Еще летом 1989-го казалось, что безграничным лидером дискотек и музыкальных хит-парадов обречена стать песня Мадонны Like A Paryer. Но неожиданно дорогу поп-королеве перешел никому неизвестный французский коллектив Kaoma. Сначала в эфире местного телевидения они спели композицию "Ламбада", тут же продемонстрировав, как нужно под эту заводную музыку танцевать. А на следующий день ребята проснулись знаменитыми. О новом хите говорила вся Европа, а через неделю французы отправились презентовать "Ламбаду" в США и подписали миллионные контракты на выпуск дисков сразу с несколькими американскими компаниями.
История умалчивает, но, скорее всего, ряд американских продюсеров искусали себе локти. Ведь зажигательный танец путешествовал по побережью Бразилии много лет, под нее танцевали местные и туристы, в том числе американцы. То есть на месте французов мог оказаться кто угодно. А все лишь признавали, что ламбада — настоящая лихорадка сезона, но никто и не помышлял, что танец способен произвести фурор далеко за пределами своей родины.
И тут французским бизнесменам приходит в голову купить музыкальные права на 300 композиций в стиле ламбада — слово местного наречия в Бразилии, обозначающее сильные ритмические удары музыки. По возвращении они организовали группу Kaoma, вложив серьезную сумму в раскрутку. Так ламбада стала стилем, известным на весь мир. Долгое время ее запрещали в пуританской Японии, но в 1992 году ламбадомания захлестнула и эту восточную страну.
В СССР ХИТ ФРАНЦУЗОВ ПРИВЕЗЛИ НА КОНТРАБАНДНЫХ АУДИОКАССЕТАХ
Через месяц после французской премьеры ламбада проникла в СССР. Сначала на контрабандных аудиокассетах, потом на кассетах "Мелодии". "В Киеве был бум невероятный, — вспоминает хореограф Валентина Мирина. — Фанаты танца собирались в Мариинском парке на выходных, обменивались кассетами, соревновались нарядами и конечно же оттачивали мастерство". Именно эти встречи подтолкнули Мирину к идее — создать фестиваль Ламбады.
Результат превзошел все ожидания. На первый киевский фестиваль, посвященный бразильскому танцу, приехали даже представители Польши. "Все соревновались в столичном Гидропарке, — говорит Мирина. — Чтобы добавить остроты, стали делать ставки. Все считали, что выиграют москвичи, но неожиданно для всех победила пара из Симферополя". Кстати, в тот период в больших городах имя Ламбада стало популярным среди молодых родителей. Например, те самые победители первого фестиваля назвали так свою дочь — Ламбада Алексеевна. "Сейчас они живут в Израиле, мы иногда созваниваемся", — улыбается Валентина.
Эпоха ламбады закончилась резко — подросло новое поколение, распался СССР. "Ламбада была массовым протестом населения против идеологии государства. Даже политики танцевали ее на банкетах после официальных приемов. Она была сексуальной и очень откровенной, это всем нравилось, но все равно надоело, — вспоминает заслуженный артист Украины Григорий Чапкис. — Ламбаде просто повезло появиться в нужном месте в нужное время. Если бы такой танец появился сегодня, то продержался бы максимум два месяца и вряд ли сильно кого-то удивил".
МОСКВА ПЛЯСАЛА 3 МЕСЯЦА, ПРОВИНЦИЯ — ДВА ГОДА
Стеб. Фаны написали 150 текстов
Русской "Ламбада" стала благодаря певцу и музыканту Сергею Минаеву. Он вспоминает, что в Москву хит привез на аудиокассете его товарищ: "Мы тогда не видели движений, но чувствовалось, что вещь очень эмоциональная и зажигательная. Друзья рассказывали, что в Европе уже танцевальный бум. Я согласился рискнуть и поставил эту композицию на дискотеке. Результат был потрясающий — весь танцпол задвигался, при этом никто толком не знал движений. А когда в СССР появился клип, все начали копировать". Вскоре Сергей, делавший пародии на песни, решил написать текст к "Ламбаде". Всего за вечер набросал несколько шуточных вариантов песни: "Сразу же "Мелодия" сделала пластинку, мы записали туда четыре варианта песни, в том числе и русскоязычные. Тираж был очень большой и продался мгновенно. У меня осталось всего три экземпляра. Я стал много гастролировать с концертами. Везде по несколько раз исполнял "Ламбаду", часто после подходили люди и предлагали свои версии песни. У меня собралось почти полторы сотни. Но через три месяца пресытилась "Ламбадой" Москва, а через два года и провинция. Сегодня я даже не исполняю ее на концертах. Последний раз вспоминал для "Новогоднего огонька" два года назад".
ИМЕНИТЫЕ ТАНЦОРЫ О БРАЗИЛЬСКОЙ ПЛЯСКЕ