Константин Райкин: "Отец дома был как мягкий хлеб"

10 декабря 2012, 15:46
Актер рассказал о "домашнем" Райкине, о самых нелепых слухах об отце и как давал за него автографы

Отец и сын. Райкин-младший: «Папа так смотрел, что кровь застывала» 

Ровно через неделю, 17 декабря, исполнится 25 лет со дня смерти советского сатирика, любимого комика Иосифа Сталина (он ему 14 раз аплодировал стоя) — Аркадия Исааковича Райкина. Его фразы "Могет быть, могет быть", "В Греческом зале, в Греческом зале", "Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди", "Женщина — друг человека", — навсегда ушли в народ. Накануне этой даты мы поговорили с его близкими, друзьями и учениками, которые рассказали нам о неизвестном Райкине.

 НАЧАЛО: Аркадий Райкин поклялся не ездить в Киев из-за зрителя, обозвавшего его "жидом"

Реклама

Екатерина Райкина: "Всю жизнь отец получал копейки"

— Народ придумывал о вашем отце разные небылицы...

— Самым нелепым был слух, что он переправлял из Израиля в Россию бриллианты в золотом гробу своей матери.

Реклама

— А как отец относился к своей популярности?

— С детства я был свидетелем того, как его обожали и любили. Но дома у нас было строгое табу на эту тему. Когда я был совсем маленьким, задал ему вопрос: "Папа, а кто из вас знаменитее: ты или дядя, которого сегодня показывали по телевизору?" Папа сделал серьезную паузу и грозно сказал: "Костя, чтобы я больше никогда не слышал от тебя таких глупых вопросов!"

— Говорили, Райкин был деспотом в работе. А каким был дома?

Реклама

— Отец никогда на нас с сестрой не кричал. У него даже в мыслях такого не было. Воспитывал нас без назиданий, своим примером. Но даже если случалась какая-то провинность, он умел без скандалов и нравоучений так посмотреть, что кровь в жилах застывала. После такого не нужно было ничего объяснять, все и без слов было понятно. А вот похвала папы была редкой и приятной, но я никогда не относился к его мнению особо внимательно. Он уважал меня как артиста, но на моем пути мне встречались другие судьбы, на мнение которых я ориентировался. При всей его строгости в работе дома он становился "мягким хлебом", очень меня любил, это мне всегда помогало, особенно в минуты, когда я терял в себя веру.

— В последние годы жизни ваш отец сильно болел...

— Он пытался это скрывать, но его лицо в последние годы превратилось в маску. Правая рука у него не работала, он не в состоянии был даже дать автограф. Нам с сестрой приходилось идти на хитрость: после спектакля нам передавали на автограф фотографии и программки, мы закрывались в гримерке и вместе с сестрой расписывались за папу. 

ВНУЧКА: "МЕНЯ СЧИТАЛИ БЛАТНОЙ"

Внучка Аркадия Райкина и дочь его сына Константина, Полина, тоже пошла по актерской стезе, она — актриса театра своего деда — "Сатирикон", снялась в фильмах "Бездельники", "Шпион". "Я родилась после смерти дедушки и знаю о нем только по рассказам родителей, — рассказала нам 24-летняя Полина. — У меня с детства была планка, ниже которой не могла опуститься. И я давно с этим смирилась. Так будет всю жизнь. Даже сейчас находятся умники, которые называют моего папу сыном великого артиста. Поэтому и я никогда от этого груза. Но если отец позвонит кому-нибудь и попросит, чтобы меня взяли на работу в какой-то театр, я скорее застрелюсь, чем соглашусь на это. Ну выйдешь ты на сцену, первые пять минут на тебя будут смотреть, как на дочь или внучку известного артиста, но на шестой минуте нужно будет что-нибудь показать, чтобы смотрели дальше. Зрителей по блату не бывает! Я много где себя пробовала: занималась спортом, танцами, но в какой-то момент меня потянуло в театр неведомой силой. Поступала я тайно, папа даже не знал об этом. Помню, на экзаменах на меня смотрели косо, считали блатной. Но как только люди начинали со мной общаться, понимали, что я — нормальный человек".