На съемках своих фильмов Гайдай не смеялся, а в Одессе пугал цыган

13 февраля 2013, 13:35
Три фильма-юбиляра: мы нашли такси на Дубровку и шапку Грозного, а вдова режиссера рассказала о римейке "Ивана Васильевича"

Гайдай. В этом году режиссеру могло бы исполниться 90 лет

Реклама

Нынешний год объявлен годом Леонида Гайдая. Его первая комедия "Жених с того света", за которую режиссера чуть со свету не сжили чинуши от кино, а он заработал язву, отмечает свое 55-летие. Юбилеи также "гуляют" "Иван Васильевич меняет профессию" (40 лет) и "Бриллиантовая рука" (45). А самому Гайдаю могло исполниться 90 лет!

"Со смерти Лени прошло уже без малого 20 лет, а наша с ним совместная жизнь помнится, словно это было только вчера, — с грустной улыбкой рассказала нам вдова режиссера Нина Гребешкова. — Мне не хватает его, но, бывает, мы с ним видимся во сне. Он иногда приходит, и тогда мы беседуем обо всем на свете — о кошках, о нашей даче".

Не могли мы не спросить у Нины Павловны про шквал грядущих ремейков картин ее мужа. "Только я как-то подуспокоилась, что взялись за "Кавказскую пленницу", как вдруг, словно обухом по голове, — будет ремейк "Ивана Васильевича" (должен выйти в 2014-м. — Авт.). Причем продюсеры утверждают, что картина — вовсе не ремейк Гайдая, а "переосмысливание пьесы Булгакова, права на которую они выкупили у потомков Михаила Афанасьевича". Но лично мне кажется, что им вряд ли удастся не использовать все те находки, что придумал для картины Леня (режиссер серьезно осовременил оригинальную пьесу Булгакова). В общем, я подожду выхода картины и обязательно ее посмотрю, чтобы понять что к чему. Пойду ли я в суд? Нет, мне все-таки уже 82 года — не до этого". Кстати, поговаривают, что в ремейк вернется небезызвестный "обворованный Антон Семенович Шпак" (актер Владимир Этуш). Однако это лишь слухи — актер с негодованием отверг не только свое якобы участие, но и саму идею ремейка, назвав ее "сущим безобразием".

Реклама

КУРИЛЬЩИК И ИГРОК. Мы, зрители, наизусть знаем картины Леонида Иовича. Но при этом мы ничегошеньки не знаем о самом режиссере. Ни того, что он воевал и таскал на себе пленных немцев, что однажды подорвался на мине, осколки от которой до конца жизни сидели в его ноге, причиняя боль. "На съемочной площадке Леонид Иович никогда не смеялся, — рассказала нам художник по костюмам Татьяна Беляковская, работавшая с Леонидом Гайдаем на двух его последних картинах. — Даже если все вокруг буквально угорали от смеха. Максимум, что он себе позволял, — легкую улыбку, такая жесткая у него была концентрация на работе. А еще он был заядлым курильщиком — с сигаретой никогда не расставался. Думаю, за день выкуривал 3—4 пачки".

Кстати, курение — не единственная плохая привычка Гайдая. По словам Нины Гребешковой, режисер был страстным картежником. Он ночами мог резаться в покер, забывая обо все на свете. Причем игроком он был плохоньким: "Леня проигрывал безумные суммы денег. Например, мог спустить 1000 рублей (для сравнения, зарплата инженера тех времен — 120—140 руб. — Авт.)". И хозяйственником был не ахти, чтобы поменять лампочку в люстре, он беспомощно звал на помощь свою жену.

Зато в работе буквально становился другим человеком — твердым, пробивным, уверенным. "Хорошо помню, когда на "Мосфильме" узнали, что Гайдай собирается снимать "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" в Америке, к нему люди караванами пошли, мол, возьмите меня, я вам сгожусь, — говорит Беляковская, — Леонид Иович на это не "повелся" — с собой он брал людей проверенных, с которыми работал на большинстве своих картин. Кстати, многие не любят этот фильм, а сам Гайдай считал его своей лучшей работой со времен "Бриллиантовой руки".

Реклама

ГАЙДАЙ И ОДЕССКИЕ ЦЫГАНЕ. О том, что режиссер питал слабость к Крыму, — ни для кого не секрет. Там он снимал большинство своих киношедевров. Так, в знаменитой Долине привидений до сих пор растет дерево, прозванное в народе "орехом Никулина" — с него в "Кавказской пленнице" падал герой Никулина — Балбес. Но и к Одессе Леонид Иович относился с большим теплом. Именно в этом городе Шурик-Демьяненко с помощью "докторской" колбасы, превращенной в "любительскую", пытался усыпить бдительность соседского пса в новелле "Наваждение" из "Операции "Ы". В Одессе же режиссер снимал свою предпоследнюю комедию "Частный детектив, или Операция "Кооперация". "Однажды наша съемочная группа шла по подземному переходу, в котором сидели цыгане, — рассказывает Татьяна Беляковская. — И был среди нас актер, одетый в форму милиционера. Когда цыгане его увидели, то всем табором кинулись в рассыпную. А мы давай им кричать: "Возвращайтесь, мы артисты!". Они вернулись — смущенные такие. И предложили нам помочь с реквизитом. Вот тут уже мы испугались за свое добро. Гайдай потом часто с улыбкой вспоминал этот эпизод, так он ему понравился".

