мастер-классы для начинающих кинематографистов и всех любителей кино. Ежедневно будет один или два мастер-класса.

— А кто будет из звездных гостей?

— Будет много россиян — Константин Хабенский, Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Константин Крюков, Марат Башаров, Тимур Бекмамбетов. Из зарубежных звезд — Сильвия Хукс, Ульрих Зайдль, Майкл Уинтерботтом, Роджер Корман, Иржи Менцель, Эмир Кустурица.

Приедет много украинских звезд – старых, мощных, на которых держится украинский и советский кинематограф. Это Ада Роговцева, которая представит на фестивале свою книгу воспоминаний, Лариса Кадочникова, Роман Балаян.

Также мы хотим по максимуму собрать украинских актеров, особенно молодых — всех, кому небезразлично становление украинского кинематографа. Кино без звезд невозможно, а наши звезды сейчас больше сияют на российском небосклоне. Хочется вернуть их к нам, чтобы люди их знали и чтобы они включались в работу не только на ТВ, но и снимались в кино, поддерживали гордость профессии.

Александр Роднянский

Насколько охотно иностранные звезды едут в Украину? Их не приходится усиленно уговаривать?

— Вы знаете, удивительное магическое слово "Одесса" на всех хорошо действует. Почему-то у всех находятся какие-то родственники в Одессе, что приятно. По другим городам — нет, а вот именно в Одессе у большинства наших гостей из кинематографической тусовки находятся какие-нибудь бабушки-дедушки, прабабушки и так далее.

На самом деле в Одессу несложно звать. О нас хорошо говорят. Мы презентуем ОМКФ на крупных мероприятиях. Нам дают хорошие рекомендации в кинотусовке, сарафанное радио тоже отлично работает. Кроме того, в этом году сработало то, что Александр Роднянский согласился возглавить жюри, и его присутствие лишь усилило желание российских наших друзей еще ярче представиться на фестивале.

В Одессе закипела жизнь, активнее начало развиваться кинематографическое движение. Там – да и вообще в Украине — становится модно снимать. Поэтому звать гостей несложно — все хотят представить свои фильмы.

— Звездные гости фестиваля выдвигают какие-то особые требования?

— Видимо, к нам приезжают скромные звезды. У них нет каких-то специальных райдеров. Никаких особых условий или специфических диет никто не требует. Главное, чтобы была гостиница и самое необходимое.

— Кто вам больше всего запомнился в общении?

— Они все очень приятные. Например, Киллиан Мерфи запомнился как прекрасный, удивительный человек, очень мягкий. Малкович очень интересный. Он говорит на всех возможных языках. Несмотря на свое спокойствие, как-то по-кошачьи может завладеть всеобщим вниманием. Помню первую встречу, первый ужин был за день до открытия фестиваля. Только все собрались и сели — он тут же взял инициативу в свои руки, всех перезнакомил и сделал так, чтобы люди приятно и спокойно проводили время. Я думаю, он умеет управлять аудиторией и получает от этого удовольствие.

Радует, что все наши гости даже из старой гвардии постоянно что-то снимают и продюсируют, среди них нет "пенсионеров". Это, видимо, профессия до последнего вздоха.

— Были ли интересные или забавные случаи?

— Их много. Например, когда приехал Ежи Штур, так совпало, что его поселили в гостиницу, где много лет назад проходили съемки "Дежавю". Он решил, что это сделано специально, бросил вещи в номере и, не задерживаясь, побежал изучать гостиницу – все подвалы, чердаки, замучил весь персонал, вспоминал, как что было и что поменяли… Мы думали, что человек приедет и пойдет отдыхать, а он два часа исследовал все уголки гостиницы.

Еще было забавно общаться с Майклом Мэдсеном — оказалось, что он разговаривает точно так же, как в фильмах. Я сначала подумала: "Не может быть, это, наверное, образ какой-то". Но нет, это действительно его манера общения.

— Кто помогает в финансировании и организации фестиваля?

— Фестиваль проходит под патронатом губернатора Одесской области. 3,5 миллиона гривен, которые мы получаем – это существенный вклад. Миллион дает город, помогает и Министерство культуры, которое, правда, сократило в этом году финансирование на полмиллиона. Но миллион, который остался, — это тоже существенно.

Но нужно сказать, что все это – лишь 15% средств. 85% мы собираем сами. Это частные компании, предприятия, бизнесмены, небезразличные люди.

Мы очень много работаем над тем, чтобы максимально привлечь европейские и мировые фонды, потому что без умных денег, как говорится, "кина не будет". Это должны быть деньги от кинопрофи, которые понимают процесс и которые могут оказать необходимую помощь – контактами, профессиональными советами. Сегодня этих фондов больше 15, а начинали мы с нуля.

— Кинофестиваль можно рассматривать как прибыльный бизнес?

— Может быть, где-то и есть фестивали, которые приносят прибыль, но я таких не знаю. Фестиваль – это дотационное мероприятие, на которое нужно собирать деньги, искать партнеров и спонсоров. В Европе все кинофорумы и фестивали спонсируются государством, профильными фондами, благотворительными организациями.

— Возможно ли снизить стоимость билетов на фестиваль?

