20 лет "Посольству Божьему": суды и мегазал

2 октября 2014, 08:30
Прихожане уходят из церкви, а Сандей скучает по жене и доволен стройкой

Основной зал «Посольства Божьего» может вместить 5 тыс человек.

С завтрашнего дня начинает праздновать свое 20-летие одна из самых скандальных религиозных организаций в Украине — "Посольство Божье". С их "церковью" связывают десятки знаменитых прихожан (самый одиозный из них — экс-мэр Киева Леонид Черновецкий), более 600 пострадавших, сотни миллионов гривен "грязных" денег и одного, самого скандального пастора — Сандея Аделаджу. Его, напомним, обвиняют по нескольким статьям, инкриминируя мошенничество, создание преступной группировки и соучастие в подделке документов. "Сегодня" выясняла, куда бегут прихожане "Посольства", на какой стадии судебные дела Аделаджи и как их действия оценивает официальная церковь.

СУПЕРЦЕРКОВЬ. Главный "посол", Сандей Аделаджа, к которому сторонники обращаются "пастор", накануне 20-летия "Посольства" (будут праздновать со 2 по 5 октября) показал строящуюся в Киеве церковь. По масштабам она напоминает среднего размера выставочный центр: кроме основного зала построены несколько малых. Показывая нам церковь, Аделаджа несколько раз подчеркнул, что делает это для того, чтобы у прихожан не возникало вопросов, мол, куда потрачены собранные пожертвования. К этому добавляет, что в Украине нет церкви таких размеров  — около 6 тысяч "квадратов" (это почти восемь Михайловских соборов. — Авт.). По прогнозам Аделаджи, закончится стройка примерно через год.

Реклама

КУДА УШЛИ. За последние годы из 20 тысяч прихожан "Посольства" осталось около 15. Многие из них или ушли в никуда, а некоторые — в другие неофициальные церкви или создали новые. "Сегодня" пообщалась с одним из протестантских священников Киева, который приютил часть экс-сторонников Сандея. "Для прихожан "Посольства" события, связанные с "Kings Capital", стали огромным разочарованием (сотни пострадавших потеряли деньги, — Авт.), — говорит священник. — Их можно разделить на четыре группы. Первая — те, кто ушел из церкви вообще, в никуда, как говорят в церковных кругах, "в мир". Эти люди настолько доверяли своему пастору, что когда разочаровались в нем, то разочаровались и в Боге, и вернулись к тому образу жизни, который вели до церкви. Вторая часть людей, которая разделяла понятия "пастор" и "Бог", понимала, что пастор — это лишь человек, который способен ошибаться, а Бог так и остался Богом — перешла в другие церкви (в основном протестантского направления). Хотя зачастую они от года до трех лет были в духовном поиске, ходили из одной церкви в другую, пока не нашли ту, где им хорошо. Третья часть людей, которые были пасторами в "Посольстве Божьем", вместе со своими подопечными вышли из Посольства и создали новые церкви. Внешне — это новые церкви, но состав остался тот же, получились эдакие островки, осколки "Посольства". Четвертая часть людей — решила остаться в Посольстве несмотря ни на что. В нашу церковь оттуда перешли немного человек. Ведь у нас перед тем, как принять в члены церкви, нужно пройти курсы обучения — такую внутреннюю систему сдерживания. Потому у нас из Посольства остались только особо терпеливые. С теми, кто перешел, проводилась реабилитация. Потому что люди пришли с разорванным и разочарованным сердцем. Базой такой реабилитации стали беседы о том, что любой пастор может ошибиться, а фундаментом веры все же должен быть Бог. Когда место Бога занимает человек — случается беда".

ИСПОВЕДЬ ПОСТРАДАВШИХ

Одна из пострадавших по делу Аделаджи, Любовь Ветрова (фамилия изменена), рассказала "Сегодня", что после всех перипетий с этой церковью и компанией Kings Capital повесился ее супруг. "У нас в семье была проблема, связанная с наркотиками, — призналась нам женщина. — Нам никто не мог помочь, и мы решили обратиться в эту церковь — нам ее порекомендовали знакомые. Я и мой муж были в восторге от Аделаджи. Он очень умный человек — с нестандартным мышлением, энергичный, харизматичный...".

