Актер "Норд-Оста": "Меня 4 раза водили на расстрел"

25 октября 2012, 10:02
В 2002-м террористы захватили 912 заложников на Дубровке. Актеры мюзикла рассказали о расстрелах и штурме

Реклама

Казалось, это было так недавно. А прошло уже 10 лет... Вечером 23-го октября 2002 года в Москве, в 8 километрах от Кремля, чеченские боевики захватили театр на улице Дубровка, где шел мюзикл "Норд-Ост". В заложниках оказались 912 человек (зрители и труппа театра). В ходе штурма, во время которого спецназ применил усыпляющий газ, погибло 130 человек (в том числе 17 работников театра, из которых двое — дети). 

Мы узнали, как сложились судьбы выживших артистов, которые провели в плену почти 60 часов. Многие из них до сих пор не любят говорить на эту тему. Их можно понять. Даже на официальном сайте "Норд-Оста" написано: "Теракт — плохой информационный повод, поэтому в дни памяти мы, как представители театра, стараемся минимизировать общение с прессой". Так что их боль никуда не ушла. Да и как она может уйти. К примеру, уже после освобождения — 9 ноября 2008-го умер актер Борис Лапин. Для него, как и для многих других, секретный газ спецслужб даром не прошел. Мучается постоянными головными болями другой актер — Константин Сироткин. Врачи ему даже диагноз толком поставить не могут...

Из светлого — теперь всем неравнодушным к трагедии есть где помолиться. В день 10-летия трагедии в Театральном центре на Дубровке в храме в память о жертвах теракта впервые была совершена литургия и освящены колокола.

Реклама

"ЗВАЛ ВРАЧЕЙ НА СПЕКТАКЛЬ, А ОНИ МНЕ: "ЛУЧШЕ ВЫ К НАМ"

После того как спектакль восстановили, исполнитель главной роли (Сани Григорьева) Андрей Богданов (он к этому времени только успел выписаться из больницы) снова вернулся в "Норд-Ост". Играл все там же — на Дубровке. "Поначалу я думал, что лучше бы перенесли спектакль в другое место, а потом понял — нет. Играть надо именно там. Всем смертям назло", — говорит актер. А то, что спектакль закрыли, Богданова не удивило: "Люди боялись идти к нам. Я звал своих врачей, а они мне говорили: "Уж лучше вы к нам".

Кстати, как рассказала нам исполнительница главной женской роли Кати Татариновой — Екатерина Гусева (у их героев была любовь), когда она встречала Андрея на выходе из больницы, оба плакали. Вспомнила она, и как возле театра с другими актерами пела песни из "Норд-Оста". После закрытия спектакля (10 мая 2003 года состоялся последний показ стационарной версии) Богданов играл в мюзиклах "Кошки" (разные роли) и "Иисус Христос — суперзвезда" — Иуду.

Реклама

"ТЕРРОРИСТЫ ХОТЕЛИ МЕНЯ РАССТРЕЛЯТЬ ЗА ФОРМУ И КРАСНУЮ ЗВЕЗДУ"

Иван Оганесян, которому в постановке досталась роль летчика, признается, что наконец-то может вспоминать о тех трагических событиях спокойно и отстраненно. "Знаете, я ведь до "Норд-Оста" спокойно говорил, что я против войны и насилия, — рассуждает 39-летний Иван. — Ведь меня это как бы не касалось. Зато теперь я точно знаю, что беда может прийти в любой момент и задеть каждого".

По сценарию актер был на сцене в военной форме, да еще и с советской звездочкой на фуражке, что очень не понравилось террористам: "Нас, артистов, ставили к стенке, чтобы расстрелять. Лично только меня выводили 4 раза. Это очень страшно, когда перед твоим лицом передергивают затвор и на тебя направляют автомат. Очень хотелось выжить, чтобы семью не осиротить".

В отличие от многих актеров мюзикла, после освобождения Оганесян в себе не замкнулся, наоборот, стал впитывать жизнь, словно губка воду. Много снимается, правда, в основном в сериалах или картинах для ТВ: "Иван Подушкин", "Москва. Три вокзала", "Снежная королева". Приезжал и к нам, в Украину. Снимался в нашем сериале "Лист ожидания". Фестивалил в Трускавце. "Запомнился фильм Кости Стогния о том, что Гитлер умер не в Берлине в 45-м, а в Аргентине — в 64-м", — рассказал нам актер. Из "Норд-Оста" вынес главное: "Я по другому стал оценивать женщин — они куда сильнее нас, мужчин".

"Я БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ, КТО ПОСЛЕ ГАЗОВОЙ АТАКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫШЕЛ ИЗ ЗАЛА"

Марат Абдрахимов (играл летчика-механика) был единственным актером, который после газовой атаки смог самостоятельно выйти из зала. "Думаю, меня спасло то, что я как раз перед штурмом заснул — причем спал я лицом вниз", — говорит 42-летний артист. Так как Марат по национальности башкир, то он сразу же стал объектом пристального внимания спецслужб: "Подходили ребята из мюзикла и говорили им: "Он — наш". Им отвечали: "Разберемся". А меня в это время, простите, рвало от газа".

Надо отдать должное актеру: он стал одним из первых, кто заговорил о том, что ему довелось пережить, вслух: "Я навсегда запомнил ужасную картину: на бетонном полу, в легкой одежке, валялись люди (заснувших заложников вытащили силовики и просто побросали где и как попало. — Авт.). Даже не синие — синюшные. Многие из них умерли потом именно из-за переохлаждения". А еще Марату запомнился довольно чистый (с легким акцентом) русский язык террористов.

После захвата решил для себя: "Надо перестать быть биороботом. Жвачным существом. Перестать смотреть телевизор. Надо просто жить". Сейчас играет в театре Евгения Миронова, в спектаклях "Калигула" (роль патриция Кассия) и "Ромео и Джульетта" (синьор Капулетти).

"ПОСЛЕ "НОРД-ОСТА" УШЕЛ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ"

В отличие от своих коллег Андрей Гусев (роль почтальона) говорить и вспоминать о тех событиях не хочет: не выступает по радио с воспоминаниями, избегает светской жизни. Стал замкнутым. И как единственная отдушина — профессия. "Я с головой ушел в работу", — признается 44-летний Гусев. Так, после "Норд-Оста" он продолжал играть и петь в мюзиклах — "Энни", "Воины духа", "We Will Rock You". Много снимается в сериалах. Правда, о работе в "мыле" отзывается с грустной улыбкой: "Работать приходится в массовке. Но это ничего — обычный способ подработки. Жить-то надо". Снимался в "Солдатах", "Сталин. Live", "Однажды в милиции". Работу в "Норд-Осте" сравнивает... со службой в армии. Мол, вкалывать приходилось помногу и каждый день. "Этот мюзикл много у меня взял, но многое и дал", — резюмирует Гусев.