— Спецабонемент на Каннском фестивале, к примеру, стоит тысячу евро. А стандартный, который мало что дает, — 250 евро. Если сравнить с нашим, с которым можно ходить везде, на все показы, и который сейчас стоит 995 гривен, то я думаю, что это хороший вариант. Кроме того, мы всегда делаем акции – до мая можно было купить абонемент по цене в два раза меньшей. К тому же можно приобрести билеты на отдельные показы – в фестивальном дворце и двух других кинотеатрах-партнерах. Мы открыты всем до последнего момента. Для человека, который заранее знает, чего он хочет, не проблема все спланировать и поехать.

— Сколько человек помогает готовить такое масштабное мероприятие?

— Костяк команды практически не меняется с первого ОМКФ – это около 25 человек из Киева, Одессы, России и Европы. А во время фестиваля мы расшираяемся в 10 раз благодаря нашим волонтерам. Этот проект мы запустили с прошлого года и безумно этому рады, потому что помогают очень классные, толковые ребята, и за это хочется им сказать огромное спасибо. Найти команду в 250 человек, которые эмоционально заряжены на позитив, достаточно сложно. На этих ребятах и держится фестиваль.

— Как вы отбираете фильмы на ОМКФ?

— Отбираем по всему миру. Куда не можем доехать сами – находим людей, которые помогают в отборе. Критерий у нас один – фильмы категории арт-мейнстрим. Это хорошее интеллектуальное кино для широкой аудитории, понятное, смотрибельное, умное, после которого есть весь комплекс человеческих переживаний. К слову, некоторые фильмы представляются на фестивале впервые и потом могут вообще не выйти в широкий прокат, поэтому ОМКФ – уникальная возможность их увидеть.

— Какие из фильмов вы бы посоветовали посмотреть в первую очередь?

— Я не могу что-то выделить – это все равно, что из своих детей выбирать. Как минимум, советую посмотреть весь конкурс и фестиваль фестивалей. Спецпоказы, Гала-премьеры — это уникальная возможность приобщиться не только к просмотру, но и к общению с создателями фильма и зрителями в зале. Когда есть обратная реакция, это всегда здорово. У нас собирается очень активная аудитория, а значит, есть большие перспективы.

— Каков усредненный образ зрителя ОМКФ?

— Это молодежь, больше девушек, женщин – соотношение с мужчинами примерно 60% на 40% как минимум. Все с активной жизненной позицией, люди, которые понимают, куда они едут – за интеллектуальным интересным кино. Им хочется достичь нового уровня саморазвития, пережить новые эмоции, которые дает кинематограф. Вот такой портрет нашего зрителя – открытого, готового к общению, активного.

— Как развивается в Украине культура кинофестивалей и интеллектуального кино?

— Мы эту культуру прививаем и с большими сложностями не сталкиваемся. Люди открыты и хотят, чтобы эта культура прижилась. Они смотрят по 30 фильмов за фестиваль, причем это не какие-то заядлые киноманы. Видимо, есть определенная усталость от пустого кино, от потраченных денег на "попкорн". Благодарность зрителей после просмотров, блеск в их глазах очень радует. Люди уже сами хотят смотреть хорошие, умные фильмы.

— Когда вы только начинали организовывать первый фестиваль, почему местом проведения выбрали именно Одессу?

— Если взять все города Украины, то бесспорной царицей кино будет Одесса – и по выходцам, и по истории, и по владельцам больших кинокомпаний – у "Голдвин Майер" и "20 столетие Фокс" основатели были одесситы, — и кинофонды возглавляют в основном люди из Одессы.

Еще важно было правильно выбрать время проведения фестиваля. Карта мировых кинофорумов достаточно плотная. Июль был прекрасным месяцем для этого. Море, Одесса — по этому поводу даже дискуссий не было, это сразу стало очевидно.

— По вашему мнению, есть перспектива для Украины по уровню приблизиться, например, к тем же Каннам?

— К Каннам мы не приблизимся, но нам это и не нужно. Надо правильно занять свою нишу. Мы нашли свою идею – зрительский фестиваль. С прошлого года Гран-при ОМКФ выбирают зрители – они голосуют за фильмы Международного конкурса. Мы не стремимся "захватить мир" – для нас важно освоить постсоветское пространство, Центральная и Восточная Европа. Нужно делать максимальный акцент на наших звездах, развивать свой кинематограф. А Канны — это уже незыблемая вещь, фестивалю 66 лет. Мы же пока говорим о более короткой перспективе, 5-10 лет. Через 66 лет, конечно, все возможно. Сейчас же мы хотим развиваться, улучшать качество, контент, наполнение конкурсных и внеконкурсных программ, усиливать образовательные и профессиональные секции ОМКФ, делать еще ярче и интереснее публичные показы на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске.

ОМКФ однозначно вырвался на ведущее место на постсоветском пространстве, и я думаю, что мы продолжаем наше движение вверх среди стран центральной и восточной Европы. Мы твердо входим в топ-5, и это не предел для нас, хотя на этом поле с нами конкурируют Карловы Вары, Варшава, Сараево, София, Москва. Некоторым фестивалям уже по 20 лет, а нам пока только четыре. Но мы уже подбираемся к топ-3, есть куда двигаться.