Как живут люди в глубинках с демоническими названиями

31 октября 2013, 10:32
В Черторыйске нельзя говорить "нечистые" слова, а в Демовщине изгоняют бесов розгами из осины, выросшей на Лысой горе

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

В канун Хэллоуина "Сегодня" по традиции посещает глубинки с "демоническими" названиями. В этот раз мы добрались до Волынской области в село Старый Черторыйск, где живет 1700 человек. По одной из версий название деревне дала фраза "черти роют": село вдоль и поперек изрыто оврагами, ручьями и устьями речки Стыр (как шутят местные — от слова "стырить"). Из-за этого в отдаленные уголки села до сих пор не могут проложить асфальт, а перемещаются по мосткам из бревен или на телегах. Так что черторыйцы держат хотя бы одну лошадь. Ну, или внедорожник, как у главы сельсовета, но это редкость. Хотя современные автобусы в этих краях ходят: местных жителей возят ими на работу. На полях в 300 га, арендованных одной из агрофирм, в сезон можно заработать о 20 грн/час. Так что телеги телегами, а прогресс — налицо.

Вообще, черторыйцы — народ веселый и гостеприимный, но к чужакам относятся с опаской: мало ли какие их черти принесли? Вот в церковь зайдете, Богу и батюшке поклонитесь, или, на худой конец, голове сельсовета — тогда другое дело! Мол, чертей в миру и без того хватает. "Была у нас такая Шибениха, — вспоминает старожил Катерина Коць. — Еще девочкой вышла в поле, долго смотрела в небо, а потом и говорит маме: война будет страшная и будет здесь глубокий яр. Так и случилось. Во Вторую мировую здесь только евреев расстреляли 450 человек, а то место, где их расстреляли, превратилось в огромный яр! Но Шибениха и горя много делала. То порчу на скот наведет, то на погонщика, то корову уведет. Перед смертью, наконец, исповедалась. А так бы и не знал никто, что это ее рук дело".

ТАБУ. В черторыйской школе Хэллоуин не празднуют. "Нам батюшка не велит, — говорят школьники на переменке. — За это черти душу могут забрать". Ситуацию разъясняет молодая директор школы Оксана Брик: "Сегодня даже в учебниках 4 класса дети читают про Хэллоуин как про какую-то игру с тыквой. И нам приходится объяснять, что это серьезный мистический обряд. У нас есть языческий Ивана Купала, или христианский — обретение головы Ивана Предтечи. А Хэллоуин — не наша традиция. Да и батюшка у нас строгий — церковь как раз напротив школы. Какой там Хэллоуин!" Черторыйск — село древнее, еще в летописях упоминается. Ему 913 лет и до 1939 года село находилось под властью Польши, правили здесь князья Черторыйские. Так что главный православный храм в деревне — бывший костел. Здесь действует монастырь, однако послушники отказываются носить название с корнем "черт", поэтому именуются Чарторыйским мужским монастырем. Его настоятель отец Владимир борется с чиновниками, чтобы вернуть селу название Чарторыйск. Пока безрезультатно. "Незачем этим черным силу давать, — говорит батюшка. — Раньше она в русалках и лесовиках пряталась, а теперь в людях. Кто руководит теми, кто напивается, курит и сквернословит? Маски и тыквы — это серьезные вещи в духовном мире. У нас один селянин все хотел черта увидеть. Пришел к колдунье, а на пути домой таки встретил нечистого. Испугался — и бегом к батюшке. А тот говорит: что хотел, то и получил. Чтоб очиститься — пострадать придется. И точно! Среди бела дня к нему неизвестно откуда подходили двое и целый час лупили лозинами. На протяжении месяца, чтоб очистился. Так что нечего заигрывать с грехом".

Реклама

Демовщина: могут и вилами заколоть

В 90 км от Киева расположилось село с устрашающим названием Демовщина, хотя местные жители называют его райским уголком: чистый воздух, лес, богатые рыбой пруды. Летом ребята вдоволь купаются в водоемах, прыгают с тарзанки и ловят раков. А зимой катаются на санках и съезжают с горок на пакетах. Пасторальный пейзаж никак не наводит на мысли о том, что у села такое мрачное название. "Да наоборот! — опровергает теорию хмурой мистики 8-классница Валя Педченко. — Вы приезжайте к нам летом — купаться будем, рыбу на костре жарить!"

