Екатерина Райкина: "Всю жизнь отец получал копейки"

10 декабря 2012, 14:26
Дочь знаменитого сатирика Аркадия Райкина — о том, как папа сбегал из больницы и почему не смогла работать в его театре

Дочка Райкина. "Отец противился и не поддавался лечению"

Ровно через неделю, 17 декабря, исполнится 25 лет со дня смерти советского сатирика, любимого комика Иосифа Сталина (он ему 14 раз аплодировал стоя) — Аркадия Исааковича Райкина. Его фразы "Могет быть, могет быть", "В Греческом зале, в Греческом зале", "Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди", "Женщина — друг человека", — навсегда ушли в народ. Накануне этой даты мы поговорили с его близкими, друзьями и учениками, которые рассказали нам о неизвестном Райкине.

НАЧАЛО: Аркадий Райкин поклялся не ездить в Киев из-за зрителя, обозвавшего его "жидом"

Реклама

— Екатерина Аркадьевна, какие детские воспоминания у вас связаны с отцом?

— Мне было четыре года, когда началась война, поэтому страшные картины того времени с трудом могу вспомнить. А радостные события у меня связаны с первыми гастролями, на которые меня взяли с собой. Это было в Сочи, а потом мы остались там отдыхать еще на два месяца. Помню, как вместе с папой мы прыгали, бегали, играли в мяч. Я была на седьмом небе от счастья и боялась только одного: что все это закончится.

— Аркадий Исаакович, до последнего много работал. Его называли одним из самых богатых артистов того времени. Можно было назвать вашу семью состоятельной?

Реклама

— Об этом все говорили, но это было не так. Всю жизнь папа получал сущие гроши, потому что его многие обманывали и все время недоплачивали ему гонорары. Всю свою сознательную жизнь он мечтал съездить в Америку. Его каждый год приглашали, но в органах упорно отвечали, что он на гастролях или болен. Однажды к нему подошел человек и сказал, что отец должен посольству денег. Тогда это был первый раз в его жизни, уже в перестройку, когда он решился не делиться со страной честно заработанными деньгами.

— Ваш отец очень сильно болел в последние годы. Вы лечили его?

— Он очень противился до последнего всякому лечению. Периодически ложился в больницу, но как только ему становилось легче, он тут же убегал оттуда. Как? Он звонил своему водителю, сам же тем временем шел будто гулять в больничный парк, садился в машину и уезжал домой. Но это еще что... Как-то накануне юбилейного спектакля в театре он ехал на скорой и попросил медбрата проехать через Арбат, когда он еще был проезжей дорогой. "Остановите пожалуйста, я выступлю всего каких-то 15 минут, а потом поеду в больницу". Такое повторялось очень часто. В конце концов врачи устали и попросили папу написать
расписку. 

Реклама

— С такой фамилией вы могли бы тоже много всего добиться. Почему не воспользовались?

— Против этого возражала мама. Я сделала попытку прийти в театр отца, когда там уже начал работать Костя. Режиссер остался мною доволен, но потом я не знаю, что произошло, — я жутко заболела. У меня отнимались ноги, я не могла стоять, кружилась голова. Очень долго меня лечили. Но потом я поняла, что все это неспроста, и ушла из театра.