История легендарного самолета: никто не думал, что немец долетит до Москвы

26 мая 2012, 07:30
Несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа мы наматывали километры в небе

"Витуся". Бывалый летчик всегда здоровается с ней, а потом благодарит — за то, что в небе не подвела. Фото: А.Ильченко

Обрывочные сведения о "Сессне-172", на которой незабвенный Руст долетел до Москвы, скупы и противоречивы. Сначала ее выставили в натуральную величину как музейный экспонат авиамузея в Германии. Затем самолет, по слухам, приобрел японский бизнесмен, загнав покупку в ангар. Потом "Сессну" разобрали на запчасти и вновь собрали. Потом она вернулась в Германию, где состояла на службе у полиции — та мониторила с воздуха дорожный трафик.

После этого судьба забросила ее в Балтию. И уже там, в Литве, крылатую машину купил большой энтузиаст и ценитель авиации — вице-президент Федерации авиаспорта, профессор Института международных отношений Иван Билас. Мы встретились с ним на летном поле белоцерковского аэроклуба "Пилот", где и находится его любимица.

Реклама

Читайте начало: Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы

"Всегда верил в судьбу, и удивительное стечение обстоятельств свело меня с этим самолетом, — рассказал Иван Григорьевич "Сегодня". — Дата его выпуска — 9 мая 1973 года. А мой день рождения — 9 мая 1953-го. День в день, только с разницей 20 лет..."

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ. Вышел на эту "Сессну" Билас, в общем-то, неожиданно. Раньше у него был спортивный трудяга Як-52 (сейчас на нем учат курсантов Кировоградской летной академии). Налетал сотни часов. Но однажды друзья-прибалты подсказали, что у начальника криминальной полиции Клайпеды есть более совершенный самолет, причем с довольно неординарной историей, связанной с полетом Руста. И Билас загорелся — уж больно хороша была машина...

Реклама

"Что главное в самолете? — спрашивает он. И отвечает, —во-первых, планер, во-вторых, двигатель. Планер у этой "Сессны" — родной, тоже 1973 года. А вот двигатель другой, так как предыдущий выработал ресурс. Я полетел в Литву, посмотрел и понял — мой самолет! Мы условились, какие приборы нужно установить, что заменить, как покрасить — все оговаривалось, и процесс растянулся на полтора года. Практически каждый месяц бывал на месте, чтобы ремонт и восстановление проходили в моем присутствии и можно было вносить незначительные коррективы по усовершенствованию "Сессны". Литовцы, спасибо им, все сделали на совесть, и настал день, когда я на этом же самолете перелетел в Украину. Это было еще в 2008-м, и тоже в мае — что символично, так как совпало с нашим месяцем рождения. В соответствии со всеми требованиями прошел полную сертификацию и государственную регистрацию в авиаслужбе Украины, получил госномер — UR-VITA. С тех пор нарадоваться не могу своей "Витой" — такое дал ей имя. В переводе с латыни — "Жизнь"...

Билас с увлечением рассказывает о том, какая легкая, послушная в управлении его "Вита-Витуся", какой большой подъемной силой обладает, как уверенно и надежно ведет себя в воздухе. На расстояние до 1500 километров при полной заправке (это 180 литров горючего) способна доставить. Прежде чем сесть в кабину, пилот обязательно поздоровается, похлопает по фюзеляжу, обратится нежно — как к человеку, одушевленному существу. А взамен — надежность и послушание.

"Да что рассказывать! — предлагает на ходу Билас. — Садитесь в кабину рядом со мной — полетаем, и сами, воочию убедитесь, почувствуете, как это здорово!"

Реклама

НАШ ПОЛЕТ. Несмотря на сильный боковой ветер, "Витуся" подняла нас в небо, и целых два часа на разных высотах и разных скоростях наматывала километры в небе над Белоцерковским, Фастовским, Рокитнянским районами Киевской области, давая ни с чем не сравнимые легкость, азарт, волшебное упоение полетом! Эпитеты меркнут. Словно у самого крылья вырастают...

"Раньше заявку на полеты подавали за три дня, а теперь достаточно получаса, — говорит Иван Григорьевич. — Это требует от летчика высокой квалификации, хорошей подготовки. Иначе взлетать нельзя — риск слишком велик".

Як-52 верой и правдой прослужил ему 11 лет. Сколько уготовано "Витусе", загадывать не берется — жизнь покажет. Из 2225 часов с момента крайнего ремонта двигатель выработал всего 185. На его век хватит...

"Витуся". Бывалый летчик всегда здоровается с ней, а потом благодарит — за то, что в небе не подвела. Фото: А.Ильченко

"КАК У РУСТА". "И это кресло, где вы сидите, и приборная панель, и другая начинка — все как было у Руста?" — не могу прийти в себя от нахлынувших эмоций.

