Дмитрий Шимкив: Мне не нужны люди индустриальной эпохи

23 ноября 2012, 18:16
Генеральный директор компании "Майкрософт Украина" рассказал каких качеств не хватает ему в молодых специалистах, чем опасны китайские компьютеры, а также почему в школах запрещен Wi-Fi.

Генеральный директор компании «Майкрософт Украина» Дмитрий Шимкив

Вопрос об уровне и развитии средней школы в Украине постоянно вызывает споры и дискуссии в среде экспертов и работников сферы образования. Низкая заработная плата и непрестижность профессии учителя создала дефицит хороших учителей, говорят одни. Напротив, система украинской средней школы обеспечивает выпускникам более осознанный выбор специализации и делает их  более гибкими и мобильными на рынке труда, протестуют другие. 

Дмитрий Шимкив считает, что украинская школа устарела. И это точка зрения не просто отца троих детей, но и генерального директора "Майкрософт Украина". Как руководитель компании-работодателя, Дмитрий видит насколько снизился уровень молодых специалистов. Он рассказал нам каких качеств, по его мнению, не хватает нынешним школьникам и как можно было бы осовременить украинскую школу. 

Реклама

Сегодня: Дмитрий, Вы уверяете, что украинская средняя школа устарела. Откуда такой пессимизм? 

Дмитрий Шимкив: Для меня фактор устаревания определяется несколькими вещами. Я смотрю на это и как руководитель компании, и как отец троих детей.

Как отец, я понимаю, что качество образования моих детей зависит не от школы, а от меня. Именно родители должен компенсировать недочеты системы образования – нанимать репетиторов, водить на дополнительные занятия, отправлять детей на учебу за границу. 

Реклама

Как руководитель, я вижу падение уровня молодых специалистов, как в фундаментальных знаниях, так и в личностных качествах. Не хватает инициативности, творческого мышления, способности принимать решения. Если говорить, например, о показателях украинской образовательной системы в рейтинге национальной конкурентоспособности, то мы падаем из года в год. Сегодня в области начального образования  мы на 52-м месте. Это неплохой результат, если бы не одно "но": три года назад мы были на 9 позиций выше. В сфере общего образования мы на 62-м месте, а вот по доступу наших учителей к инновационным материалам, мы занимаем аж 117-ю позицию.

Сегодня:  Какой, в таком случае,  должна быть современная школа? Какие качества она должна воспитывать в детях?

ДШ: На этот вопрос я хотел бы ответить словами двух своих учителей, которые воспитали меня. Я учился в одной из лучших школ Союза. Когда мы через 10 лет после выпуска встретились с нашей классной руководительницей, которая преподавала у нас историю, она сказала, что учила нас любить людей. Понимаете, что это означает? Если мы понимаем что значит любить людей, то можем принимать другие точки зрения.  А учитель математики сказал, что учил нас решать задачи.

Реклама

И сегодня в нынешней системе образования мне не хватает именно тех учителей, которые учат детей мыслить творчески. Наша школа рассчитана на подготовку специалистов для индустриального общества – взаимозаменяемых специалистов. Она не дает детям развивать свои сильные стороны, уравнивая их в возможностях и талантах. 

Понятно, что базовые основы физики, химии, математики должны быть. Но необходимо учить детей не просто набору знаний, а и понимать, не бояться говорить и задавать вопросы, не бояться экспериментировать, идти дальше, чем написано в программе. Мне, как работодателю, не нужны люди индустриальной эпохи. Мне нужны люди, которые готовы жить в информационной эпохе. 

Сегодня: Что может сделать государство, чтоб улучшить систему, чтоб создать условия для преподавателей и учеников?

ДШ: Первое – это дать школам автономию в вопросах кадровой политики и бюджета. Сегодня школы не могут принимать решения о найме на работу того или иного учителя, у них ограничены возможности модифицировать учебные программы, внедрять инновации. Современная школа должна делать упор на то, что востребовано в информационном обществе – творчество, самореализацию, нестандартность мышления, предпринимательство. Школы не распоряжаются деньгами, потому и создаются пресловутые "благотворительные фонды". А вот если бы учебные заведения были автономны, то есть могли развиваться самостоятельно, то среди школ появилась бы конкуренция . Да, оставались бы обычные "середнячки", но появились бы и топ-заведения.

Второе, что можно было бы сделать, это разобраться с таким атавизмом, как гриф министерства образования. Это рычаг коррупции. Если вы не получили гриф на что-то, то этого нельзя использовать в обучении. А ведь есть учителя, которые создают прекрасный контент. Они могут создавать его с помощью новых технологий в электронном виде. Они могли бы этот контент продавать, монетизировать свои знания. А другие  учителя могли бы этими знаниями пользоваться. В Советском Союзе это, кстати, было. На уроки к моему учителю математики приходили другое преподаватели и записывали его лекции! Возможность для учителя зарабатывать на своих инновациях мотивировала бы его генерировать новые идеи.

