Мюллер-Штирлицу: А не сыграть ли нам в кошки-мышки?
Ровно 35 лет назад на телеэкраны ныне уже несуществующей страны с триумфом вышел многосерийный фильм "17 мгновений весны". Все помнят как это было: пустые улицы, замершие заводы, даже криминальные элементы и те на время откладывали свои заточки и уютно устраивались возле теплых голубых киноэкранов. Штирлиц легко и непринужденно вошел в моду: дети стали массово играть в шпионов, мужчины — многозначительно курить, а женщины скупать в киосках "Союзпечати" открытки с профилем и фасом Вячеслава Тихонова.
Прошли годы. Больше нет страны которой помогал победить великий разведчик, дети гораздо охотнее играют в "Спайдерменов" и "Гарри Поттера". Но, даже те кто смотрят фильм впервые в 2008 году не остаются равнодушными. Ведь картина рассказывает не о гипертрофированно правильных героях, четко знающих, что такое мудрая линия партии, а о самых обычных людях. Таких же, как мы.
"ПОВЕРЬТЕ РАЗВЕДЧИКУ, ЕСЛИ БЫ ГЕСТАПО..." Накануне юбилея мы позвонили настоящим "некиношным" разведчикам, чтобы узнать, что значат для них "17 мгновений весны".
У капитана госбезопасности, участника оперативной группы по задержанию опасных нацистских преступников Константина Богомазова любимые моменты в фильме — это совместные сцены Штирлица и Мюллера: "Их игра в кошки-мышки просто завораживает. Конечно, в фильме много художественного вымысла, но в тоже время все базируется на вполне реальной основе".
СЛАВА И КРОШЕЧНАЯ ПЕНСИЯ. Многие зрители отмечали, что в сравнении с книгой фильм получился более "человечным и лиричным". Возможно это объясняется тем, что режиссером была женщина – Татьяна Лиознова, до "Мгновений", по сути, известная лишь по картине "Три тополя на Плющихе". Ее "17 мгновений" стали не только первым многосерийным советским сериалом, но и самым кассовым фильмом того времени, а Татьяну Михайловну наградили орденом Октябрьской революции.
Женская рука режиссера
В начале 80-х годах Лиознова сняла "Мы, нижеподписавшиеся" и "Карнавал", которые тоже снискали большую популярность, но до лавр Штирлица не дотянули. В 1986-м — "Конец света с последующим симпозиумом", но лента была "политически не выдержана" и попала на полки Мосфильма. После такого удара Лиознова больше никогда не снимала. Сейчас режиссёр живет в Москве и после перенесенного инсульта практически не выходит на улицу. Чтобы прожить на крошечную пенсию, ей пришлось продать свой любимый автомобиль.
НОЧНЫЕ СЕАНСЫ ГЛАВЫ КГБ И "СЛАВА" В КАБИНТЕ МЮЛЛЕРА. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о легендарном сериале.
На роль Гитлера первоначально пробовались Леонид Куравлев и Леонид Броневой. У режиссерской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далек от оригинала. А вот Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора (Борман), после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии, от племянницы Шелленберга, в котором актера благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы еще раз взглянуть на "дядю Вальтера".
В знак признания за блестяще сыгранную роль генерала Вольфа Василий Лановой получил в подарок от самого Карла Вольфа ящик коньяка.
Композитор Микаэл Таривердиев и поэт Роберт Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию. Но в фильм в итоге вошли только две из них — героическая "Мгновения" и лирическая "Я прошу…".
Председатель КГБ СССР Юрий Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам — другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.
После успеха в СССР картину показывают во всех социалистических странах. Таможенники и пограничники Венгрии говорят о том, что никто не пытается нелегально пересечь границу, так как по телевизору показывают "мгновения".
Остроглазые зрители сразу же по выходу картины заметили множество ляпов и неточностей. Так в последней серии после сцены со Сталиным следующий эпизод — Штирлиц идет по ночному Берну. В витрине отражается неоновая вывеска на русском: "Гардинное полотно". В сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках "Международная телеграмма СССР", с замазанным чернилами гербом. В кабинете Мюллера на стене висят советские часы "Слава", выпускавшиеся в 1970-х годах.
Из исторических неточностей отметим, что женщины в СС не служили, так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа. А сотрудники гестапо и СД в основном носят черную униформу СС образца 1934 года; на самом деле данная форма вышла из повседневного употребления к 1939 году и была заменена формой серо-зеленого цвета по образцу немецкой армии.
Любопытно, что многие историки считают, что именно Мюллер был агентом Кремля в нацистской верхушке. Во всяком случае, в этом был уверен самый молодой генерал в РСХА Вальтер Шелленберг.
Доказательств этому множество. Например, в феврале 44-го Гитлер подписал приказ о расформировании уже давно раздражавшей его военной разведки (Абвера). Огромная часть документации попали в ведомство Мюллера. Первое, что он сделал — прекратил контрразведывательные операции против СССР. Он заявил, что действия против "русских" были настолько успешны, что они уже давно прекратили любые попытки сбора информации на территории Германии: "Главная наша цель — борьба против англичан и американцев". Последняя фраза запоминается, не правда ли?
А ВАС, ШТIРЛIЦ, Я ПРОШУ ЛИШИТИСЬ. Оказывается, Штирлиц может теперь не только на немецком "шпрехать", но еще и на украинском "розмовляти". Дубляж кинофильма осуществили на студии Александра Пономарева "З ранку до ночи". Вот как теперь звучат крылатые фразы из фильма: "А вас, Штiрлiц, я прошу лишитись", "Партайгеносе Борман, я вдячний вам за ту довiру, яку ви виявили до мене", "Штiрлiц йде коридором", "Народжувати и годувати — ось завдання жiнки, все iнше — химера", "Ви казали, що у мене обличчя професора математики. Так, але зараз у вас обличчя Шпигуна".
