Как работают украинские контрабандисты

3 апреля 2013, 16:49
Журналист "Сегодня", решив посетить соседнюю Словакию, волей-неволей оказался свидетелем и "соучастником" незаконного перевоза товаров из Украины на территорию ЕС и рассказал все тонкости схемы "челноков".

Реклама

В  начале этого года Словакия сделала для украинцев необычную акцию — под туристическую поездку консульства рассматривали возможность получения украинцами шенгенской визы от 6 месяцев до 2-х лет (для тех, кто ни разу не был в странах Шенгенского соглашения) и от 2 до 5-ти лет (для бывалых туристов). Я сразу же решил этой возможностью воспользоваться. Во-первых, и Словакию посмотреть интересно, во-вторых, значительно расширится выбор стран, куда можно поехать на отдых, но из-за визовой неопределенности мы не решались. По официальным данным, в январе-феврале консульства Словакии выдали около 10 тысяч долговременных туристически виз, увеличив приток туристов в свою страну — туристические агентства, продававшие услуги по оформлению визы и путевки сразу предупреждали, что если не поехать, то затем могут быть проблемы при ее продлении.

С целью экономии наша группа из 4-х человек заказала наиболее дешевый вариант поездки — в ближайший к границе курорт Любовня с умеренными ценами путевок. Правда, поезд идет только до Ужгорода, а оттуда доехать можно лишь на автомобильном транспорте. Через знакомых я нашел самого дешевого перевозчика, который согласился забрать нас с вокзала в Ужгороде и отвезти прямо под гостиницу в Словакии за 100 евро (другие просили в 2,5 раза больше). Как оказалось уже в ходе поездки, секрет низкой цены в том, что это был местный житель, промышляющий мелкой контрабандой. И мы для него были вовсе не основным "грузом".

Реклама

Первое, что удивило, — забрать  4-х человек приехало сразу два микроавтобуса. Да и сами транспортные средства оказались слишком подозрительные. Но мы все равно рискнули и доехали без особых приключений. Водители Васыль и Дмитрий не скрывали свой вид деятельности и даже поделились главными хитростями своей необычной работы. А мы невольно стали соучастниками процесса перевозки нерастаможенных товаров — колес, спирта, сигарет и дизельного топлива.

Опыт: как мы прятали "товар"

Водители сразу предупредили нашу группу, что в Словакии по пути нужно заехать сразу в несколько мест. Вначале мы заскочили на какое-то автопредприятие и взяли там два комплекта покрышек. А уже после пересечения границы заехали на какой-то склад и разгрузились. Водители сняли колеса  (в них были спрятаны сигареты) и поставили новые, слили дизтопливо, а также достали из недр микроавтобуса ящик водки. Изумленных пассажиров водители сразу "успокоили" — сигареты в покрышках ищут очень редко, а так как мы ехали группой, то даже если бы этот ящик с алкоголем нашли, ничего бы не было. Количество бутылок почти соответствует разрешенным нормам провоза на каждого пассажира, а лишнее они бы просто вылили. За "соучастие" в преступлении сразу сделали скидку на проезд.

Реклама

"Именно поэтому мы предпочитаем пассажирские микроавтобусы — сиденья всегда можно сложить, если везти груз, а если везти пассажиров, еще и место остается, чтобы что-то спрятать", — говорит Васыль. По его словам, в каждой такой машине есть скрытые полости в кузове, а его кум и вовсе вытащил систему отопления, заменил двигатель на мотор поменьше, а также переделал систему охлаждения. В освободившиеся полости можно спрятать как минимум 100 блоков сигарет. Конечно, если контрабанду найдут, транспортное средство конфискуют — поэтому "челноки" предпочитают покупать в Словакии старые микроавтобусы, которыми в случае чего вполне можно пожертвовать. Например, бусу, на котором мы ехали, было лет 20, не меньше.

Больше боятся "челноки" депортации и того, что их занесут в "черный список" при получении виз. Если еще несколько лет назад у консульств не было единой базы правонарушителей, то теперь различные страны ЕС обмениваются между собой информацией о нежелательных лицах. Правда, жители Закарпатья и на этот случай продумали сценарий. Так, наши собеседники показали паспорта Венгрии и Чехии. У многих их соседей по региону есть и паспорта Румынии. Кстати, по словам наших собеседников, оформление иностранных паспортов в этом регионе уже давно превратилось в успешный бизнес — стать венгром, например, стоит от 800 до 1 тыс. евро. На мое замечание о том, что потом соседние страны будут претендовать на украинскую территорию на основании того, что там живет много их граждан, водители лишь рассмеялись. "У нас у всех по 2—4 паспорта — мы уже сами запутались, гражданами какой страны являемся. Так что им вначале придется спорить друг с другом". Правда, шенгенские визы в украинские загранпаспорта они все равно ставят — чтобы их не отследила украинская погранслужба. Ведь в нашей стране двойное гражданство запрещено.

