Как украинки прячутся от домашнего насилия и что делать, если муж распускает руки

23 мая 2013, 09:17
Журналисты "Сегодня" побывали в засекреченном приюте для жертв насилия и в новой соцквартире для мам.

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Реклама

Украина вошла в пятерку мировых лидеров, а также прославилась лучшей коммуникационной кампанией против насилия над женщинами 2012 года, получив премию X-Change Communications Award (США). Сказать, что в этой сфере у нас все идеально, конечно же, нельзя. Проблем полно, но ими действительно активно занимаются.

Приз получили Министерство молодежи и спорта Украины, ЮНИСЕФ и общественная организация "Ла Страда-Украина". "Свои проекты представили 119 организаций из 46 стран мира, из которых были выбраны 5 лучших информационных кампаний. В их числе — и наш проект "Красная карточка", — сказала руководитель и координатор программы "Скажем НЕТ домашнему насилию" в Украине Елена Старкова. 

В нашей стране — 33 приюта для жертв домашнего насилия. В них дают консультации специалисты, обеспечивают питанием и временным жильем. "Каждая вторая украинка сталкивается с домашним насилием, — говорит президент "Ла Страда-Украина" Екатерина Левченко. — Женщины часто нуждаются во временном убежище, и не всегда мы можем помочь из-за нехватки мест. По европейским стандартам определена пропорция —
1 место в приюте для пострадавших от насилия на 10 000 граждан". Выходит, у нас должно быть 4600 "углов", а есть всего несколько сотен.

Реклама

 

Приют  для жертв — на время

"Нет, особого насилия не было, он просто пару раз дал мне пощечину. Еще как-то так потеряла сознание. Но разве это насилие — он толкнул, и я упала? Нет, психолог мне не нужен, у меня вопрос юридический", — вот так, издалека, начинают говорить женщины, ставшие жертвами насилия в семье. Такие звонки в Центр по делам семьи и женщин Деснянского района Киева поступают десятками ежедневно. Им оказывают не только юридическую и психологическую помощь, но могут даже дать временный приют, причем совершенно бесплатно. Жить там можно до 3 месяцев. Но только киевлянкам, и только жертвам семейного насилия. "Женщину приглашают на встречу с психологом, юристом, а ее пребывание в приюте утверждает специальная комиссия", — говорит нам директор центра Наталия Грищенко. Мест всего 10, поэтому своей очереди порой ждут месяцами. Однако в наш приезд одно еще оказалось не занятым.

Реклама

СВЕРХСЕКРЕТНОСТЬ. Попасть сюда самостоятельно нереально. Адрес конфиденциален, и каждая постоялица подписывает договор о его неразглашении. Надо сказать, что нам тоже не сообщали адрес, а выделили проводника — психолога центра Кристину Казак. "Если адрес открыт, то мужья приезжают и выбивают стекла, поджигают двери", — объяснила нам Кристина. Приют для женщин находится в одной из троещинских высоток, в 4-комнатной квартире. Даже соседи не знают, что в их подъезде живут жертвы семейного насилия! В тайну посвящены лишь консьержки, которые охраняют женщин похлеще спецназа. На входе в квартиру — еще один "сторож", соцработник. Улыбается, но пропускает нас только с "проводником".

Соцработник Ольга Ивановна работает здесь со дня основания приюта. "Помню студентку с двухмесячным малышом. Отец отказался от ребенка, а бабушка выгнала маму с младенцем на улицу, как незаконнорожденного. Мы записали ее и малышку на камеру и выслали видео бабушке. В итоге та сжалилась и забрала дочь с внучкой назад. Теперь у них все хорошо".

БЫТ. Комнат для женщин — три. В одной — 4 кровати, в остальных — по две-три. Очередь в ванну или к плите похлеще пробок на мосту Патона. "Людей много, потому учимся друг другу уступать, — рассказывает Алена. — В ванной не понежишься: 10 минут — и выбегаешь. Отбой рано, в 21:30, деткам ведь в детсад. Мамы встают с 6 утра". На столе в комнате Алены целый пресс исков и документов о зафиксированных побоях. "Семь лет жила гражданским браком с мужчиной, а когда мы расстались и я захотела вернуться домой, брат встретил меня словами: "Возвращайся, откуда пришла". Дело дошло до драки. После побоев попала в больницу, жила на вокзале, пока друзья не подсказали, что есть приют для женщин. Сейчас подала в суд на раздел имущества, так он не дает "добро".

История ее соседки еще печальнее. Светлана два года скитается по приютам. "После рождения дочери муж неожиданно умер, пока мы были в роддоме, — говорит женщина. — Его дети от первого брака поменяли все замки, а мои вещи выкинули на лестничную клетку. Сначала пошла к друзьям, потом по приютам, а с 1 июня опять — в неизвестность". Несмотря на то, что заведение — государственное, здесь уютно, красиво и удобно, уходить не хочется. "Надо специально комнату построить — "место плача", — в шутку говорит Светлана. — Потому что приезжают сюда — расцветают, а уходят — всегда плачут, особенно если идти некуда". За время жизни в приюте девушки активно ищут работу, чтобы снять свое жилье. Но удается не всем. Поэтому некоторые возвращаются к бывшим, и иногда снова попадают в приюты...

Жертвы семейного насилия всегда могут обратиться по телефону (044) 518 73 72

 

Квартира даром: для мам еще есть 3 места!

С сегодняшнего дня в Киеве откроется социальная квартира для беременных женщин и молодых мам с детками раннего возраста. Здесь будут проходить реабилитацию женщины с детьми без работы и жилья, а также жертвы семейного насилия. Они могут не только проживать, но и питаться там совершенно бесплатно. В планах даже со временем выдавать девочкам карманные расходы — от 50 грн. в день.

