Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Творчество без границ: как изменится подход к искусству в ближайшем будущем

VR-произведения с "Оскаром" и укус нарисованной пчелы с покемонами

Начало года — пожалуй, лучшее время, чтобы делать оптимистичные социальные прогнозы. Уже отгремели разные "Гиды пессимистов" (неблагоприятные прогнозы от агентства Bloomberg) и отчеты Римского клуба (международный элитарный аналитический центр), все их переварили, немножечко расстроились, но затем шампанское, оливье и сладости прогнали негатив, а подсознательная, хоть и нелогичная, вера в чудеса заставляет настраиваться на позитив и новые возможности. А что может быть более привлекательным, чем искусство? Особенно то, что выглядывает из-за угла нового мира.

Корреспондент "Сегодня" присмотрелся к проявлениям научно-технического прогресса и узнал, какие миры нам предстоит покорить и как может выглядеть творческое выражение в мире, заполненном роботами и виртуальностью.

Реклама

Начав читать текст, вы, наверное, удивились, что не так с китайской красавицей на фото и почему вдруг у нее по лицу стали плавать рыбы. Клип поп-звезды Крис Ли — это первые опыты искусства нового мира. Художники придумали концепт, создали раскадровку и отдали искусственному интеллекту (ИИ) компании Intel. Тот изучил лицо исполнительницы, нарисовал его трехмерный макет и научился отслеживать в реальном времени, после чего стал накладывать эффекты. Мыльные пузыри, звезды, тонкие струйки воды, различные проекции. Так люди и машина создали произведение массовой культуры. За пару лет до этого ходили разговоры об "инцепционизме" — это когда нейросеть, которая учится распознавать животных, "находит" их в изображениях облаков, превращая обычный снимок в полотно Дали. Другие роботы пишут стихи, создают симфонии и даже закончили "Песнь Льда и Пламени" до Джорджа Мартина.

Но первой вехой нового искусства все же стоит назвать короткометражку Алехандро Иньярриту ("Бердмен", "Выживший") Carne y Arena ("Плоть и песок"). Виртуальная инсталляция о поломанных судьбах беженцев взяла "Оскар" за особые достижения "в знак признания мощного визионерского опыта в повествовании". До этого подобную награду получила "История игрушек" — первый мультфильм, созданный полностью с помощью компьютерной графики (после чего практически вся мультипликация стала компьютерной). Киноакадемия достаточно быстро разглядела будущее в цифровой рисовке, теперь же они показывают творцам новую дорогу, открывая врата виртуальной реальности.

fondazione-prada_carneyarena-1120x611

Реклама

Смысл в том, что высокие технологии плотно вошли не только в обыденность, помогая нам добираться до работы или выбирать музыку, но и в искусство. И начинают его понемногу перетряхивать. Аудиовизуальные инсталляции используют роботов, гибридное искусство смешивает голограммы и интерактивную среду. Вы сами управляете тем, что видите на событии, с помощью приложения для смартфона. Мало того, художники даже создают кинетические машины, которые творят нечто прекрасное.

Все это не будущее, а настоящее. Конечно, до совершенства пока далеко. Виртуальные миры напоминают иногда детские каляки-маляки. ИИ, несмотря на страх восстания машин, больше похожи на пчелиный рой, который танцует и добывает мед и по-настоящему хорош лишь в этом. AR (augmented reality, дополненная реальность) лишь под конец 2017 получила пару более-менее стильных гаджетов (достаточно стимпанковый Magic Leaf и киберпанковые китайские разработки, напоминающие очки Бибопа и Рокстеди из "Черепашек-ниндзя").

Одновременно с этим в третьем квартале прошлого года аналитики Canalys подсчитали, что продажи виртуальных устройств впервые превысили миллион устройств. Этому способствуют и производители смартфонов, которые делают ставку на рисованный мир, показывая Демогоргона из "Очень странных дел" или заставляя ловить покемонов. И, естественно, игровая индустрия.