"Cпирт и сигареты скоро прикроют. сейчас переходим на продукты"

Закарпатье все понимают, что мелкая контрабанда спирта и сигарет рано или поздно потеряет смысл: либо в Украине поднимут на эти товары цены до европейских, либо существенно усилят контроль. Поэтому жители приграничных районов объединяются и вместе открывают небольшие фирмы по импорту и перевозкам. "Если бы словаки не были такими упертыми, можно было развернуться уже сейчас — любой словак, владеющий домом возле границы мог бы озолотиться, если бы построил там склад. Мы ходим и предлагаем, но они не хотят ни бизнес вместе делать, ни землю продавать. И даже если кто-то умирает в селах неподалеку, наследники предпочитают хату использовать как дачу, — продолжает собеседник, — сейчас ищем варианты".

Кроме того, инициативу со словацкой стороны перехватили местные цыгане (в Словакии эта этническая группа составляет около 10% населения), которые активно занимаются контрабандой и очень не любят конкурентов — украинских "челноков" (так мелкие контрабандисты называют себя сами).

В данный момент жители Закарпатья активно занимаются автомобилями (пригоняют на запчасти), а также продуктами питания, которые везут из Европы в Украину. Интересно, что многие продукты являются не только контрабандой, но и ворованные. "Наши заробитчане, когда нет работы в Италии, Испании и Португалии на стройках, воруют в супермаркетах, а потом продают товары элитных марок. Это макароны, кофе, алкоголь, сыры, фуагра. Естественно, что продают за копейки своим же соотечественникам: водителям автобусов, дальнобойщикам, туристам. Таких "продавцов" можно встретить на крупных стоянках в Европе, — говорит Васыль, — водители международных рейсов хорошо зарабатывают, перепродавая эти товары в Украине". И тут же предложил нам купить у него пачку дорогого кофе за 50 евро, тогда как в Киеве за нее просят минимум в два раза больше.

Словак: "людям не на что жить"

Водитель заехал вглубь села, которое находится непосредственно перед границей, и остановился возле одного из домов, достал ключи, открыл двор и заехал, как к себе домой. "Тут живет одинокая бабка, которой я помогаю бесплатно: привожу еду, колю дрова, убираю двор, а она мне разрешает хранить товар и машины. Если места не хватает, в ход идет двор ее соседа", — и махнул рукой на словака, который как раз вышел поздороваться.

Пользуясь случаем, я решил пообщаться и с ним. Володя — так представился словак — рассказал, что в "лыжный сезон" работает таксистом-гидом. С ним договариваются заранее, он подъезжает к границе и забирает украинцев, едущих на отдых. А затем привозит их на место за 20—30 евро с человека. Кроме того, договаривается с жителями частного сектора возле курортов — через Володю можно отдохнуть за 10 евро в сутки. "В остальное время я занимаюсь сигаретами и дизелем, как и все мы в селе. Людям не на что жить — фабрики давно не работают. А граница кормит".

Традиция: "на границе мы даем по 5 евро"

За несколько километров до границы наши водители с кем-то постоянно созванивались, после чего приняли решение, в какую конкретно полосу на границе заезжать. "Я знаю всех сотрудников по именам, лицам, в какое время кто работает и на какой полосе (имеется в виду дорожная разметка на границе, регулирующая потоки. — Ред.). Мы знаем, кто свободно пропускает, а кто из таможенников и погранцов дотошный, и стараемся на них не попадать. У нас развита "почта". Когда кто-то из наших проходит границу, тут же перезванивает и докладывает обстановку", — говорит Дмитрий.

Мой естественный вопрос — а как со взятками? "У таких, как мы, ни таможня, ни пограничники ничего не требуют. Словаки вообще боятся брать — у них высокие по местным меркам зарплаты в 800—1500 евро (в зависимости от должности), а за любую мелочь могут посадить. А раз не берут словаки, то нет смысла брать и нашим — если словаки увидят, будет международный скандал. Но у нас самих принято давать погранцу 20—50 грн, а таможеннику — 5 евро. Не знаю, влияет ли это на что-то", — рассказывает Васыль уже на границе. И действительно, когда сотрудники таможни и погранслужбы проверяли документы, он в них дополнительно вложил деньги. Его напарник Дмитрий добавил, что даже есть таможенница, которую местные жители прозвали Традицией. Дело в том, что если в документы не вложить деньги, она якобы обижается и говорит: "А как же традиция?".
Возможно, это лишь местная легенда, — понятно, что официально подтвердить эту историю невозможно.

Впрочем, контроль мы прошли честно и со словацкой стороны, и с украинской — нас попросили открыть сумки, а также внимательно всматривались в паспорта. Словаки проверили пробег авто (каждый раз при пересечении границы записывают количество топлива и пробег, чтобы наши люди не сливали топливо). Впрочем, "контрабандистов" это не смутило — как только словак отошел, водители тут же нажали малозаметные кнопки, скручивающие показания приборов. "Есть и второй способ обойти ограничение, — говорит Васыль, — у меня на их стороне есть гараж, где стоит несколько машин. Заезжаю на одной, выезжаю на другой".

Отметим, что если в сторону Словакии таможенники внимательно проверяют количество алкоголя (даже попросили чек из дьюти-фри), то на обратном пути бутылки с алкоголем из Словакии даже никто не считал, хотя у нас был явный перебор. Повезло? "Нет, просто оформление такого нарушения занимает много времени, а сотрудников у них не хватает", — говорят водители.