Кира Муратова: "Не верю, что можно делать кино для людей"

27 сентября 2013, 17:21
Режиссер представила в Киеве новый фильм с Олегом Табаковым в одной из главных ролей

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

Патриарх украинского кинематографа 78-тилетняя Кира Муратова представила в украинской столице свою новую картину "Вечное возвращение" (в прокате с 3 октября). На встрече с журналистами Муратова была предельно откровенна и рассказала, что новый фильм уже успел ей надоесть.

"Когда режиссер закончил фильм, он хочет отвязаться ото всей этой истории. Во всяком случае, так происходит со мной. Он все еще цепляет тебя, заставляет о себе думать, но все же уже кончилось, ты не можешь ничего сделать. Так что я всегда стараюсь отвязаться от своих прошлых работ!" — рассказала режиссер.

"Свои фильмы я всегда снимаю в состоянии влюбленности — призналась нам Муратова. — Это еще и ощущение восторга во время первых репетиций, когда актер попадает в точку. Я больше всего на свете люблю снимать кино, без этого занятия я чувствую себя девочкой, потерявшейся в лесу. Я начинаю искать юбку, за которую можно ухватиться, — кинематограф, режиссура и есть для меня эта самая юбка. Когда я не работаю, когда не снимаю кино — я очень замкнутый, закрытый человек. Проповедей я никогда не делала — не считаю себя вправе, я не гуру. Все проблемы, которые я показываю в фильмах, решают персонажи. Все, что я делаю как режиссер, — это анализ, наблюдение, но никак не проповедь. Мне всегда хотелось разрушать сюжетные и драматургические стереотипы. Например, принято во что бы то ни стало в середину картины засунуть любовную пару. Я такого стараюсь не делать — "Паша любит Машу, Маша любит Сашу…." Когда у Пикассо спросили, что такое абстрактное искусство, он ответил, что все искусство абстрактное. Все искусство абстрактное и концептуальное, а мой новый фильм — он подчеркнуто абстрактный и концептуальный".

Реклама

Ближе к концу встречи Муратова заметно погрустнела, рассуждая о своем нынешнем статусе. "Я все знаю о кинематографе, поэтому мои попытки представить себя первым зрителем своей собственной картины тщетны, — откровенничала режиссер. — Иногда я корю себя: "Вот это недостаточно вразумительно". Конечно, мне хотелось бы нравиться абсолютно всем, но не в ущерб своему собственному мнению, вкусу. В первую очередь я хочу нравиться самой себе. Вообще не верю режиссерам, которые утверждают, что снимают фильмы "для людей". Это словно ты считаешь себя высшим существом, а для людей просто мешаешь какое-то пойло. Вообще, я убеждена в том, что люди если что-то и делают, то для своего собственного удовольствия. Просто удовольствия у разных людей разные! Вот, например, мне говорят: "Это — развлекательное кино!" А если оно меня не развлекает? Но я всегда надеюсь, что найдется какая-то группка, кучка, категория людей, которые разделят со мной именно мое удовольствие".