САМ СНИМАЮ, САМ ИГРАЮ

Свой путь в кино Гайдай начинал как актер (фильм 1956 года "Ляна), но даже переквалифицировавшись в режиссера, Леонид Иович продолжал сниматься — уже в своих картинах, но в крохотных эпизодах. Так, в "Операции "Ы" (новелла "Наваждение") он появляется в начальных кадрах — в роли мужчины, выходящего из института. В "Иване Васильевиче" играет прохожего (в сцене, где Шурик подбегает к магазину радиотоваров, закрытому на ремонт, мимо него проходит высокий бородатый гражданин в шляпе и темных очках — это и есть Гайдай). В "Бриллиантовой руке" он играет в массовке, когда берут интервью у Семен Семеныча. Самая большая роль Гайдая — Коробейников в "12 стульях".

ФИЛЬМЫ-ЮБИЛЯРЫ

"ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА" — 55 ЛЕТ. Фильм снят в 1958 году. Длительность первой в карьере Гайдая комедии, обыгрывающей советскую бюрократию, — 51 минута, но первоначальная версия длилась 90. Пропавшая временная разница лежит на совести цензоров. Посмотрев картину, они пришли в откровенный ужас. Режиссера обвинили... в антисоветчине (им не понравилась история о том, как главу учреждения ошибочно посчитали мертвым, приняв тело другого погибшего за него. А когда начальник вновь объявился, его заставили предъявить справку, что он действительно жив).

Тогдашнему наставнику Гайдая и директору "Мосфильма" Ивану Пырьеву вкатали строгий выговор за "деятельность его 35-летнего ученика". А самому Гайдаю хотели навсегда закрыть двери в мир кино. К счастью, Пырьев, с риском для себя, отстоял его. Именно тогда у Леонида Иовича открылась язва, которая потом мучала режиссера до конца жизни.

"БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА" — 45 ЛЕТ. Фильм 1968-го года. Автор этих строк, будучи в Воронцовском дворце в Алупке (Крым), слышал как экскурсовод, показывая на узкую улочку, говорил: "А вот здесь снимали падение Семена Горбункова в исполнении Юрия Никулина с его знаменитым "Черт побери!". На сам же деле герой Никулина поскальзывался в Баку, где снимали заграничные сцены (в сцене, когда нога Горбункова наступает на арбузную корку, Никулину никак не удавалось упасть реалистично, в итоге в кадре за него скользит конечность Леонида Каневского). "Иностранная речь", на которой общаются контрабандисты — не что иное как полная тарабарщина. Слово "мордюк", несколько раз звучащее в разговорах, было придумано Гайдаем после того, как он на съемках поругался с Мордюковой. А вот фраза "березина команит" — это уже креатив все того же Каневского, который обыграл девичью фамилию своей жены.

Как всегда, фильм Гайдая (а режиссеру тогда было 45 лет) пострадал от цензуры. Были убраны реплики: "Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм" и "Партию и правительство оставили на второй год", фразу "Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает синагогу" подредактировали на "посещает любовницу". Чтобы защитить картину от дальнейшего "надругательства", режиссер придумал следующий ход: в финале он изобразил... документальную хронику ядерного взрыва. Естественно, все от этого обалдели и пока режиссера уговаривали вырезать этот кадр, забыли о придирках к другим эпизодам.

"ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ" — 40 ЛЕТ. Фильм снят в 1973 году. Как рассказала нам Нина Гребешкова, Гайдай спал и видел в роли царя Грозного своего любимого актера Юрия Никулина, но тот отказался сниматься, считая, что фильм по пьесе опального Булгакова непроходной. "Не хочу играть в кино, которое все равно положат на полку", — говорил Юрий Владимирович. И тогда режиссер крепко на него обиделся (впрочем, спустя время все же простил "отступника"). Кстати, мало кто знает, что Булгаков — любимый писатель Гайдая. И Леонид Иович даже собирался экранизировать его белогвардейский "Бег", да Госкино запретило.

С "Иваном..." режиссеру тоже всячески мешали. Чиновники от культуры считали, что "великий русский царь" выглядит... дураком, и заставляли режиссера снова и снова переписывать сценарий. Цензура и Гайдай — это вообще отдельный предмет для изучения. Когда картина уже была снята, Гайдая заставили переписать сцену, где милиция допрашивает царя: "Где живете? Адрес, я спрашиваю?" — "Москва. Кремль". Чиновники пришли в ужас: "Кремль — это ведь святое для каждого гражданина Союза место, а вы смеетесь над ним". В итоге ответ был: "Москва. Палаты".

Пострадала и другая шутка. Так, во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: "Кто оплачивать будет?". Тот отвечает: "Ну, во всяком случае, не мы", в оригинале же было: "Народ, народ, батюшка". Американским кинозрителям фильм известен под названием "Иван Васильевич: Назад в будущее". Сам Гайдай называл эту картину в числе своих любимых.

РЕКВИЗИТ: ТАКСИ НА ДУБРОВКУ И ШАПКА ЦАРЯ

Фильмы Гайдая — это не только колоритные персонажи, это еще и мир красочных декораций, костюмов, автомашин. Достаточно вспомнить расписные царские палаты в "Иване Васильевиче" или же смешное авто Бывалого из "Операции Ы". Мы позвонили в Москву на киностудию "Мосфильм", чтобы узнать судьбу реквизита из гайдаевских картин. Как оказалось, почти все удалось сберечь. Большинство вещей служат экспонатами в музее при студии (туда может попасть каждый желающий, записавшись предварительно на экскурсию). Так, в зале с техникой можно увидеть знаменитое "такси на Дубровку". Как рассказали нам в музее, эта антикварная "Волга" до сих пор на ходу и помимо "Бриллиантовой руки", играла такси в картине "Три тополя на Плющихе". А в "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова на ней уходил от погони Деточкин. Также в музее можно полюбоваться автоматом по продаже газированной воды (из него обливался Шурик-Демьяненко), знаменитым красным платьем Селезневой и шапкой Ивана Грозного (этот головной убор носил царь и в "Борисе Годунове").