Фантастические киномиры Крыма: от Эвура до Саракша

12 ноября 2012, 13:39
"Подземелье ведьм" спрятали под Мангупом, поверхность Венеры снимали на Ай-Петри, экспедицию Дар Ветра отправляли из "Артека", а Кассиопею нашли под Керчью

Реклама

В поисках ландшафтов для инопланетных миров кинематографисты чаще всего останавливались на выборе крымской натуры. Географическое разнообразие с разъездами в радиусе всего лишь200 кмпозволяло режиссерам оживлять крымскими картинками павильонные декорации Венеры, Луны, Марса, а также любой выдуманной реальности.

Так почти на 9 месяцев Крым для Федора Бондарчука и его съемочной группы превратился в планету Саракш, придуманную братьями Стругацкими. "Обитаемый остров" (2008) остается беспрецедентным по количеству локаций, декораций, техники и массовки проектом кинофантастики, который когда-либо снимали на полуострове. В Крым Федор Бондарчук привез 9 тонн оборудования, костюмов и фрагментов декораций, в том числе 1700 костюмов и 400 пар обуви! Одни из самых впечатляющих эпизодов — город мутантов-изгоев — снимали в Керчи.

Подходящие декорации для этого Бондарчук присмотрел на старом металлургическом заводе им. Войкова. Там художники-декораторы создали несколько фантасмагорических площадок — со статуями и дворцами. В кульминационной сцене разграбления имперской столицы участвовало более 300 жителей Керчи. С северо-востока кинематографисты двигались на юг: автопоезд беженцев снимали на территории карьера возле Старого Крыма, падение летательного аппарата Мак Сима — на берегу в районе села Морское, его романтическое свидание с Радой Гаал — у фонтана возле Массандровского дворца, базу гвардейцев — в Инкерманском карьере, поиск "зверья" с участием Зефа и Вепря — в горном лесу над Алупкой.

Реклама

Завершалась экспедиция съемками грандиозного танкового сражения — в заповедной зоне, на мысе Казантип. Эта самая масштабная сцена с использованием военной техники. Там столкнулись в решающей битве армия Неизвестных отцов с силами сепаратистов. Двенадцать танков и самоходок будущего с лазерными установками и огнеметами — это же 2157 год — подготовили к съемкам на танково-ремонтном заводе в Харькове. Специалисты конструкторского бюро продумали для них инопланетный дизайн. А еще сотни боевых машин "дорисовали" компьютерной графикой. К месту съемок часть бронетехники прибыла своим ходом, часть доставили на специальных платформах с тягами.

ЭВУР: ЖИГУНОВ В ПОИСКАХ ПОДЗЕМЕЛЬЯ ВЕДЬМ

Фильм Юрия Мороза "Подземелье ведьм" (1990) снят по одноименной повести Кира Булычева, где действия разворачиваются на исходе XXI века. Главного героя астронавта Андрея Брюса (Сергей Жигунов) с напарником Жаном Лемотом (Николай Караченцев) отправляют на таинственную планету Эвур, чтобы выяснить причины, по которым там нарушены законы эволюции: кочевые племена людей оказались в одном пространстве с мамонтами и птеродактилями. На экране во всей красе представлен не только Крым с горными и степными пейзажами, но и на пике своей физической формы Сергей Жигунов — специально подкачавшийся к роли советского Рэмбо. Тогда актер рассказывал, что его герой символизирует "добро с кулаками" и им восхищаются подростки: "Одноклассники дочери просто задыхаются, когда видят фотографии со съемок". В год выхода картины постеры с изображением Жигунова висели на стенах у каждого второго школьника и составляли конкуренцию фотографиям Сталонне и Шварценеггера.

Реклама

Битву между племенами в начале фильма снимали в окрестностях Коктебеля — в Тихой бухте и на склонах горы Кучук-Янышар. Лабораторию пришельцев и исследовательскую базу землян разместили у подножия Белой скалы возле Белогорска. Туда вторгается вождь племени аборигенов Октин-Хош, которого сыграл Дмитрий Певцов. Ландшафты Эвура дополняют крипты пещерного города Эски-Кермен и озеро у подножия Мангуп-Кале, где собственно и находилось "подземелье ведьм". Фантастическая история заканчивается хеппи-эндом — звездолет (задекорированный фюзеляж, списанного истребителя), готовый к отлету, и объятия Брюса с Белогурочкой (Марина Левтова) снимали на фоне опять же Белой скалы под песню "Я и ты" тогда еще начинающей певицы Маши Распутиной.

АРКАНАР: КАРАТИСТ СПАСАЕТ ПЛАНЕТУ

Для экранизации повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" (1989), за которую взялся немецкий режиссер Петер Фляйшман, на Поликуровском холме в Ялте выстроили грандиозные декорации — фантастический город Арканар. А пространство вокруг него снимали в Белогорском районе у Белой Скалы и на Мангупе.

