Артисты кукольного театра получают 3500 грн, а кукол одевают в секонд-хендах

10 июля 2013, 10:00
Мы побывали в Киевском академическом театре кукол и узнали, как делаются "артисты"

/ Фото: Александр Яремчук

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

Поднимаясь по лестнице к Киевскому академическому театру кукол (одному из старейших в Европе, между прочим), начинаю осознавать, что практически ничего не знаю о том, как и чем живет кукольный театр и что такое театральная кукла вообще. Заведующий литературной частью театра Илья Поволоцкий пробел в знаниях восполняет быстро: проводит меня в театральный музей, где глаза просто разбегаются от кукольного разнообразия и великолепия.

"Вот это верховая кукла — надевается на руку головка и две ручки,  — завлит показывает куклу, напоминающую варежку. — А это тростевая — менее мобильная и подвижная, чем верховая. На одну руку надевают головку, вторая держит трость, которая управляет частями тела. Марионетка — самая сложная кукла в плане актерского мастерства. Для того, чтобы ею управлять, нужно прочувствовать каждую ниточку. Видите, это — вага, крестик, на который крепятся нитки, ведущие к частям тела. В период репетиций мы экспериментируем с грузиками из свинца: в ножках куклы они могут быть тяжелее, в ручках — легче. Кукла, в итоге, как живая!".

Спрашиваю, как долго длится подготовка одного спектакля. "Репетировать начинаем, когда кукла даже еще не совсем готова — отвечает Илья Яковлевич. — Голова, руки, основа — кукла еще без одежды. Главное, чтобы кукловод освоил механику движения. Он должен чувствовать куклу, как фехтовальщик острие шпаги".

Реклама

В штате театра больше двадцати кукловодов, средняя зарплата — 3500 грн. Проблемы с кадрами нет. "В Киевском университете имени Карпенко-Карого открылась кафедра актерского искусства и режиссуры кукольного театра, в Днепропетровске и Харькове тоже готовят специалистов, — объясняет завлит. — Нашим специалистам соискатели показывают несколько номеров по вокалу, мастерству кукловождения, хореографии. Проводим конкурс, голосуем".

В 11:00 — первый спектакль. За кулисами среди кукловодов никакого волнения, зато очень жарко и тесно. Детишки видят небольшое окошко избы, в котором бабка выпекает колобок, а за ширмой сгрудились актеры, туда-сюда снуют работники сцены, кукловоды заботливо обмахивают друг друга полотенцами... Атмосфера абсолютно семейная.

СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Реклама

Многих удивляет этот факт, но в театре, помимо детских представлений, регулярно идут и спектакли для взрослых — даже "Декамерон". Произведение Бокаччо превратилось в то, что создатели называют "спектаклем-карнавалом". Эротизм в спектакле, конечно же, сведен к минимуму — но фарс, ирония и юмор, присущие книге, сохранились. В спектакле участвуют не только кукловоды, но и актеры без кукол. Кроме этого, в репертуаре театра есть и "Божественная комедия": по сюжету, Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они были послушными марионетками, но их всепоглащающее желание стать свободными побеждает намерения Бога. В театре уверяют, что это совсем не атеистический спектакль. Маленьких детей, к слову, на такие представления водить не стоит — некоторые куклы выглядят мрачновато.

Читайте также: Кукловод киевского театра Сергей Чуркин: "Перед спектаклем всегда щупаю куклу"

МАСТЕРСКИЕ: ГДЕ РОЖДАЮТСЯ КУКЛЫ

Это — сердцевина кукольного театра. "Сейчас мы выпускаем три спектакля в год, — рассказывает начальник художественно-производственного цеха Людмила Кукоба. — Один спектакль в три месяца. За этот срок художник готовит макет, эскизы, рабочие чертежи. Затем в мастерских лепят скульптуру, отливают форму из папье-маше, а механик уже создает движения куклы — поворот головы, хлопания глаз. Потом механик возвращает куклу к нам, в художественную мастерскую. Мы обшиваем ее, грунтуем, расписываем — на это уходит до двух месяцев". По словам художника, для париков используют щетину макловиц — кистей, которыми белят стены домов. "Мы ее вымачиваем, разбираем, потом укладываем, прошиваем. А еще используем морские водоросли, те, из которых делают канаты. Можем использовать также ткань полотенец и грунтов. Одежда у кукол может быть и из натурального шелка: покупаем материалы в специальном магазине, но иногда берем эксклюзивные ткани в секонд-хендах".

В мастерской театра работает восемь человек — на одного мастера приходится примерно по три-четыре куклы. Есть столярная мастерская, которая делает декорации. Сейчас в театре конец сезона, в это время в мастерских занимаются реставрацией кукол. Войдя в помещение, сразу чувствуешь, что люди занимаются любимой работой — не спеша, основательно и с явным удовольствием. Спрашиваю у художника, сколько времени уходит на то, чтобы восстановить куклу. "Если что-то серьезное, например, повреждено папье-маше — то нужно либо заново загрунтовывать, либо перелепить. Тогда это может занимать и целый день. А так — если просто подшить ручки или ножки — полдня". Мы с фотокором как раз застали процесс рождения заново Буратино. "Он хотя и маленький мальчик, но тоже стареет",  — смеются в мастерской.