На "Берлинале" покажут кино из зоны и про страну с КГБ

8 февраля 2013, 07:41
Стартовал фест с бюджетом в €21 млн. Нам такой размах и не снился!

Германия. В Берлинале вчера стартовал 63-й фестиваль современного кино. Фото AFP

Реклама

В Германии стартовал кинофестиваль "Берлинале-2013" (завершится 17 февраля), на котором покажут 400 фильмов. Среди гостей — Мэтт Дэймон, Николас Кейдж, Джуд Лоу, Энн Хэтэуэй, Катрин Денев, Жюльет Бинош. Жюри возглавил режиссер из Гонконга Вонг Карвай ("Любовное настроение"). Традиционная "фишка" феста — наличие в программе религиозных картин, фильмов о жертвах политрежима и секс-меньшинствах. Немцы и в этом году не изменили себе.

Среди ожидаемых премьер — картина иранца Джафара Панахи "Закрытый занавес" (о мужчине с собакой, которой он, по исламским законам, не имеет права владеть, и о женщине, принимавшей участие в запрещенной вечеринке). Панахи прославился тем, что в 2010-м у себя на родине был приговорен к 6-летнему заключению и 20-летнему запрету на профессию за "антиправительственную деятельность" (участвовал в акциях протеста против официальных итогов выборов в 2009-м). Новый фильм он снимал за решеткой, передавая указания второму режиссеру. Не меньший ажиотаж вызовет документалка о Беларуси "Под колпаком", снятая Робертом Деннисом и Марком Берном. В аннотации к ленте: "Предлагаем вам путешествие по стране, где все еще жив КГБ, а собраться в общественном месте без причины считается преступлением".

БЮДЖЕТ. В случае кинофестов действует правило: "Нет денег — нет феста". Бюджет — это все: приглашенные звезды, реклама, фуршеты, статусность, наконец. Бюджет "Берлинале-2013" — крупнейшего кинофеста в мире — 21 млн евро. Для сравнения: у Каннского фестиваля — 8 млн евро, у Венецианского — 10 млн, Московского — $3 млн, а у киевской "Молодости" — 590 тыс. евро. Откуда же фестиваль может получать средства? Бюджет "Берлинале" пополняется из нескольких источников (эта схема действует и в отношении других фестов, меняются лишь пропорции "вливаний"). Так, треть денег (7 млн евро) дает государство, треть — город, треть — спонсоры. Для общей информации: Киев на свою "Молодость" дает аж… 100 тысяч грн. "А бывало и 50 000 грн, — рассказал нам директор кинофеста Андрей Халпахчи. — Но в этом году нам обещали выделить 1,5 млн грн и помочь с массированной рекламой. Спонсоров мы ищем сами, но очереди желающих посотрудничать — нет".

Реклама

БИЛЕТЫ И СУВЕНИРКА. На "Берлинале" около 10% расходов покрывает выручка от продажи билетов (в Берлине люди занимают очереди за билетами с ночи) и сувенирной продукции. Цены на билеты для европейцев более чем подъемные: от 9 – до 13 евро (для сравнения: чашка кофе стоит 3 евро). Сувенирная продукция с символом фестиваля — разнообразна: чашки (10 евро), сумки (5,90), футболки (24), плюшевые мишки (19), футляры для телефонов (13), термосы (12), карманные зонты (19) и т.д. Приобрести их можно в интернете и в кинотеатрах. "Подобная продукция разметается как горячие пирожки, — говорит Халпахчи. — В последний день феста уже ничего невозможно купить — все разбирают туристы и горожане. В свое время мы для "Молодости" тоже заказывали сувенирку, но ее продажа погоды нам не сделала. Понимаете, за границей купить символику своего феста — значит поддержать его. Это своего рода патриотизм. У нас же люди могут позволить себе купить лишь самое необходимое".