Реклама

Именно Аделаджа, по словам Любови, посоветовал супругам вложиться в свое детище. "Мы так и сделали — взяли в одном банке $80 тыс., добавили свои сбережения и вложили в Kings Capital под хорошие проценты — ведь Аделаджа заверял нас, что к нему приходили пророки и говорили, мол, что этот банк — божий проект! Но сам он денег не брал. Были другие люди, которые этим занимались. Эти же люди всем прихожанам рассказывали, что, мол, вкладывайте деньги, потому что в этом банке очень большие проекты. Мы хотели, заработав на процентах, купить новую квартиру. Кто-то называет это жадностью, но мы лишь хотели улучшить жилищные условия", — говорит женщина.

По ее словам, когда все офисы банка закрылись, а людям перестали выплачивать деньги, ее муж стал переживать и волноваться. "Он всегда был здоровым человеком, у него даже не было медицинской карточки! Но он очень сдал, когда мы потеряли сбережения, и очень корил себя за то, что посоветовал своим друзьям вложить деньги в этот банк. Это его очень угнетало, ведь он считал себя неким гарантом. Хотел отдать друзьям все, до доллара... А потом мужа не стало".

ПРАВООХРАНИТЕЛИ: "Они завладели почти 150 млн гривен"

Реклама

Аделаджа уверяет, что якобы не понимает, в чем его обвиняют и почему он фигурирует в уголовном производстве. Но бывший главный следователь Украины Василий Фаринник (он вел дело Аделаджи и компании) считает, что пастор слегка лукавит.

Как рассказал Фаринник "Сегодня", на время отправки материалов в суд у Аделаджи был статус обвиняемого. "Но в суде он уже стал подсудимым", — говорит Фаринник. Следствие считает, что Аделаджа и остальные обвиняемые организовали финансовую пирамиду и выманили у людей миллионы гривен. Отправляя дело в суд, ГПУ заявляла, что в уголовном производстве фигурируют 13 человек, которые завладели средствами граждан на сумму более 140 млн грн: "Досудебным следствием установлено, что указанные лица в период с мая 2006-го по ноябрь 2008 года с помощью юридических лиц JC&AA Kings Capital Limited, ЧП "Кингз-Кепитал", ООО "Кингз-Кепитал" и других путем обмана завладели средствами 3,5 тыс. граждан на общую сумму более 140 млн. Обвинительный акт и материалы производства насчитывают более полутора тысяч томов, дело — в Днепровском суде г. Киева".

К этому в надзорном ведомстве добавляли, что за совершение инкриминируемых преступлений обвиняемым грозят тюремные сроки до 12 лет с конфискацией имущества.

Первые заседания Днепровского суда по делу Аделаджи стали, пожалуй, самыми многочисленными — под стенами собирались сотни сторонников и противников пастора. Милиция плотным кольцом окружала вход в суд, пропуская внутрь пострадавших от пирамиды только по пропускам. Не обошлось тогда и без потасовок: люди начали прорываться через кольцо, отпихивая друг друга. "Пастор, положи руку на голову судье!" — кричали его сторонники. А противники парировали: "Да я под забором живу из-за этого жулика. А меня не пускает в зал его охрана". Суды над пастором и Ко продолжаются до сих пор.

Сандей Аделаджа: "Наказание будет. Может, кто-то и виноват"

Скандальный пастор рассказал "Сегодня", почему его называют африканским Вуду, откуда уверенность в "поединке" с судьями, по каким причинам жена не берет его с собой в отпуск и какой проект запустил его хороший друг Черновецкий.

— До сих пор идут суды по вашему делу. На какой стадии процесс и чем, на ваш взгляд, закончится?

