Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Фильму "Любовь и голуби" исполнилось 30 лет

Меньшову попили крови из-за пьянок, а актеров на съемки привозили на вертолете

Фильм "Любовь и голуби" давно разобран на цитаты — он заслуженно стал классикой. Более того: это редкий случай, когда фильм по достоинству оценили не только зрители и критики, но и коллеги Владимира Меньшова по цеху. "Они подходили ко мне, — говорит режиссер, — и после третьей рюмки признавались: "Ну, такую хрень, как "Москва слезам не верит", мы бы тоже могли снять, но "Любовь..." нам не по зубам".

НЕТ ДОМА ТОГО. В основу сценария легла одноименная пьеса сценариста Владимира Гуркина. В пьесе дело происходит в сибирской деревне, но режиссер решил искать локацию для съемок поближе к цивилизации — Меньшов пришел в ужас от нищеты, которая царила в настоящих сибирских селах. Выбор пал на Медвежьегорск в Карелии. Причем снимали картину в настоящем доме, где жила семейная пара. За разрешение использовать жилплощадь хозяевам пообещали капитально отремонтировать двор и хату. Потом домик Кузякиных забросили, и он долгое время стоял без хозяев, постепенно разрушаясь. В итоге кто-то запустил на подворье "красного петуха". Зато сейчас на месте пожарища вырос новый особнячок.

Реклама

1_04

Единственное здание, ко­­торое сохранилось со времен съемок, — Дом культуры, около которого проходил смотр самодеятельности (помните: "Фигура первая. Рабочая", "Фигура вторая. Печальная", "Фигура третья. Разлучная"). Он хоть и находится в плачевном состоянии, но еще стоит. Местные жители долгое время подрабатывали с его помощью — за деньги пускали в Дом культуры туристов.

РЕАЛЬНЫЕ КУЗЯКИНЫ. В ос­­нову фильма Гуркин положил реальную историю Василия и Надежды Кузякиных. которые жили в городе Черемхово Иркутской области. Гуркин писал свою пьесу, еще будучи студентом театрального. Времени катастрофически не хватало, так что он даже не успел придумать своим героям фальшивые имена — вписал настоящие. Хотел поменять позже для фильма, но тут на дыбы взвился Меньшов: "Не позволю! Имена просто шикарные. Оставить!" В 2001 году в Черемхово открыли памятник Кузякиным: брозовые Вася и Надя сидят у воды, а вокруг них вьются голуби, образовывая крыльями сердце.

Реклама

2_04

ЭКСТРИМ НА ПЛОЩАДКАХ. По воспоминаниям Меньшова, съемки проходили весело, но опасно. Актеры — люди занятые, кроме кино, им еще и на театральную сцену выходить надо, так что на съемочной площадке они не живут, а приезжают сюда по мере надобности. Один актер — в кадр, второй — в Москву, на спектакль. Собрать всех исполнителей вместе было сродни чуду. Потому для съемки финальной сцены на крыше сарая, где все актеры были должны присутствовать в обязательном порядке, пришлось даже использовать вертолет! С его помощью на съемку доставили Дорошину — гримировали актрису прямо во время полета, о чем она потом не раз с удовольствием вспоминала. Приземлившись, актриса сразу вошла в кадр. А через 20 минут этой же вертушкой улетел в Москву Михайлов.

3_04

Реклама

СЕКРЕТЫ ГРИМА. Чтобы Ми­­хайлов смотрелся в кадре с Дорошиной как можно органичнее, его решили состарить (Нина Михайловна была старше его на 10 лет). Сказано — сделано. Каждый день кудесники-гримеры накладывали на кожу актера искуственные морщины и подкрашивали желтой краской зубы — под табачный налет. Юрский отделался сравнительно легко — ему просто нацепили бороду и оставили в покое. А вот кому пришлось действительно нелегко, так это 39-летней бабе Шуре — Наталье Теняковой.

Издевались над ней всей съемочной группой. Для начала обрядили в чью-то старую тельняшку, под которую напихали несколько килограмм ваты и марли — фигура сразу "правильно поплыла". На шею накручивали по 2—3 платка, чтобы скрыть настоящую шею актрисы, а на лицо накладывали толстенный слой грима. За время съемок актриса успела проклясть всех и вся — натерпелась, бедная.

И даже на Меньшова бывает проруха

Почему-то бытует мнение, что раньше не только деревья были выше, но и курьезов в картинах не было. Мол, всяческие комиссии за этим строго следили и в случае чего могли дать невнимательному режиссеру по кепке. Но киноляпы были, есть и будут. Любой режиссер может что-то упустить из виду. Меньшов — не исключение.

Моя любимая ошибка — свистопляска с галстуками. Обратите внимание: на курорте Василий в тренажерном зале слушает героиню Гурченко в новом синем галстуке. А чуть позже на рынке он этот самый синий галстук только собирается приобрести. С одеждой вообще творится неразбериха. Так, когда армия справедливо разгневанных женщин организованно наступает на дядю Митю, в одном из кадров у него зеленая рубашка, а в другом — уже в клетку. Пострадала от невнимательности и Надя. Во время встречи с Василием на набережной на ней повязан платочек с разноцветными концами (слева — желтый, справа — зеленый). Но по ходу действия желтый конец чудесным образом меняется местом с зеленым.