Новым Штирлицем стал театральный актер Михаил Жонин, радисткой Кэт — Наталья Валевская, Сталина и Гитлера озвучил один человек — актер Юрий Коваленко. На озвучку специально не приглашали известных актеров, дабы они не заслоняли своим громкими именами сам фильм.
Дубляж всех 12 серий обошелся в 216 тыс. грн. То есть одна серия в среднем стоит 18 тыс. грн. Заглавную песню "Мгновения, мгновения" на украинский язык не переводили.
ШТИРЛИЦ БИЛ НАВЕРНЯКА. НАВЕРНЯК ОТБИВАЛСЯ
Анекдоты про любимого разведчика хоть уже и бородаты, но все так же продолжают вызывать добрые улыбки и лютый смех.
"— Стой кто идет! — Дождь! — ответил Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу".
"Штирлиц и Мюллер гуляли по Берлину и увидели женщин. "Снимем?" — предложил Штирлиц. "Зачем? — ответил Мюллер. — Пусть висят".
"Уставший Штирлиц прилег на мокрую гальку, галька взвизгнула и побежала".
"Штирлиц подошел к цветочному магазину и поднял глаза — это были глаза профессора Плейшера".
"Штирлиц выбил ногой дверь и на цыпочках подкрался к читающему газету Мюллеру".
"Мюллер выглянул из окна и увидел Штирлица: — Куда это он идет? — подумал Мюллер. — Не твое собачье дело, — подумал Штирлиц".
"Штирлиц и Мюллер стреляли по очереди, очередь редела, но не расходилась".
"Штирлиц бил наверняка. Наверняк отбивался как мог. А уж Мог-то был парень крутой — Крутая с кем попало не гуляла".
НОВЫЕ "МГНОВЕНИЯ" УВИДИМ ВЕСНОЙ 2009. Весной следующего года мы увидим новые приключения Макса Отто фон Штирлица. В новом сериале расскажут предысторию "17 мгновений" — приключения молодого разведчика Максима Исаева. Действие 14 -серийного сериала происходит с 1921 по 1924 год. География фильма — от Западной Европы до Дальнего Востока. Молодой чекист сначала разоблачит валютчиков, перекачивающих золото и бриллианты из страны Советов в Лондон и Париж, затем внедрится в белогвардейское движение в Дальневосточной республике и поможет большевикам очистить территорию от японских оккупантов.
Улицы Шанхая снимали в Ялте и в Алупке на территории Воронцовского дворца, а город-герой Севастополь стал Владивостоком. "Китайскую" массовку набирали из студентов-иностранцев симферопольских вузов, а русских эмигрантов играют ялтинцы.
Страхов принял эстафету от Тихонова
Роль молодого Штирлица досталась звезде мыльного сериала "Бедная Настя" Даниилу Страхову. "Понимаю, с какой придирчивостью отнесутся ко мне миллионы поклонников Штирлица, но хочу сказать, что здесь это еще не тот хладнокровный и расчетливый Штирлиц, здесь он молод, азартен, здесь его метания, становление. И что особенно мне приятно именно в этом фильме будет предыстория той знаменитой сцены из "мгновений", его безмолвного свидания с женой в кафе "Элефант". Ведь с ней он познакомился как раз во Владивостоке…" — рассказывал актер.
При всей моей любви к советскому кинематографу "Мгновения" прошли мимо меня. То я выбирал "Освобождение" — масштабную эпопею Юрия Озерова, то "Государственную границу" — более близкую мне по духу (мой отец — пограничник), то банально пропускал первую серию. Вот редактор и поставил мне задачу: посмотреть фильм про Штирлица и рассказать о своих впечатлениях.
Начну с актеров: Вячеслав Тихонов никогда не ходил в моих любимчиках, в отличие от Леонида Куравлева, сыгравшего офицера СС Курта Айсмана. Поэтому я никак не ожидал, что его игра произведет на меня столь мощное впечатление! Это была даже не игра — это было нечто большее. Показывать такую гамму чувств, одними лишь глазами — это поистине высший пилотаж. А как он курил, как молчал! А его диалоги — хлесткие, цепкие, попадающие точно в цель. Я не могу назвать Тихонова каноническим красавцем, но после этого фильма мне стало понятно, почему сердца всех женщин советского союза были отданы этому харизматичному и обаятельному мужчине.
Не меньше мне понравился Олег Табаков. Его герой — этакий кот Матроскин из в мультфильма "Простоквашино", но только с дьявольской ледяной улыбочкой и глазами-рентгенами. Раз увидел — никогда не забудешь.
Также порадовало наличие в фильме юмора. Честно говоря, всегда представлял себе эту картину чем-то гипертрофированно монументальным: нереально правильные герои, четко знающие, что такое хорошо и что такое плохо, мудрая линия партии и все такое прочее. А получил самых, что ни на есть обычных людей, которые боятся, любят, борются и шутят. Я не могу сказать, что фильм стал для меня "откровением", что я буду пересматривать его вновь и вновь, как многие свои любимые советские киноленты. Все-таки я больше люблю фильмы действия. Но одно я знаю точно — даже спустя 35 лет картину по-прежнему интересно смотреть и она не выглядит "обломком великой эпохи". Мы все так же держим кулаки за геройского разведчика Штирлица и сжимаем их, если он находится на грани провала. Впрочем, мы все равно верим, что из этой схватки он, как всегда, выйдет победителем. Ведь по-другому и быть не может быть.
Алекс Панченко,Олег Денежка, Артем Деркачев