"Девять месяцев я носила в себе дитя, с которым пришлось расстаться навсегда" – суррогатная мать

5 апреля 2013, 09:30
Журналистка "Сегодня" пообщалась с женщиной, забеременевшей и выносившей ребенка для незнакомых людей

Украинка заработала 140 тыс. грн., выносив "чужого" ребенка

В последнее время все больше украинских женщин, которые не могут иметь детей, прибегают к суррогатному материнству. Однако то, что для будущих родителей является радостью, часто оборачивается душевными страданиями для "сурмам". "Сегодня" пообщалась с одесситкой, 33-летней Лилией Козаченко (имя изменено), которая выносила и родила ребенка для незнакомых людей.

КАК ЭТО БЫЛО. "У меня есть своя десятилетняя дочь, но я не хотела останавливаться на достигнутом (смеется). Еще одного ребенка мы с мужем не потянули бы в финансовом плане, потому я решила попробовать себя в суррогатном материнстве, — начала Лиля. — Я разместила объявление о своем намерении на одном из интернет-форумов. Буквально через пару дней мне позвонили из московской клиники и предложили приехать к ним для сдачи анализов. Сначала я испугалась, поскольку наслышана о том, как женщин в чужих странах в рабство продают. Более того, я ранее не выезжала из Одессы. Но потом плюнула на все и таки отправилась в Москву. Мне повезло, что попалась хорошая девочка-куратор от клиники, которая меня полностью проинструктировала, как к ним доехать. Я, на удивление, даже в метро не заблудилась. В клинике меня приветливо встретили и направили на сдачу анализов. Когда прошла полное обследование, разрешили вернуться в Одессу. Спустя несколько недель перезвонили и сказали, что нашлись родители. Я очень обрадовалась, особенно учитывая, что у меня отрицательный резус-фактор — как у этой пары. Позже я узнала, что они давно ждали "подходящего" человека, хотя у них уже были двойняшки, рожденные таким же способом. В общем, я согласилась и приехала в Москву уже непосредственно для искусственного оплодотворения. К счастью, все получилось с первого раза. Когда дело было сделано, я вернулась домой, где и провела последующие восемь месяцев".

Реклама

АНОНИМНОСТЬ. Как правило, суррогатные мамы не общаются вживую с генетическими родителями (по желанию последней стороны) — контакт происходит через интернет. "Я ни разу не виделась с парой, для которой вынашивала ребеночка. Это было их условие, и я не возражала. Признаться, при живом общении пришлось бы потом сложнее. Зато мы переписывались по имейлу. Они постоянно интересовались моим самочувствием и даже присылали сувениры. Было очень приятно", — вспоминает Лиля.

ГАРАНТИИ. С целью избежания каких-либо разногласий и неопределенностей между суррогатными мамами и генетическими родителями предусмотрен договор. "Это стандартный документ, в котором оговариваются права, обязанности и возможные риски обеих сторон. В нем учтены все нюансы, включая прерывание беременности по вине "сурмамы": в этом случае она обязана полностью компенсировать все расходы заказчика, включая моральный ущерб. Нужно понимать, на какой ответственный шаг идешь. У меня роды прошли хорошо, в чем большая заслуга медперсонала. Я родила мальчика. Кстати, как раз в день рождения его биологического отца!" — рассказывает Лиля.

ЦЕНА. Самая распространенная причина, по которой женщины готовы вынашивать детей для совершенно чужих людей, — это, конечно, деньги. Как нам рассказала Лиля, 90% из всех суррогатных матерей, которых ей довелось повстречать в специализирующейся клинике, руководствовались именно материальной выгодой. Единицы решали стать "сурмамами", объясняя это желанием дарить радость другим: "Я общалась со многими девушками, которые очень нуждались в деньгах, потому-то и решили попробовать себя в качестве "сурмамы". Конечно, их многие осуждали, но я считаю: раз ты можешь помочь, и тебе за это еще и заплатят, то здесь нет ничего преступного. Компенсация, которую я получила после родов, составила 550 тысяч рублей (более 140 тыс. грн. — Прим. ред.). Также ежемесячно выделялось по 10 тысяч рублей (около 2500 грн) на питание и другие нужды. Кроме того, родители оплачивали услуги врачей и роды".

Реклама

РАССТАВАНИЕ С РЕБЕНКОМ. По словам "сурмам", тяжелее всего в моральном, психологическом смысле приходится не во время беременности, а после. "Когда я только решила стать "сурмамой", думала, что отдам ребенка без проблем, — вспоминает Лиля. — Я воспринимала себя как добродетеля, который помогает другой паре стать полноценной семьей. Но после родов поняла, что не все так просто, ведь целые девять месяцев я носила в себе дитя, с которым в итоге пришлось расстаться навсегда...". 

Мнение психолога. Анна Рыма­ренко, магистр психологии, специалист по подготовке к родительству:

Поскольку женщины идут на такой шаг зачастую ради денег, то они изначально готовы к расставанию с ребенком. Так мотивация перекрывает материнские инстинкты — срабатывает своеобразный защитный рефлекс. Но тем суррогатным матерям, для которых беременность — самоцель, отдавать ребенка гораздо сложнее. Они изначально не готовы к последствиям суррогатного материнства, а это может привести к серьезным психологическим травмам.

Реклама

Нелегко приходится и генетическим мамам. Им следует с первых дней беременности суррогатной мамы настраивать внутри себя связь с ребенком, воображать себя беременной. Если есть возможность контактировать с "сурмамой", то лучше проводить с ней как можно больше времени, через нее общаться с малышом. Важно принять ребенка полностью, как своего. Ведь для малыша это все тоже большой стресс. Не должно быть эффекта супермаркета: деньги заплатил — ребенка получил.

Церковь: это травма для ребенка

Ребенок уже с первых моментов своей жизни (сначала в утробе матери, а потом и после рождения) оказывается в неестественных условиях. Биологическая мать не питает к нему материнской любви, затем его ожидает разрыв с той, кому он является плотью от плоти. Наверняка ребенок переживает психологическую травму. И кто знает, как в будущем это может отразиться на его жизни. К сожалению, взрослыми в таких ситуациях чаще руководит эгоизм, они больше думают о себе. В социальной концепции Церкви также сказано, что манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Увы, современное общество, в котором все более начинает преобладать консюмеризм, потребительство, становится безразличным к духовному здоровью человека. Проблемы души уходят на задний план. Потому голос Церкви часто неубедителен.

Как-то мне пришлось крестить двойню, родившуюся таким путем. Но, к сожалению, я пока лишь с тревогой наблюдаю за их духовным развитием. Лично мне очень жаль людей, прибегающих к таким способам решения проблемы бесчадия. В этом кроется некая ложь человеческих отношений. И нужно очень сильно молить Бога, чтобы такое несовершенство поступков не привело к трагическим последствиям.

Если Господь по какой-то причине не дает детей, то Он или оберегает мужа и жену от непосильной ноши, или ждет от них более глубокого покаяния. Возможно, Бог готовит их к подвигу усыновления, или к тому, чтобы они смогли в будущем помочь тем, кому не хватало родительского тепла и заботы. Но если супруги со смирением принимают посланный от Бога крест, они приобретут от Него утешение. Мне приходилось молиться с супругами, не имевшими детей, и после молитв ситуация менялась.