Больничные клоуны бесплатно развлекают детей и игрушечный мышонок "съедает" их болезни

16 мая 2013, 09:11
Волонтеры рассказали, как помогают маленьким пациентам скрасить стрессовые дни в стенах медицинских учреждений.

Работа волонтеров помогает детям и их родителям скрасить больничные будни

Волонтерское движение "Доктор клоун" в Украине — явление новое, но стремительно набирающее силу. Это — некоммерческая общественная организация, которая собрала волонтеров из Киева и Ровно. Первопроходцы больничной клоунады в Киеве — Мария Гавриловская и Элина Петрова, а в Ровно — Тарас Обоиста, причем начал он свою волонтерскую деятельность уже год назад, предварительно пройдя тренинг у больничного клоуна из Москвы Константина Седова. Полгода назад они объединили свои усилия в столице, и сегодня рассказали нам о своей работе.

 

Реклама

МАГИЯ В БОЛЬНИЦЕ

Работа клоуна — устроить магию в любом месте. Вот пример. Ребенок только поступил в больницу, впереди — неизвестность, в голове — гнетущие мысли. Он едет по коридору на коляске, а к нему навстречу — симпатичные девчонки-клоуны. Парень оказался с юмором: "Мне же еще ничего не кололи, почему клоуны мерещатся?" Ему в ответ — радостные улыбки и салют из мыльных пузырей. Мелочь, а от нее теплее на сердце. Можно обыграть и посещение процедурной. Выносят малыша после укола, дают маме на ручки, он плачет — ему больно, страшно и тут — тыдыщь! — полетели пузыри, мелькнул красный нос и разноцветный халат. Еще можно постараться немножко облегчить боль. Заходим в палату: девочке очень плохо, жуткий стоматит, не разговаривает и даже не смотрит в нашу сторону, но и не прогоняет (в этом случае мы уходим тут же). Мама просит: "Побудьте с нами". На выручку приходит пластмассовый мышонок, который "выползает" из сумки клоуна и признается, что очень любит кушать стоматит и другие болячки, у него ведь пластмассовое горло, и ему ничего не грозит. Потом он просит ночью отдать ему весь-весь стоматит, он его проглотит с большим аппетитом. Одна минута общения, ничего особенного не произошло, а у малышки микроулыбка — понравилось. Фокус внимания переключен, глазки ребенка чуточку засияли, мама улыбается, и стало немножко легче. Неважно, что делает клоун: завязывает шнурки, "слизывает" краску со стены, ловит невидимых бабочек, летает на воображаемом самолете или мотоцикле, стесняется или играет на своем животе, как на барабане, — важно, как он это делает. Главное, что в этот момент он раскрывает границы пространства и творит чудо, а ребенок получает долю внимания. Контакт с клоуном может быть и в коридоре, и в палате: сам факт существования кого-то странного, доброго и небольничного уже приносит радость. У деток в онкоцентре после химии болит все тело, в институте нейрохирургии — своя специфика, там в принципе исключена какая-либо активность. Задача клоуна иногда состоит в том, чтобы просто посуществовать, наполнить замкнутое пространство своим пусть даже непродолжительным присутствием. Приемов сотворить магию множество, главное — желание и абсолютная внимательность к потребностям ребенка.

 

Реклама

НЕ СМЕШНО

Всем понятная ассоциация "клоун — это смешно" в случае с больничной клоунадой совершенно неуместна. Ведь далеко не каждая встреча ребенка с клоуном заканчивается смехом или даже улыбкой. В больничной клоунаде не стоит цель рассмешить, здесь главное — контакт с ребенком. Сначала мы "угадываем" его потребности по малейшим знакам и всегда идем за желаниями ребенка, даже в палату заходим только с его разрешения. А дальше начинаем создавать новую реальность и вовлекать в нее малыша, откликаясь на его желание и запрос. Если он хочет играть — будем играть, хочет посмотреть мультики или почитать — клоун готов и к этому. Самое главное, чтобы ребенок получил дозу внимания и положительную эмоцию, внесенную в стены его палаты извне, и ему стало уютнее в гнетущей атмосфере больницы.

 

Реклама

БЕЗ ТРЮКОВ. ПРИНЦИПЫ БОЛЬНИЧНОЙ КЛОУНАДЫ

У больничной клоунады есть свои методы и принципы, которые отличают нас от других клоунов. Вот некоторые из них.

1. Наша задача — принести улыбку и пообщаться, дать внимание детям, а не устроить фейерверк или концерт.

2. Мы используем минимальный грим, не носим париков и ярких костюмов. Вместо них — больничные, весело разукрашенные халаты. Клоун-волонтер может сделать укольчик сумке, таким образом переведя пространство больничной палаты как бы в другую, "параллельную", реальность.

3. Кроме специального реквизита волонтер задействует любые подручные средства. Так он "отзеркаливает" окружающую ребенка больничную действительность — и вот оно, чудо: оказывается, на белом халате врача можно рисовать каляки-маляки, а страшный шприц не приносит боль — в руках волонтера он превращается в сказочный фонтан или пипетку для игрушечного носорога; тапок, в котором ходим на процедуры — в телефон, и по нему можно позвонить Карлсону.

4. Больничный клоун всегда спрашивает разрешения на визит. Это дает возможность ребенку самому принять решение и ощутить собственную важность, что просто необходимо в стенах больницы, ведь никто не спрашивает его, какие делать процедуры и когда колоть лекарства. Поэтому, даже отказав клоуну в общении, ребенок получает что-то важное для себя. Иногда малыш может и тапком запустить. Задача волонтера — не отбиться, а перевести все в игру, например, устроить неактивный бой на мечах из надувных шаров.

5. Работают волонтеры всегда в паре. Так легче создать атмосферу и наладить контакт с детьми и родителями. И, конечно, парная работа необходима для самих волонтеров. Партнер— это бронежилет, глаза на затылке и таблетка от выгорания. Совершенно естественно, что тяжелая волонтерская работа приводит к быстрому истощению, и тогда снова на помощь приходит друг.

6. Клоун подходит к ребенку только спереди, дав хорошенько себя рассмотреть, и никогда не "нападет" сбоку или сзади. Так соблюдается правило безопасности.

7. Никогда не спрашивать: "Тебе больно?". Странный вопрос в стенах больницы. Если уж разговор зашел о боли и болезнях (что крайне нежелательно и бывает очень редко), то говорить надо утвердительно: "Я вижу, что тебе больно", а дальше мы обычно предлагаем какой-то простой способ отпустить боль — например, посадить ее на облачко. Никто не говорит, что после этого боль сразу уйдет, да и цели такой нет, просто хоть на время внимание ребенка будет перефокусировано.

 

ВКЛЮЧАЕМ МОЗГ

Арт-терапия — лечение искусством психических или психосоматических заболеваний. Все чаще она рассматривается как инструмент, помогающий формированию здоровой и творческой личности. Этот вид терапии помогает избавиться от негативных эмоций, мыслей и чувств в ходе "прорабатывания" их через творческое переживание. Методы арт-терапии разные: изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), фото-видеотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, аутентичное звучание, движение, лепка (пластилин и глина) и другие направления. Они используются как в работе с детьми, так и для помощи взрослым. Арт-методик множество, и все они в основном работают через тело, звук и образ. Занятия проходят в комфортной доверительной атмосфере с соблюдением правил конфиденциальности и психологической безопасности. Мы учимся включать правое полушарие, отвечающее за творческую часть, и даем возможность людям научиться существовать вне стереотипов и клише. Это просто необходимо для работы с детками и в качестве профилактики выгорания. На тренингах у каждого есть возможность ощутить действие арт-методик "на собственной шкуре", ведь у нас нет лекций, есть лишь интерактивные занятия и много-много практики. После наших встреч люди уходят с запасом знаний для работы с детьми, и к тому же у них появляется новый опыт, который начинает активно продуцировать идеи для творчества.

Например, во время мастер-класса по валянию из шерсти можно не только объяснять технику, но и рассказать красочную историю возникновения ремесла или придумать с детками свою сказку, включив в нее собственноручно созданные шедевры. Поделки, рукоделие и кружок "Умелые руки" относятся больше к трудотерапии, и часто одного этого не хватает. Важно не останавливаться лишь на прикладном моменте, а постараться обыграть ситуацию, для начала проговорив, что происходит с ними здесь и сейчас и каковы ощущения от происходящего. Можно придумать имена и характеры любимым поделкам, рисункам, обозначить их чувства и создать для них историю, пусть даже короткую. Такие нехитрые приемы в общении с детьми, а также приемы больничной клоунады помогают адаптироваться к госпитализации. Длительная болезнь — это стресс для всей семьи, волонтер же может своим участием немного отвлечь от больничных будней и помочь больному ребенку и его семье прожить их немного по-новому: например, стилизованным термометром измерять не только температуру, но и ширину улыбки, а молоточком невропатолога выколачивать страх из подушки.