Реклама

Массовая реальность

Понятно, что вначале в VR и AR пойдет массовая культура. Просто потому, что там есть деньги, готовые идеи или решения, много опыта и, самое главное, множество уже готовых миров, которые нужно поместить в виртуальную среду. Технически это пока сложновато, но представьте, что камеры, снимающие 3D, стоят на каждом смартфоне и работают пусть не идеально, но достаточно близко к тому. Не то чтобы это сильно помогло вам стать гением объектной съемки, как обычные камеры не особо приближают к наградам за лучшую режиссуру. Но это станет объективным признаком того, что виртуальный мир существует и требует наполнения. Такого, которое могут дать обычные юзеры, забивающие соцсети своими обедами и коктейлями.

Сотрудничество с искусственным интеллектом только расширится. Как минимум потому, что мы, люди, слишком ленивы, чтобы высчитывать все эти ряды цифр, превращающие ничто в болтающегося посреди улицы дракона. Сможет ли ИИ стать творцом по-настоящему, без детерминирующих его судьбу алгоритмов? Все зависит от его развития, эмоциональности и творческих способностей. И это лучшая замена словам "не знаю", которая у меня есть. Поскольку искусство все же является продуктом человеческого социума. Ведь если обезьяна (дельфин, собака, разумная колония плесени) и может нарисовать картинку, другая обезьяна не примется ее критиковать, а третья не даст приз зрительских симпатий на захолустном мероприятии вечером во вторник. И уж точно ни одной из них не придет в голову отдать горсть орехов и насекомых (а вовсе не бананов, как все подумали), чтобы повесить это творение в своей гостиной. Ведь искусство подразумевает не только творение, но и, собственно, зрителей. Будет ли абстрактное видение мира существом с IQ в сотни тысяч раз выше нашего понятно нам? Будем ли мы интересны ему? А ведь именно такой ИИ видят большинство людей, которые вроде как разбираются в подобных вещах. Вот он глупенький, как уточка, а вот уже опережает людей в развитии на миллиарды лет, пакует вещи и улетает в тусовку себе подобных сверхсуществ.

Но вернемся назад к человеку, который любит не только смотреть, но и взаимодействовать с помощью иных органов чувств. К примеру, потрогать. Ощутить запах. Это тоже не ново, двигаясь по проторенному фантастами пути, некоторые компании создают "телевизоры с запахом". Facebook и вовсе обещает "телепорт-костюм", который даст вам почти полноценную жизнь внутри сети.

Что добавляет в искусство будущего настоящих скульпторов, людей, способных взять набор нолей и единиц и заставить вас ощутить их деревянную шершавость. Почувствовать укус нарисованной пчелы. Пустить между пальцами растекающиеся часы Сальвадора Дали. По сути, наша виртуальная среда, обретая форму, получила массу и стала подчиняться привычным законам.

Магия: создаем целые вселенные

VR и AR станут настолько реалистичными, что вы будете чувствовать прикосновение безо всяких там перчаток. Сестры Вачовски пытались показать нечто подобное в "Восьмом чувстве" и "Матрице". Причем сериал сейчас смотрится более правдоподобно: кому нужны железные штыри в затылке, если можно обойтись чем-то беспроводным.

Что можно творить в месте, где теоретически возможно все? Ответ приблизительно такой же, как и в случае с богоподобным ИИ: все зависит от развития, эмоциональности и творческих способностей. От босховского ада до марвеловских архетипов — и то и другое является искусством, кто бы ни пытался внушить вам обратное и столкнуть на скользкую дорожку обмана под названием HighArt, где три полоски на бумаге уходят за десятки миллионов.
Можете прятаться в собственных мирах, можете создавать огромные симуляции для остальных. Любые стили, любые методы, обучение за время, которое нужно чипу, чтобы связаться с сетью и выудить оттуда то, что вы помыслили. Останемся ли мы после этого людьми? Вопрос спорный. Вероятно, изменения будут настолько колоссальными, что мозг не выдержит и сломается. Или, напротив, примет "дополнительные опции" с распростертыми объятиями, как сейчас позволяет чувствовать автомобиль неким продолжением тела водителя. Или произойдет многократная перегрузка, как в "Береге динозавров" Кита Лоумера, и наружу выйдет новая, улучшенная личность, обладающая памятью многих. Или все сольются в экстазе коллективного разума.