Несуразница творится и с предметами вокруг героев: то пропадают, то появляются скамейки у калитки, а дядя Митя зачем-то дважды достает сигареты (в руках у него уже есть пачка, а он лезет в пиджак еще за другой). Еще одна нелепость: когда Надя читает письмо, то за ее спиной — окно. А в следующем кадре за спиной героини уже маячит одежный шкаф.

В общем и на таких дотошных режиссеров, как Владимир Меньшов, приходится своя доля ляпов. Но разве они портят общую картину? Да ни капельки!

Перлы, улетевшие в народ

  • Ишь ты, орган движения они лечили, орган движения! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то!
  • День взятия Бастилии впустую прошел.
  • Умерла, говорит, дедушка, твоя бабушка.
  • Девушки, уймите вашу мать!
  • — Ты идешь к этой Горгоне? — Нет, к жене.
  • Инфаркт микарда! Вот такой рубец!
  • Что характерно — любили друг друга.
  • Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел!
  • — Ах ты... Сучка ты крашена. — Ну почему же крашена? Это мой натуральный цвет!
  • Брак — это добровольное рабство.
  • Беги, дядь Мить, беги.
  • Людк, а, Людк! Тьфу! Деревня!
  • А в груди прям жгеть! Прям жгеть, как будто жар вот с печи сглотнула!
  • Простите, что помешал вам деньги прятать.
  • Может, мы тоже пойдем с тобой — состругаем снегурочку-то?

Владимир Меньшов: "Думал поехать в Госкино с автоматом"

— Владимир Валентинович, ваши фильмы фанаты давно уже разобрали, что называется, по косточкам. А все равно многое до сих пор неясно. Например, относительно истории с вашим отстранением от работы над фильмом "Любовь и голуби" существует множество версий...

— В этом случае без алкоголя не обошлось (смеется). Я сдал картину, которую снял по утвержденному сценарию, материал до этого все, кому нужно, уже видели. И вдруг приходит все начальство — министр, замминистра — и говорят: "Ну нет, эта картина не может на экраны выйти". Я не понимаю, что происходит. Мне объясняют: "У вас же тут все время пьют, этого быть не может!" А произошло вот что. Был такой Соломенцев — председатель Совета министров РСФСР. После работы у себя на даче он посмотрел картину "Ольга и Константин". Там играют Остроумова и Кикабидзе, шампанское льется рекой. А он пришел домой с больной головой и ужасно возмутился: "Ну когда же это закончится, мать честная! Мы не успеваем строить детские дома для детей-даунов, которые рождаются в результате этой пьянки бесконечной! А вы еще кино такое снимаете!" (напомним, в разгаре была горбачевская антиалкогольная кампания. — Авт.). И все испуганные чиновники начали срочно вырезать целые куски с водкой из старых картин — "Петра Первого", "Чапаева"... А новые картины просто закрывали. А как же я мог вырезать эти эпизоды из своей картины? Дядя Митя, которого сыграл Сергей Юрский, все время ищет, где выпить. Это же образ такой. Когда я отказался, меня приказом отстранили от картины. Там такое было! Доделывать фильм сел другой человек, но, естественно, он не смог ничего переделать, а то, что было переделано, оказалось таким бредом!

— Чувствую, по вашему здоровью это хорошо ударило...

— Не то слово! Там ведь где-то режут мой фильм! Считай, ребенка твоего режут. Мне казалось, я прям слышу эти звуки из монтажной... Выкуривал по три пачки в день, переживал. Уже начал думать, что нужно где-то автомат достать, поехать в Госкино и как дать от колена! Хрен с ним — буду сидеть всю оставшуюся жизнь, но не позволю, чтобы творилось черт знает что! (Картина полгода пылилась на полке, пока не поутихла истерия, потом фильм восстановили в первоначальном виде и выпустили на экраны. — Авт.).

— Актер Александр Михайлов рассказывал, что вы не съемках "Голубей" постоянно смеялись, заражая смехом своих коллег.

— Было дело. Я знаю, что у режиссеров есть такая примета: "Не ржать". Мол, если ты снимаешь комедию, сам смеешься на съемочной площадке, значит зрителю потом будет неинтересно. Я хоть и режиссер, но суеверен по минимуму. Да, нельзя спотыкаться на площадке, рассказывать о своих планах — иначе Бога можно насмешить.

— Это правда, что для вас в картине важнее всего сценарий?

— Нет, это не так! Хотя, конечно, сценарий крайне ценю. Были времена, когда для того, чтобы снять хороший фильм, нужно было три условия: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Но это были еще тридцатые-сороковые годы. С тех пор искусство режиссера выросло. Ну какой сценарий, например, в "Зеркале" Тарковского? Содержание этого фильма вообще трудно пересказать. Да и в "Сталкере" не очень понятно, что происходит. Есть много фильмов, в которых искусство режиссера важнее, чем история, которая рассказывается... Кроме того, лично я обожаю импровизации, считаю, что они делают фильм более живым и искренним. И я не гордый — если мои предложения съемочная группа не одобряла, говорила, что это неинтересно, то я спокойно мог от них отказаться.

— Почему вы ничего не снимаете вот уж 14 лет?

— На наш кинематограф сейчас наложили лапу продюсеры — они влезают во все, и режиссер в гораздо большей степени несвободен, чем было в советское время. Так что я вне этой игры.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять