Квартира Гмыри — под арестом, а в доме Довженко живут бизнесмены

10 августа 2012, 12:36
Мы решили выяснить, что сейчас происходит с домами знаменитостей.

В этом доме находится квартира оперного певца Бориса Гмыри

Кто сейчас живет в домах известных людей и кому они принадлежат? Знают ли нынешние владельцы их историю? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы объездили двенадцать домов известных людей в разных районах Киева. Увы, улучшая жилищные условия, люди смотрят на метры и престижность дома, даже не поинтересовавшись его историей...

Читайте также: Жильцы дома Ахматовой о ней не знают, а в доме Вертинского — детская поликлиника

Реклама

В ДОМЕ ДОВЖЕНКО — БИЗНЕСМЕНЫ

В сером доме по ул. Шелковичная, 10, где жили украинский кинорежиссер Александр Довженко (1894—1956 гг.) и писательница Ванда Василевская (1905-1964 гг.), как оказалось, почти не осталось коренных жителей.

"Большую часть квартир в этом доме выкупили бандиты и бизнесмены, — признался нам сосед с первого этажа. — Они приезжают сюда на дорогих иномарках. Старых жителей осталось всего несколько человек. Сам я живу в квартире своей 80-летней бабушки, она рассказывала мне, что Довженко жил на четвертом этаже, но кто сейчас там обитает, я не знаю. Сейчас не принято общаться с соседями".

Реклама

Другие жильцы, узнав чью квартиру мы ищем, возмутились: "Какая вам разница, где жил Довженко? Он жил здесь всего два года, сами подумайте, сколько всего с того времени поменялось. Сейчас здесь живут другие жильцы, имена которых вам ничего не скажут".

В ДОМЕ КУПРИНА — ФИНИНСПЕКЦИЯ

Реклама

Квартира создателя "Гранатового браслета" Александра Куприна (1870—1938 гг.) на Подоле по адресу Петра Сагайдачного, 4, с большой историей: когда-то здесь располагался бордель, а нынче — Государственная финансовая инспекция.

"На втором этаже руководители нашей конторы, — рассказал нам охранник, — открыли небольшой музей, материалы о писателе кропотливо собирали долгие годы. "Бывает, люди приходят, интересуются, мы не пускаем. Впрочем, попасть в музей все же можно, но только с разрешения высшего руководства", — пояснил мужчина.

За почти семнадцать лет работы на этом месте охранник общался с разным народом, но особенно ему запомнилась бабушка 80 лет. "Она с палочкой, но приходит каждую неделю, приносит свежие цветы к его барельефу. Передает разные документы в наш архив. Книгу о Куприне написала, рассказывала, что даже общалась с ним лично".

КВАРТИРА ГМЫРИ ПОД АРЕСТОМ, А КУСЕНКО НЕ ЗНАЮТ

Квартира оперного певца Бориса Гмыри (1903—1969 гг., исполнял партии Руслана из оперы "Руслан и Людмила", Гремина из "Евгения Онегина")  в Пассаже на ул. Крещатик, 15, вот уже несколько лет находится под арестом.

Племянница артиста Анна Принц рассказала нам, что пока даже не знает, как выйти из этой ситуации: "В следующем году исполнится 110 лет со дня рождения Бориса Романовича, к этой дате я выпустила два года назад "Дневники Бориса Гмыри", из-за этого и разгорелся весь сыр-бор". На выпуск книги родственница Гмыри взяла в банке кредит — 261 тыс. грн. По ее словам, министерство культуры обещало "Дневники" выкупить, но когда книга вышла, чиновники о ней забыли. "А кредиторы стали требовать вернуть долг. В итоге квартиру арестовали... Общая сумма долга наросла до 390 тысяч грн, из которых 180 тысяч я с помощью обычных людей выплатила".

Кстати, обстановка в квартире осталась как при жизни  Гмыри. Но помещение требует ремонта: "Я мечтаю, чтобы здесь был  центр его творчества, а сами бы мы переехали в другую квартиру".

А вот в соседнем доме, где жила украинская актриса Ольга Кусенко (1919—1997 гг., "Мартын Боруля"), несмотря на то, что там висит мемориальная доска, об актрисе и не слышали. "Знать не знаем, кто такая Кусенко. Сейчас здесь офисы и посольства", — ответили нам по домофону.

В ноябре этого года — 15 лет, как не стало актрисы, которая 60 лет проработала в театре им. И. Франко.

У ЯКОВЧЕНКО — ТУРФИРМА

Напротив театра им. Ивана Франко по ул. Ольгинской, 2/1 стоит дом, который когда-то принадлежал графине Романовой. В нем жил культовый украинский актер, отец Прони Прокоповны из кинофильма "За двумя зайцами" Николай Яковченко.

Певец Дмитрий Гнатюк и сейчас с удовольствием вспоминает, как любил Николай Федорович выйти из своей квартиры и посидеть в сквере со своей собачкой. Позже в его честь в этом сквере открыли памятник.

Говорят, после смерти Яковченко его квартиру отдали... государству. А кто сейчас в ней живет, затрудняется сказать даже консьержка в парадном: "Когда-то там находилось коммунальное управление, потом турфирма... Постояльцы так часто меняются, что даже жильцы их не знают".

У АМОСОВА МОЛЕЛЬНЫЙ ДОМ

Известный украинский кардиолог Николай Амосов (1913—2002 гг.) последние годы жизни провел в Киеве на ул. Ленина, 42 (ныне Богдана Хмельницкого). "А вы уверены, что здесь жил сам Амосов? Я в этом доме ремонтирую квартиру на пятом этаже, если узнаете, что он жил именно в ней, обязательно скажите... Это ж может получится, что я у него сейчас ремонт делаю?" — недоумевал мужчина.

"Амосов жил на втором этаже, — уточнила соседка с третьего, которая живет в этом доме не первый десяток лет. — Николай Михайлович дружил с моим мужем, в моей памяти он остался светлым, добрым человеком. Всегда здоровался со всеми, интересовался, как и что... Что сейчас с его квартирой — мне неизвестно, все кругом продается".

Нынешних жильцов квартиры нам найти не удалось, на звонок никто не ответил. А вот в квартире напротив Амосова, похоже, живут верующие, или же там — баптистская церковь: на дверях висят кресты и ангелочки.

РЯДОМ С КВАРТИРОЙ КУРБАСА — ИЗДАТЕЛЬСТВО: "МЫ ЕГО НЕ ЗНАЕМ"

Украинский режиссер, прославленный драматург Лесь Курбас (1887—1937 гг. — организовал театр "Березіль") приехал в Киев из Галичины с матерью Вандой Адольфовной в марте 1916 года по приглашению Николая Садовского. Курбас всю свою жизнь мечтал превратить украинскую столицу в новую театральную Мекку.

За годы жизни в столице он сменил десятки адресов: обитал на Фундуклеевской (Богдана Хмельницкого), на ул. Караваевской (Льва Толстого) и др. Со своей матерью Курбас около года (с 1916 по1917 г.) жил на ул. Панаса Саксаганского, 110, на втором этаже. Но на самом доме нет даже мемориальной таблицы.

Рядом с его квартирой сейчас находится издательство, но о соседстве с драматургом, там ничего не слышали: "Может и был такой, но мы его даже не знаем".