В социальной квартире 6 мест для мам, три из них пока пустуют. Но желающих — хоть отбавляй. "Главное для нас при поступлении — не только сложная жизненная ситуация и то, что им некуда идти, но и мотивация женщины, ее желание изменить свою жизнь к лучшему, — говорит директор в Украине организации "Право на здоровье", на базе которой создана квартира, Галина Скипальская. — Сейчас в комнате по две мамы, но, возможно, их количество будет увеличиваться".

Находится жилье в Соломенском районе Киева на первом этаже в большой 4-комнатной квартире. Там работает мультидисциплинарная команда специалистов — соцработники, психологи, юристы.

— Сейчас в квартире проживают три мамы и три ребенка — два новорожденных и девочка двух лет. Этим женщинам некуда идти, помощи им ждать просто неоткуда, — говорит менеджер социальной квартиры Ольга Осадчая. — Если не поддержать их сейчас, то вероятность того, что они откажутся от своих деток и снова будут на улице — очень велика. У одной из наших клиенток даже нет паспорта, она элементарно не может зарегистрировать ребенка и получить соцвыплаты. Мы помогаем ей сделать документы, поставить ребенка на учет в поликлинику, позже устроить в детсад возле соцквартиры. Дальше она все уже будет делать самостоятельно, мы будем лишь консультировать. А еще мы учим готовить, ухаживать за собой и ребенком, планировать бюджет, распоряжаться деньгами.

СУДЬБЫ. Девочки здесь совершенно разные. Кто-то с судимостью, кто-то с опытом жизни на улице и в подвале, чему предшествовал опыт интернатский, кто-то сбежал от тирана-мужа. "После рождения дочери я неожиданно обнаружила, что муж стал употреблять наркотики, — говорит Елена. — После этого наша жизнь стала адом. Он выносил вещи из дома, поднимал на нас руку, утраивал истерики. От всего этого дочь в один "прекрасный" день просто замолчала. И я поняла, что хватит. Взяла ребенка, минимум вещей и уехала к друзьям. Потом через соцслужбу вышла на кризисный центр. Оттуда перевели в соцквартиру. До сих пор не верится, что здесь! Мой совет другим женщинам — нельзя терпеть, когда рядом с вами живет сумасшедший! Уходите! Сейчас я устроилась на работу, устроила ребенка в садик. И впервые за этот год сплю спокойно".

БЫТ. В социальной квартире на каждую маму выделен отдельный шкаф и тумбочка. "Вообще с мебелью мы перестарались, —говорит директор организации. — У девочек просто нет столько вещей, сколько у нас шкафчиков! Кто-то вообще пришел с двумя футболками и ползунками! Благо, МБФ "Украинский фонд общественного здоровья", международная организация "Право на здоровье" и Киевский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи помогают нам, обеспечивают гуманитаркой, продуктами, памперсами. Квартиру мы купили благодаря финансовой помощи Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины". Ремонт и оплату работы специалистов взяли на себя СПИД-Фонд Элтона Джона и Фонд Елены Пинчук "АНТИСПИД".

СТИРКА ВРУЧНУЮ. Несмотря на такую опеку, молодых мам здесь учат, как вести хозяйство, готовить еду. Мелкие вещи они должны стирать вручную, хотя в ванной и стоит стиральная машина. Мамы уже сдружились. "У нас одна готовит, вторая сидит с детьми, а третья — моет посуду, — говорит 24-летняя клиентка Елена. — Мы очень бережем друг друга, ведь каждая из нас уже знает "по чем фунт лиха". Я вообще должна благодарить организацию "Право на здоровье" за то, что они помогли сохранить мне ребенка! Если бы не их опека — я бы снова оказалась на улице, а малыша даже оставила бы в роддоме. Сейчас и думать об этом не хочу! Здесь просто рай. Есть соцработники, психологи, консультанты. С ними не так страшно жить".

В центре пока еще есть три места! Девушки, попавшие в кризисную ситуацию, могут обратиться  по телефону: (044) 223-71-65

 

5 советов, как избежать беды

Никогда не забывать о своих нуждах и потребностях. Любить — это замечательно, но не стоит растворяться в отношениях. Это значит потерять себя.

Разграничивать ответственность. Каждый человек САМ несет ответственность за свою жизнь и свои поступки. Взваливать на себя ответственность за жизнь другого человека — означает не помогать ему, а оказывать медвежью услугу.

Не позволять манипулировать собой. Намного проще контролировать человека, который не уверен в себе, чем того, кто ценит себя и знает, чего хочет.

Понимать других и разговаривать. Когда мы не зациклены на себе, а отслеживаем, что происходит у наших близких, для нас вряд ли станет большим сюрпризом тот или иной поступок. Когда же мы готовы слышать потребности близких,— возможно избежать многих конфликтов.

Видеть "реальность". Людям свойственно верить в лучшее, но нужно смотреть на факты. То, что человек говорит, часто отличается от того, что он готов делать.

 

Либо к родителям, либо в соцквартиру

По оценкам экспертов, приблизительно 100 000 подростков проживают на улице, из них 30% — девочки и молодые женщины. "Девочки из Центральной и Западной Украины приезжают в Киев в поисках лучшей жизни, — рассказывает общественница Галина Скипальская. — К нам они попадают уже будучи беременными. Мы звоним родителям, покупаем девочкам билеты и в 70% отправляем домой. Как-то купили девушке билет, а она никуда не уехала. Оказалось, она просто не смогла понять, на какую платформу ей нужно идти, так как не умела читать. Но есть и те, кому вообще некуда вернуться. Для таких мы открыли социальную квартиру".