— Суды идут уже пять лет. И, как говорится, света в конце тоннеля я не вижу — заседания часто откладывают или переносят. Думаю, что в конце концов дело или выбросят, то есть закроют, но, возможно, кого-то и назовут виновным. Я знаю, что меня должны отпустить. Эти пять лет — потерянные годы, я не могу выезжать из страны из-за уголовного дела, мой паспорт забрали. У меня выходила в Америке книга, но я не мог поехать на презентацию. Больше всего меня беспокоит то, что моя жена вынуждена сама возить детей на отдых, и я не могу выполнять роль отца по достоинству. Но если у меня нет возможности выезжать, то я открываю для себя другую возможность: например, занялся строительством нашего церковного здания. Я сам не могу понять, в чем меня обвиняют. Однозначно, 120%, что дело завершится моим оправданием. Может, кто-то где-то в чем-то и виноват, и они, наверное, будут наказаны. Не знаю, может быть, у меня они будут просить прощения.

— Что можете сейчас сказать о пострадавших людях?

— Они действительно есть. Они приходят к нам в зал суда, после чего адвокаты спрашивают у них, мол, вы давали деньги лично Сандею? На это они отвечают: "Нет". У них спрашивают: "Вы видели когда-нибудь Сандея?". Они отвечают: "По телевизору". У них еще спрашивают: "А зачем вы тогда на него писали заявление в милицию?". На это отвечают, что им все равно, кто отдаст деньги, потому как надо вернуть отобранную квартиру (смеется). Эти люди пострадали не от меня, а от основателей компании, которые ходили к нам в церковь. Лично я никогда никаких денег не брал. Мои недоброжелатели называли меня преступником и мошенником, американским агентом из ЦРУ, африканским Вуду и зомби. Разная была ложь обо мне. У меня были возможности уехать из Украины, дав взятку, но я отказался. Кто-то требовал полмиллиона долларов, кто-то миллион, но зачем это делать, если я не виноват? Для меня это принципиальный вопрос.

— У вашей церкви огромная территория, и она продолжает расширяться. Сколько денег потрачено, и где они были взяты?

— Деньги собраны здесь в качестве пожертвований — на них построили здание церкви. Наша территория — это около 6 тыс. кв. м. Основной зал рассчитан на 5 тыс. человек. Есть несколько залов поменьше, зал для детей, туалеты сделаны по евростандартам (заходит в женский и показывает журналистам отделку. — Авт.). Мало того, скажу, что было собрано намного меньше пожертвований, чем надо было на строительство. Где брали недостающую сумму — информация конфиденциальна. Если скажу  — предам других людей.

— Есть информация, что ряды вашей церкви покинули много тех, кто ранее ее посещал. Как прокомментируете?

— Вначале, когда появилось уголовное дело, прихожан стало ощутимо меньше. Например, в Киеве нас было 25 тысяч человек, а после этого осталось 14 600. Сейчас снова потеряли, потому как Крым занимал второе или третье место по численности прихожан. Повлияла на количество прихожан и ситуация на востоке Украины, но, думаю, число людей снова стабилизируется.

— Вашей организации в октябре исполняется 20 лет. Будете праздновать?

— Будет отчет за 20 лет, презентация книги-резюме, выступят спикеры из Канады и Америки и марш мира и единства. Что касается последнего, то 4 октября наши люди соберутся в центре Киева и пройдут маршем с молитвами за мир в Украине. Пройдет без каких-либо политокрасок. Думаю, что соберется около 20 тысяч человек, но хотелось бы, чтобы пришло больше людей. Будут те, кто вынужденно приехал с востока Украины в столицу. Колонна пройдет от ЦУМа к арке Дружбы народов. Марш закончится концертом.

— Известно, что вы дружите с экс-мэром Киева Леонидом Черновецким. Поддерживаете ли сейчас с ним связь? Знаете ли, чем он занимается?