"Планер, панель, кресло — те же, а вот авиагоризонт уже новый, и высотомер, и GPS, конечно, у него тогда не было, — кивает Билас. — Открою еще один секрет, о котором мало кто знает. Этот самолет Русту не принадлежал — он взял его в аренду, о чем есть запись в формуляре "Сессны". И поставил дополнительные баки, чтобы долететь до Москвы. Не было у него ни опыта, ни чувства страха — только юношеская бравада, выброс адреналина. А потом — эйфория: вот какой я молодец! Доведись нам встретиться, сказал бы: как мужик, может, и молодец — такой фортель отчебучил. Но как пилот ты форменный раздолбай — поставил под удар тысячи летчиков, да и простых людей тоже. Однако драматичное прошлое "Сессны" ни ей, ни мне летать не мешает".

ЦЕЛЬ БУДЕТ СБИТА!

После катастрофы южнокорейского "Боинга", сбитого в 1983 году советским истребителем (в результате погибли 269 пассажиров и членов экипажа) министр обороны СССР издал совсекретный приказ №0048, предписывающий не открывать огонь на поражение по нарушившим воздушное пространство Союза летательным аппаратам, кроме боевых. "Сессна" — самолет маленький, четырехместный, скорее прогулочный, спортивный, что его и спасло. Плюс боязнь генералов и офицеров что-то сделать не так — горя не оберешься. Полковник в отставке Николай С., отдавший службе в ПВО и ВВС немало лет, сказал "Сегодня": "Оперативные дежурные крестились, чтобы нарушитель побыстрее покинул зону их ответственности, и облегченно вздыхали — пронесло. Никто не думал, что этот негодяй долетит до Москвы и сядет прямо на Васильевском спуске, рядом с Кремлем..."

А если 25 лет спустя какой-нибудь последователь Руста вздумает проверить прочность украинских границ — как будут действовать военные? Дадут ли "зеленый коридор", например, до Крещатика, заставят приземлиться на ближнем аэродроме, а может — собьют? В канун Евро-2012 проблема антитеррора приобретает серьезное звучание.

"Наша задача — предупредить неожиданность, а не ликвидировать последствия, — ответил "Сегодня" первый замкомандующего Воздушными Силами ВСУ генерал Василий Никифоров. — Если чью-то голову посетит сумасбродная идея проверить нашу боеготовность, авантюрист быстро пожалеет об этом — в случае неповиновения будет сбит еще на подлете к Киеву. У военных достаточно средств, чтобы не пропустить нарушителя в глубь территории — действующее законодательство это позволяет. Окончательное решение о применении оружия на поражение будет принято Антитеррористическим центром при Службе безопасности. Но алгоритм приведения механизма в действие, оперативный анализ ситуации, скорость принятия решения и доведение до исполнителей, поверьте, будут совершенно не такими замедленными и нерешительными, как в 1987-м. Я тогда учился в академии, и не понаслышке знал о выходке Руста. Летчики его видели. И сопровождали. И с земли его вели. Но никто не отдал приказ сбить: пока информация дойдет до Москвы, а потом вернется — уйдет масса времени. Тогда это был очень сложный процесс. Сейчас система упрощена. Случись что — все будет иначе".

ГРАНИЦА: КАЖДОЙ "СЕССНЕ" — "ДАЙМОНД"

Крылатый патруль. Не пропустит нарушителя границы Украины. Фото: Госпогранслужба

Казус с Рустом произошел в День пограничника, и мы не могли обойти этот нюанс, не узнать, как сейчас обстоят дела у украинских стражей кордона (их праздник по-прежнему, как и при Союзе, отмечается 28 мая). Оказалось, у наших погранцов есть современные импортные патрульные самолеты DA-42 "Даймонд", чьи экипажи постоянно контролируют ситуацию с воздуха и в случае возникновения инцидента, подобного рустовскому, моментально отреагируют на него, зафиксируют нарушение и принудят нарушителя сесть. Установленная на борту "Даймондов" оптико-волоконная система имеет три канала получения информации — тепловизор и цветные телекамеры с узким и широким обзором. Новые машины высокоэффективны и экономичны — потребляют авиакеросина в 27 раз меньше, чем Ан-26 и вертолеты Ми-8.

"Даймонды" пришлись нам ко двору, — говорит начальник авиауправления Администрации Госпогранслужбы (ГПС) генерал Николай Тепан. — Экипажи добывают с воздуха очень ценную информацию как вдоль сухопутной, так и в районах морской границы Украины".

Недавно экипаж одного из "Даймондов" обнаружил возле кордона мотодельтаплан, что уже само по себе является нарушением — без разрешения ГПС ни один летательный аппарат выполнять полеты возле границы не имеет права.