В местной школе — 29 учеников. Пусть не каждому дается наука, но все обязаны трудиться дома по хозяйству наравне со взрослыми. Желающие иметь крутой мобильный телефон или компьютер устраиваются во время каникул на ферму. "Работать в поле для меня проще, чем учиться в школе", — признается выпускник 9 класса Александр Богомаз.

Реклама

Название села, местные жители объясняют по-своему. "Говорят, на месте Демовщины росли дремучие леса, а в них водились странные звери, — рассказывает учительница географии Татьяна Федорий. — Люди называли их демонами и к лесу не подходили. Но нашлись смельчаки, которые не побоялись злых духов и поселились в этих местах. Зажили люди богато, потому что земля-матушка давала хорошие урожаи. Слава полетела о них в далекие края. Люди стали идти сюда из других мест, и постоянно спрашивали: "Де, мов, община?" Отсюда и пошло название — Демовщина". "Существует и другая версия названия села, — добавляет учитель истории Виктор Половица. — Когда на нашу землю нападали турки и татары, село охраняли дозорцы. Увидели дозорцы врагов и решили не пустить их в село. Как ни пытали чужеземцы дозорцев, те ничего не сказали, зато отвели врагов в овраги и балки. Заблудились чужаки и начали кричать: "Де, мов, община?"

Несмотря на то, что население Демовщины — всего 300 человек, тут множество представителей самых разных религиозных течений: есть и пятидесятники, и баптисты, и иеговисты, и субботники, и харизматы… В одном из классов учатся всего 4 ученика, и все — разного вероисповедания. Бывает, родители, в силу своих религиозных убеждений, запрещают детям праздновать Новый год или ходить на карнавал. А если узнают, что оделся в маску черта и пошел "хэллоуинить" ночью, — будут сечь розгами, чтобы демонов изгнать! Для этого специально осина растет недалеко от Лысой горы. Так сказать, выбивают подобное подобным.

Впрочем, мистики в жизни деревни хватает. 87-летнюю долгожительницу Демовщины Марию Маширенко знают не только в селе — к ней привозят деток со всего района лечить "крикливицы". Бабушка долго просит Святую Богородицу помочь детям, а родителям приказывает: закрывайте шторы — не доведи Господи, чтобы ночью на ребенка светила луна, а как стемнеет, не забывайте снимать детские вещи, развешенные на улице. "Приезжает ко мне женщина, — рассказывает баба Мария. — Врач ее чем только ни лечила — не помогало. Вот и говорит: "Поїдь до баби в Демовщину, та точно вилічить!" Так и получилось. Всякое у нас бывало. Помню, соседи извелись совсем: у их коровы дойки утром мокрые, а вымя пустое. Позже мужики подстерегли и увидели, как одна из местных женщин переодевалась в белое и доила коров. Коровы эти потом болели либо умирали. Так женщину в белом закололи вилами до смерти. Вот вам и Демовщина".

"Проклятое место": черти убирают в парках

Есть в Киевской области и свое "проклятое место" — так переводится название городка Кагарлык, что в 90 км от столицы. Здесь школьники устраивают особый Хэллоуин: переодеваются в вампиров, ведьм и прочую нечисть и... подметают дорожки парка, привлекая своим видом и веселым настроением к труду всех желающих. Взрослые такой маскарад не поддерживают, а вот дети всегда помогают чертикам сгрести листья или расчистить аллейки. А еще Хэллоуин тут используют для борьбы с алкоголем и курением — распространяют соответствующую литературу, меняют сигареты на цветы или жевательную резинку. Представьте: подошел человек к киоску, покупает пачку сигарет, тут же достает одну из них, чтобы закурить, а из-за киоска волонтер в образе Смерти выходит и зажигалку к сигарете подносит: "Давай, родимый, кури. Я уже здесь". У кого от неожиданности, у кого от испуга сигарета изо рта падает, а Смерть продолжает нравоучения и напоминает о раке легких, желтых зубах и противном запахе от одежды. "Больше всего мужчин задевает слово "импотенция". Но пока бросают курить единицы. Даже молодые беременные, но мы не останавливаемся, вода камень точит", — подытоживает лидер волонтерского движения, работник соцслужб по делам семьи, детей и молодежи горсовета Елена Чередник. "Чаще всего в Кагарлыке желающие отпраздновать Хэллоуин идут за плетками и одеждой в секс-шопы. Наши ребята все приобретают в секонд-хенде, а я им накладываю макияж гуашью", — рассказывает волонтер Руслан Побожий.