"Все сооружения были в натуральную величину, — рассказывает Тамара Жемчугова-Бутырская. — И когда мы, актеры, надевали игрвоые костюмы и входили на территорию города, то как будто на машине времени переносились в другую реальность. Я ведь на эпизодическую роль попала курьезным образом, да и роль эта курьезная. Изначально я на картине работала как бригадир массовки, и когда зашла к режиссеру доложить, что у нас все люди подобраны — он воскликнул: "А вот и наша проститутка!". Я была возмущена, готова была устроить скандал! Но оказалось, что они никак не могли подобрать актрису на роль стареющей путаны, которая живет в этом Арканаре. Кстати, и без этого на съемочной площадке сандалов хватало. Ведь братья Стругацкие хотели, чтобы снимал фильм советский режиссер, но проект отдали немцу, потому что он смог обеспечить хорошее финансирование. Ну и у них отношения совсем разладились — братья никак не могли повлиять на Фляйшмана, который снимал из расчета продажи ее на западном рынке, и возможно поэтому в главной роли Руматы Эсторского был утвержден им никому из нас не известный польский каратист Эдвард Жентара, которому пришлось перевоплощаться в образ ученого Антона и действовать как разведчику на планете, живущей по средневековым законам".

Кстати, в декорациях Арканара через год свой фильм "Новые приключения янки при дворе короля Артура" снимал киевский режиссер Виктор Гресь.

КАССИОПЕЯ: ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ ПИОНЕРОВ ПОД КЕРЧЬЮ

За пейзажами планеты Вариана в созвездии Кассиопея режиссер Ричард Викторов со съемочной группой фильма "Отроки во Вселенной" отправился на южное побережье Керченского полуострова. Кинематографистов благодаря связям героя-космонавта Георгия Берегового, который был консультантом картины, пустили на территорию военного полигона на мысе Опук. После многократных артиллерийских стрельб там вся земля была в воронках, и на фоне скудной, почти пустынной горной местности рядом с морем все это казалось кратерами от упавших метеоритов. Особый, причем естественный, эффект поверхности Варианы добавляла почва с высокой концентрацией соли.

"Когда мы из Ялты привезли туда челнок звездолета "Заря-1" и "варианскую" технику, ощущения были — словно сами десантировались на другую планету, — рассказывает инженер-конструктор Ялтинской киностудиии Валерий Павлотос. — Все модели были сделаны в натуральную величину по эскизам замечательного художника Константина Загорского, и это создавало иллюзию инопланетной реальности. Из спускаемого модуля звездолета выходили ребята после посадки на Вариану, а по склону горы Опук ездила "Варианская машина" — одноколесный экипаж, транспорт аборигенов. В такой капсуле, похожей на веретено, размещались два инопланетянина. Секрет всей конструкции состоял в подвижной опорной каретке, которая перемещалась на роликах по швеллерам. Экипаж приводился в движение стальным тросом, спрятанным в грунте, и буксировался обычным автомобилем".

НАШ СЕКРЕТ НЕВЕСОМОСТИ

Конструкторское бюро Ялтинской киностудии, которое возглавлял Валерий Павлотос, почти для всех фантастических фильмов советского периода было "кузницей спецэффектов" и центром создания инопланетной техники. Еще в 71-м Валерий Павлович для картины "Москва — Кассиопея" придумал свой вариант невесомости: "Тогда все были под впечатлением фильма Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея", получившего "Оскара" за спецэффекты. Особо впечатляли кадры прохода стюардессы по стенам и потолку отсека звездолета. Режиссер Ричард Викторов поинтересовался, смогу ли я сделать что-нибудь подобное? Я нескромно ответил: у нас будет круче! В итоге мы придумали "Коридор звездолета", где юные космонавты без дублеров бегали, прыгали и летали. Эта декорация была установлена на 12 роликовых опорах, что позволяло вращать ее на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Кинокамера жестко закреплялась в дальнем конце коридора и вращалась вместе с ним. А космонавты бежали прямо на объектив. Эта сцена снималась в четыре приема, и таким последовательным образом нам удалось добиться "невесомости" не для одного персонажа в кадре, как у Кубрика, а сразу для трех "космонавтов"! 

"ИНЫМ" НУЖЕН АДРЕС ЗЕМНОЙ

"Фантастику невозможно снимать без конкретной привязки к месту действия, — говорит киновед Юрий Иваниченко. — Оно может быть сколь угодно удаленным от привычного (космос, иные миры, будущее, глубины океана), но должно иметь зримые очертания и конкретику. Даже радужные блики, туманы, спирали как антураж перехода должны быть визуализированы, поэтому кинематографистам нужна натура. И по части выбора "фантастических" ландшафтов на просторах экс-СССР с Крымом могла конкурировать только Камчатка, но она слишком далеко от Москвы и Киева.