Третья проблема – санитарно-гигиенические нормы в школах. Это наша трагедия, ведь мы живем по нормам 60-х годов прошлого века. Самый простой пример – в наших школах запрещен Wi-Fi. 

Читайте также: Алексей Греков - Украинскую среднюю школу спасет тьюторство

Сегодня: Что значит запрещен?

ДШ: Если директор школы его установит, то он нарушит требования санэпидемстанции. То, что сами дети ходят с мобильными – не в счет.  

Последняя, четвертая проблема, это системные проекты, которые должны исходить от Министерства образования. Например, в Португалии реализовалипроект "Магеллан", в рамках которого каждый ученик получил персональный компьютер. В России такие проекты есть, в Ирландии, Аргентине.  В результате в Европе на 5-7 школьников – один компьютер. У нас – один ПК на 28 школьников. Притом, что у нас есть проекты и разработки, которые позволили бы изменить ситуацию. Причем эти проекты предполагают использовать компьютеры локального, отечественного производства. А это – запуск внутренней экономики. 

Но вместо этого в Украину приезжают 23 тысячи ПК из Китая, которые работают на операционной системе, разработанной для…Китайской народной армии!

Сегодня: Дмитрий, уточните о каких компьютерах идет речь?

ДМ: Это гуманитарная помощь, которую Китайская Народная Республика подарила Украине. Причем аппараты эти не проходят никаких проверок – какие там экологические нормы? Это же подарок! Представьте, 23 тысячи таких машин распространены по всей стране. Мало того, что в этой  операционной системе Украина почему-то живет по российскому времени, валюта у нас называется "гр", а все "апдейты" качаются из Китая. Операционная система этих компьютеров с закрытыми кодами. Откуда я знаю что там внутри? Если коды нашей компании проверяет и сертифицирует государство, то есть мы отвечаем за наше ПО, то кто отвечает за то, что стоит в детских школах – я не знаю. Такой себе троянский конь.

Сегодня: Объясните в чем опасность?

ДШ: Мы свои коды открыли государству Украина, потому наши спецслужбы могут просмотреть наш программный код и сертифицировать его, подтверждая, что там нет никаких "троянов", секретных закладок. А КНР предоставила коды нашим спецслужбам? Ведь в их программном обеспечении может быть что угодно! Это все равно, что вы купите и повесите у себя дома телевизор неизвестного производителя. А в нем может быть встроенная камера и микрофон, и он может что-то передавать и отслеживать… 

Сегодня: А что, собственно, делает компания для того, чтоб сделать образование более инновационным? 

ДШ: У нас более 10 лет работает программа "Партнерство в образовании". Основная ее задача – помочь педагогам внедрять информационные технологии в учебном процессе. Мы охватили уже более 700 тысяч педагогов, обучили более 175 тысяч учителей по нашим программам, разработали многочисленные методические пособия, предоставляем учителям бесплатные технологии для использования в классе, создали социальную сеть педагогов, ежегодно проводим форум учителей-новаторов. Кстати, в прошом году киевская учительница Ирира Фридман Ирина Фридман завоевала второе место в Европе на конкурсе учителей-новаторов.

Сегодня: Мы много говорили о негативе. А что есть действительно положительного в нашей образовательной системе?  

ДШ: Хочу еще раз вернуться к учителям. Я очень их ценю. Наша образовательная система во многом уничтожает их, как морально, так и материально. Я бы хотел сказать учителям большое спасибо! Я смотрю на преподавательницу своей дочки и мне приятно, что у нее и у таких, как она – горят глаза. Что они хотят водить детей на экскурсии, учить их и развивать. Такие учителя – это тот столп, на котором, пока еще, держится наше образование. 


В конце ноября, 29 числа, Дмитрий Шимкив расскажет о плюсах и минусах современного украинского среднего образования во время дебатов, организованных Фондом "Эффективное управление". Мероприятие впервые пройдет во Львовском национальном университете имени Ивана Франка и соберет экспертов и спикеров, которые постараются ответить на вопрос, действительно ли украинское среднее образование безнадежно устарело. Точку зрания Дмитрия Шимкива разделит директор по стратегическому развитию школы "Афины" Алексей Греков. Не согласятся с ними Айна Мулис, Исполнительный директор Международного учебного центра TIMSS & PIRLS, Бостонский колледж и Олег Березюк - директор департамента гуманитарной политики Львовского городского совета.