— Очень люблю и уважаю его. Более порядочного человека в Украине не знаю. Он сейчас в Грузии. Созванивались с ним около недели тому назад. В этот раз он рассказал, что запускает какие-то компьютерные проекты и ищет людей, чтобы помочь им реализоваться. В его семье все спокойно и хорошо. Поддерживает связь и с бывшей женой. По его словам, они остались друзьями.

— Расскажите о себе. Какое у вас хобби, какие книги читаете?

— Мое хобби — писать книги. Читать предпочитаю книги по саморазвитию и самосовершенствованию. На другое мне жалко времени. Представьте, если я пойду на рыбалку на два часа... Это же означает убивать свое время. Это допустимо, только если я смогу параллельно еще чем-то полезным заниматься. Я люблю конвертировать время в какой-либо продукт. То есть за это время я мог бы создать что-то, что принесет пользу людям. Лучше заниматься спортом. Делаю упражнения с гантелями. Могу добавить, что в детстве хотел стать доктором наук, философом, точнее, доктором философии. Сегодня я считаю себя философом.

— Что можете рассказать о своей семье?

— У меня жена и трое детей. Сыну 16 лет, дочкам по 14 и 11 лет.

ЦЕРКОВЬ: посольство Божье — это еретики и бизнес

Как выяснила "Сегодня", расследуя дело финансовой пирамиды, где фигурирует имя Аделаджи, МВД отправляло специалистам в области деструктивных культов из УПЦ  запрос с просьбой сообщить, каков статус "Посольства Божьего" среди религиозных организаций Украины. В самой УПЦ  "Посольство" называют разновидностью харизматических протестантских организаций, действующих в Украине. "Прикрываясь религиозной деятелностью, Сандей Адаладжи создал целую сеть бизнес-проектов, в которые привлечены прихожане. Квалифицированную оценку действиям этой организации дает прокуратура. Это связано с тем, что  многие люди, попавшие под влияние Аделаджи и его последователей, лишились имущества и средств для выживания. Такие обстоятельства, а также методы воздейстия на сознание адептов содержит все признаки деструктивной деятельности. Насколько мне известно, психологи и психиатры работают с  жертвами тоталитарной деятельности "Посольства Божьего", а также их родственниками, – говорит руководитель информационного отдела УПЦ, Владыка Климент. – С точки зрения Библии, под Церковью с самого начала ее учреждения  потнимается общество верующих во Христа людей, живущих благодатными таинствами, которые преподавают им священнослужители. У "Посольства" нет священников в собственном смысле. Православная Церковь не считает"Посольство" Церковью. Его адепты правильно называют место, где они молятся – собранием. Так как их встречи в помещениях домов культуры или спортивных клубов по своей сути имеют очень мало общего с богослужением христанской Церкви во времена апостолов. Доктрина, которую исповедуют представители "Посольства", не соответствует Евангельскому учению о спасении. А все то, что не соответствует Евангелию – обязательно приносит духовный вред и имеет негативные последствия для самых разных сторон жизни. Поэтому людям, попавшив в сети Адаладжи, могу посоветовать внимательно изучать Библию и делать это не только со слов новоявленных проповедников, а использовать многовековой опыт ее прочтения мудрыми Святыми Отцами. Факт наличия центров по реабилитации жертв тоталитарных культов и деструктивных организаций должен отрезвлять тех, кто пытается внедриться в такие структуры, подвергая опасности и себя и свою семью".

Нелестно о "Посольстве" и Сандее отзываются и в УПЦ КП. "Если посмотреть на то, как за эти годы зарекомендовала себя эта организация, то можно сделать вывод: к ней нужно относиться крайне осторожно. Потому как люди вместо церкви могут оказаться в иллюзии. Их дела говорят сами за себя: люди прочувствовали последствия, продавая квартиры, оформляя кредиты в банках и отдавая деньги "Kings Capital". Это не от Бога. Церковью назвать эту организацию точно нельзя", — рассказал "Сегодня" священник УПЦ КП Александр Шмурыгин.