 

КЛОУН-ТРЕНЕР

Стать больничным клоуном может каждый, кто хочет помогать и умеет забывать о себе. Нельзя приходить к ребенку с желанием пожалеть или спасти — этот пафос никому не нужен. Для всех желающих развиваться в волонтерской деятельности мы организовали школу Больничной Клоунады в Центре детского Творчества "Печерск" (Киев). Встречаемся каждую неделю и учимся работать в паре с партнером, арт-терапевтическим техникам и актерскому мастерству, адаптированным под больничные условия. Тренинги бесплатные, выходить в больницу не обязывают. Проводят их психологи, арт-терапевты и больничные клоуны с огромным опытом работы. Также наши волонтеры всегда открыты новым знаниям, которые они могут использовать в работе с детьми. Мы принимали участие в мастер-классе по клоунаде, который был организован благотворительным фондом помощи онкобольным детям КРАБ в Институте Рака. Три дня секретами мастерства с нами делился известный клоун Евгений Алябьев — украинский Рональд Макдональд. Недавно при поддержке всеукраинского благотворительного фонда "Запорука" прошел тренинг с больничными клоунами из Италии (г. Тревизо). У них огромный опыт и очень сильные волонтеры. Представляете, на одну больницу там приходится 140 волонтеров! Больничные клоуны в Италии выходят ежедневно дважды в день, при этом каждый волонтер выходит лишь 2 раза в месяц. Для сравнения — в нашей организации сейчас 10 клоунов. Правда, у нас очень много друзей, которые помогают с организацией, ремонтом, реквизитом. Итальянцы объяснили, что у них странно не быть волонтером, там это модно и естественно, а у нас до сих пор спрашивают: "А сколько вам за это платят? А зачем вам это надо?" Отвечаем: "Нам за это не платят. Делаем это по велению души".

 

ПЕРВЫЙ ШАГ

Прийти в первый раз к больным детям не так просто, как кажется. Многих сковывает страх неизвестности, душу терзают сомнения: "смогу ли", "понравлюсь ли", "зачем я им". Это нормально! Для того, чтобы разобраться с этими мыслями, научиться приемам работы, а заодно и получить колоссальную поддержку других волонтеров, мы и организовываем наши тренинги. Здесь собираются люди с разным опытом и целями. Одному нужен профессиональный старт, и он воспринимает такую работу как практику, другой хочет уйти от рутины, кого-то мучает страх одиночества, а у кого-то это — зов сердца. Каждый из этих мотивов имеет право на существование, и ни один из них не должен пугать. Страшно не осознавать свой мотив, тогда есть опасность навредить и себе, и тем, кому собрался помочь.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ: ЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

О принципах работы методов арт-терапии с больными детьми и о способах обучения волонтеров рассказывает аддиктолог, руководитель проекта "Життя — це творчіcть", президент БО "Информационно-ресурсный союз" "Здраво", действительный член Восточно-Европейской Ассоциация арт-терапии, научный консультант Лаборатории системно-аналитической арт-терапии Георгий Прыгунов

 

РИСУЕМ  ВСТРЕЧУ

На занятиях в школе больничной клоунады есть упражнение, где мы рисуем две картины: первая — "Я и больной" и вторая – "Больной и я". В итоге на первом рисунке отражаются мои ожидания от встречи, на втором мои мысли о том, как меня может воспринять больной ребенок. Умения рисовать не требуется, достаточно обозначить свои мысли символами. Основная рекомендация — не интеллектуализировать: спонтанность и только спонтанность. Дальше — работа в парах и тройках, во время которой участники проговаривают изображенное и переживают его. Такая коллективная работа дает шанс не только осознать свои мысли по поводу посещения больницы, но и услышать обратную связь других участников. Ведь не секрет, что мы постоянно договариваем фразы и додумываем мысли своих визави. Во время работы с рисунками появляется возможность не додумывать, а узнать точно, какие ощущения вызывают ваши слова, шутки, улыбка и даже взгляд. Так в безопасной и дружеской обстановке вы узнаете о том  впечатлении, которое производите, и можете проработать нюансы.

 

АРТ-ОБРАЗ

Мы предлагаем волонтеру использовать арт-образ. Это может быть костюм клоуна или просто нос, шляпа волшебника, парик или грим. Необычный образ помогает наладить контакт и защищает самого волонтера от "слияния" с больным человеком. У волонтера нет гиперцели спасать, это невозможно. Мы приходим, чтобы помочь прожить повседневную больничную жизнь немного по-другому. И помощь может быть разной: поговорить с больным, почитать книгу, принести-подать или даже помыть полы. Все— помощь. Неравнодушие — уже помощь.