Но что же будет модно в постсингулярном мире? Петь волновую функцию электрона или медитировать с видом на Большой взрыв? Создавать формулы невероятной красоты или торговать мечтами? Если судить по меркам обычных людей, новый мир подразумевает новый Золотой век, где боги, герои, маги и чудовища сойдутся вместе в сеттинге без ограничений. Блокбастеры последних лет предлагают сходный вариант. Простые архетипы, которые заложат основу, затем будут стерты, возвращены эпохой Цифрового Возрождения и подогреты новой технологической революцией. В любом случае это чертовски весело, так что постарайтесь не угробить старый мир до прихода нового.

В это же время дополненная реальность превратится в идеальный декор для… да для всего. Можете даже уборку в квартире не делать, все равно услужливая нейросеточка припрячет весь мусор. Представьте себе событие, на котором сотни человек физически находятся вместе, но видят разную программу благодаря AR-гаджетам. Получится что-то вроде "тихих дискотек", где у каждого в наушниках играет собственная музыка. Очки заменят гидов, это происходит уже сейчас – вы можете навести смартфон на здание и получить исчерпывающую информацию о нем. А еще рядом будет бежать невидимый грифон, испуская огонь. А старый друг, живущий на другом конце планеты, легко прогуляется с вами по парку в виде цифрового аватара.

Стоит также осознавать, что развитие "параллельных миров" неизбежно катится в сторону увеличения их реалистичности. А что может быть более реальным, чем прямое воздействие на мозг? Которое не эрзац, не вымысел, не существует где-то там за пределами чудесных очков. Все, что у вас в голове, реально для вас. И этот мир, если верить, например, Илону Маску, находится за углом. Спустя восемь-десять лет он обещает дать продукт под названием Neuralink людям с ограниченными возможностями. Потом его купят самые богатые. Потом устранят неизбежные баги. Появятся дешевые аналоги с кучей рекламных подпрограмм и вирусов. Однако технология нейрокомпьютерного интерфейса (НКИ) — то есть прямой связи человека с машиной — крайне перспективна. В нее вложились даже люди из DARPA, создатели будущего для Пентагона, а это серьезный знак. Скорее всего, именно НКИ (или его химические аналоги, да-да, таблетки, колеса, супернаркотики, о которых как-то упомянул генеральный директор Netflix Рид Хастингс) станет той технологией, которая полностью изменит человеческую жизнь.

Само понятие "искусство" здесь модернизируется и выйдет на новый уровень. Вот мир глазами художницы с тетрахроматизмом (плюс один основной цвет = значительно больше оттенков). Вот попытка ощутить, что "думает" осьминог, достаточно удачно описанная фантастом Питером Уоттсом в одном из рассказов. Вот мир грез, спрогнозированный Роджером Желязны в "Мастере сновидений". Неважно, владеете вы кистью или знаете нотную грамоту, картины и мелодии будут литься напрямую из мозга. Будь то слепок момента, выложенный на DreamTube или непосредственная трансляция.

Ну и, наконец, синтез вычислительных мощностей искусственного интеллекта и человеческая фантазия начнут менять мир реальный. К примеру, что вы скажете насчет невероятно сложной схемы взаимодействия определенных частиц на орбите, которые складываются в улыбку Моны Лизы? И повернется ли у кого-то язык сказать, что срежиссированная компьютером и людьми схема дорожного движения, в которую закодирована Девятая симфония Бетховена, — это не новый жанр искусства? Если да, вернитесь к классике, перечитайте "Игру в бисер" Гессе и повторите это еще раз.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять