Если случилась беда: как вернуться к нормальной жизни после психотравмы

13 июня 2013, 07:55
По советам психотерапевта учимся гордиться, слушаем музыку и занимаемся дыхательными практиками.

Как избавиться от последствий психологической травмы.

До поры до времени мы не думаем о плохом — и правильно делаем. Однако в этом непростом мире не скрыться от потрясений и бед. Последствия этих встреч порой очень трагические и в отдельных случаях ранят так глубоко, что пережить их кажется совсем невозможно. О том, как можно помочь людям, столкнувшимся с травмирующим опытом, восстановить чувство безопасности и уверенность в окружающем мире, рассказывает психотерапевт и травматерапевт Евгений Тычковский.

 

Реклама

ПСИХОТРАВМА

Есть в психотерапии такое понятие, как психотравма. Это переживания экстремального стресса, которые появляются после событий, угрожающих жизни, здоровью и статусу и в которых человек принимал участие или был их свидетелем (катастрофы, болезни, насилия). Однако не каждая травмирующая ситуация приводит к психотравме. По статистике, треть пострадавших излечивается спонтанно, а некоторых страшное событие и вовсе не цепляет. Например, ночью в подворотне ограбили и избили слабого человека. Совершенно очевидно, что душевная травма ему обеспечена. А вот с мастером спорта по боксу результат будет другой. Также бывает, что ремиссия наступает благодаря поддержке близких или за счет внутреннего ресурса. Так человек, попавший в аварию, сначала боится уличного транспорта, не выходит на улицу неделями, потом ходит пешком, потом ездит только с кем-то знакомым медленно, потом быстрее. Со временем страх исчезает, и начинается прежняя жизнь. Но так везет не всем. У 2/3 людей, столкнувшихся с травмирующим событием, наблюдаются тяжелые расстройства: депрессия, разного рода зависимости (пищевая, химическая, алкогольная, наркотическая, компьютерная и другие), а также ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). В этих случаях необходима терапия.

 

Реклама

ШАГ ЗА ШАГОМ

1 этап — получение ресурса. Порой на этом этапе можно обойтись и без терапевта. Здесь главное — преодолеть недоверие к себе и повысить самооценку, ведь часто после насилия и травм у пострадавшего появляется мысль: "Я тупица, урод, идиот". Поэтому необходимо найти повод для изменения самоуничижительного мнения и "раздуть" гордость за себя, акцентируя внимание на каждой мелочи. Годится все: звания, умения, любые достижения и успехи в разных сферах жизни. Еще можно написать собственной рукой список, в котором будет перечислено все важное, что было сделано в течение жизни. Каждую фразу надо заканчивать словами "я этим горжусь". Например: "Я закончил престижный вуз с красным дипломом, и я этим горжусь", "Я родила и воспитала двоих прекрасных детей, и я этим горжусь", "Я рисую красивые картины, и я этим горжусь" и так далее. Чем больше будет в списке пунктов, тем более объемный ресурс получает человек. Однако в тяжелых случаях на этом этапе обойтись без терапевта невозможно. Так, с детьми, пережившими насилие, необходимо говорить о травме, используя метафору и сказку.

2 этап называется стабилизацией. Его цель — уравновеситься и успокоиться. Но сначала необходимо исключить все факторы внешней нестабильности: избитого одноклассниками ребенка перевести в другую школу, страдающей от домашнего насилия женщине уйти от насильника. Дальше можно работать с мыслями, чувствами, эмоциями и телесными ощущениями. Здесь помогает музыка, прогулки, специальные дыхательные упражнения, йога, медитация и любые расслабляющие практики (заниматься ими надо со специалистом). Со временем в поведении человека можно наблюдать положительную динамику. Главное правило этого этапа — не копать и не лезть в душу. Если человеку полегчало — слава Богу, если нет — необходима консультация травматерпевта.

Реклама

3 этап — конфронтация. Она проходит только в кабинете травматерапевта с помощью специальных методик. Цель этого этапа — пережить неприятную ситуацию в безопасных условиях, иначе травмирующий опыт "засядет" в подсознании и будет продолжает мучать: так, например, запах или какая-то картинка могут вызвать переживания, возвращающие к травме вплоть до панических атак.

4 этап — завершающий. Происходят 2—3 встречи с терапевтом, во время которых подчеркивается важность приобретенного опыта. Главный акцент: "ты выжил, справился с проблемой, стал сильнее". На этих же встречах клиент с терапевтом находят новые дорожки, по которым можно идти: новая работа, новые увлечения, семья и так далее.

 

САМОПОМОЩЬ

Люди с посттравматическим расстройством должны активно работать и менять свой образ жизни.

СПОРТ. Фитнес, бег, ходьба, плавание, танцы снимают напряженность и благотворно сказываются на физическом и эмоциональном развитии, повышают самооценку, что необходимо при работе с психотравмой.

ДРУГОЙ ДОМ. Если травмирующая ситуация связана с домом или районом — поменяйте место жительства, переселившись туда, где вы будете чувствовать себя в безопасности.

ДАРИТЬ ДОБРО. Многим людям, чтобы преодолеть чувство потерянности, важно ощущать свою нужность. Волонтерская работа и участие в социальных проектах — отличное решение проблемы.

НЕТ ДОПИНГУ! Справиться с психотравмой при помощи алкоголя или наркотиков невозможно. Со временем состояние усугубится, и придется лечиться от зависимости.

ДОВЕРИЕ. В трудные моменты важна поддержка близких и друзей. Найдите новых приятелей, возобновите отношения со старыми, если это возможно. Выздоровление пойдет быстрее, да и вообще с друзьями веселее и легче жить. Также важно установить контакт с людьми, столкнувшимися с подобными проблемами. Это поможет не чувствовать себя изолированным и одиноким в своей ситуации, а также преодолеть недоверие к миру и окружающим.

 

ИЗ ПРАКТИКИ

Ко мне на прием привели 7-летнего мальчика с жалобой на энкопрез (недержание кала и неспособность контролировать акт дефекации). При помощи арт-терапии удалось диагностировать причину — его изнасиловал подросток. На первом этапе работы родители оградили сына от общения со старшими "друзьями", которые часто гостили в их доме. Параллельно с этим шаг за шагом удалось установить с мальчиком доверительный контакт. Потом для него была создана история из жизни зверей, в которой они дрались, кусались, ранились. Таким образом с помощью терапевтических сказочных метафор мальчику объясняли, что иногда в мире людей бывает такие же случаи, как и в мире животных. После этого проводилась специальная релаксационная терапия (упражнения для глаз и дыхательные), направленная на расслабление мышц, а также на снижение уровня тревоги и страха. На последнем этапе ребенку важно было дать возможность поверить в себя, заострив внимание на том, что происшедшее не разрушило его жизнь. И тут же было принято решение перевести его в другую школу. Кстати, школа оказалась сильнее предыдущей, и мальчик там замечательно учится.