Как продавцы играют на психологии покупателей и откуда везут дешевый товар

4 октября 2013, 17:42
Эксперты рассказали, что стоит покупать в бюджетных магазинах, а от каких товаров лучше отказаться

Доступные вещи

В магазинах "Все по 15 гривен" можно купить что угодно: французскую посуду, товары из телемагазинов, какие-то неведомые штуки вроде вращающихся платформ для цветов, косметику и совершенно китчевые предметы типа статуэток колченогих херувимов. Не все из этого дешевое — есть вещи, которые стоят даже больше, чем в обычных торговых сетях. Но все-таки чаще всего товары в таких магазинах, судя по ценам, как будто выставлены на тот самый аукцион невиданной щедрости. Это и вызывает настороженность у простых покупателей: почему так дешево? Может, там продают подделки или очень некачественные вещи? 

Наталия Марченко, менеджер на складе в Броварах, на котором продавцы бюджетных магазинов закупают свой товар, объяснила: "Мы уже давно сотрудничаем со многими китайскими производителями. Весь товар имеет разрешительные документы и сертификаты (это должно успокоить тех, кто побаивается покупать в дешевых магазинах косметику), копии которых можно попросить у продавца в самой торговой точке". Владелец столичной сети "Все по 10 гривен..." Владислав закупается не только на складах: "Что-то берем и на одесском рынке "7-й километр", что-то — напрямую на отечественных производствах. Недавно провели эксперимент — по 12—15 грн начали продавать украинские консервированные овощи и соки. Вначале люди настороженно относились, а теперь не успеваем подвозить — все сметают". 

Реклама

Продавец Ольга, которая просила не называть ее фамилии, рассказала, что часто к ним попадает вполне качественный, но залежалый товар из обычных магазинов. "Им проще продать товар хоть за какие-то деньги у нас и потом поделиться с нами прибылью, чем распродавать вещи самим".

Администратор магазина в Киеве Светлана Покровская объяснила, почему они работают не в убыток: "Мы существуем за счет оборота. Наценки небольшие, у поставщиков мы закупаемся огромными партиями, поэтому цена закупок очень низкая. Экономим на аренде (ищем помещения с невысокой арендной платой) и зарплатах — сотрудников у нас не много". 

Самые популярные товары среди клиентов таких магазинов:

Реклама

Рамки
Всех видов, форм и размеров. Тут закупаются даже галеристы.

Столовая посуда
Разнообразная, чаще всего хорошего качества.

Коробки
И другие контейнеры для хранения всего что угодно: от обуви до одеял.

Реклама

Элементарное
Пластиковые ведра, мыльницы, плечики и прочие вещи "на века".

Праздник приближается
Отличное место для покупки настроенческой мишуры.

Что не стоит покупать?

Батарейки
Как правило, они не очень высокого качества и быстро разряжаются.

Столовые приборы
Очень тонкие, материал непонятный, темнеют быстро.

Кастрюли и сковородки
Стоят они там от 60 грн, а из строя выходят быстро.

Наборы для маникюра
Ножницы плохо режут, а пилочки стираются за пару дней.

Полотенца
Синтетические, плохо впитывают влагу.

Комментарий психолога

Ирина Литвин,бизнес-тренер и психолог

"Вы замечали, что в этих магазинах все очень грамотно продумано с точки зрения маркетинга? Во-первых, весь товар можно потрогать. Ведь подержав любую вещь в руках, вы начинаете в какой-то мере чувствовать себя ее владельцем, и расстаться с ней становится сложно. Во-вторых, срабатывает извечная любовь к халяве и плюшкинизм: "Ого как дешево! Надо брать, и побольше, побольше! А там уж разберемся". Чтобы не накупить ненужного, помните о своей мечте: например, купить новый холодильник или поехать в отпуск к морю. Мелкие, казалось бы, траты потом в совокупности выливаются в немалые суммы, которые можно было сэкономить на более высокие цели.  Поэтому в таких магазинах лучше иметь четкий и прописанный на бумаге список покупок. Если чувствуете, что вас уже занесло и вы гребете все подряд, постарайтесь остановить себя и спросить: "Что я со всем этим буду делать? Нужна ли мне 85-я чашка?"

 Я не ругаю такие магазины ни в коем случае. В них есть немало полезного, да к тому же там можно снять потребительский "зуд" в руках. Эдакая маленькая шоппинг-терапия: купить какую-то мелочь за копейки и поднять себе настроение. Но только помните про хитрые маркетинговые ходы: как правило, на уровне глаз расположены те вещи, которые хотят побыстрее "спихнуть". А выше и ниже может быть что-то аналогичное, но лучше и дешевле".