Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Как устроены и для чего используются морские дроны

Они умеют искать мины, патрулировать побережья, выслеживать террористов и субмарины

Отдаленным прообразом кораблей-беспилотников с некоторой натяжкой можно назвать брандеры: так назывались плавсредства, заполненные горючими или взрывчатыми веществами, которые направлялись по течению или ветру по направлению на неприятельский флот с тем, чтобы, "состыковавшись" с бортом вражеского судна, оно воспламенилось или взорвалось. Впрочем, успешные случаи применения брандеров можно перечислить на пальцах одной руки. А с появлением паровых двигателей и стальных корпусов они вообще вымерли как динозавры.

В Первую мировую войну появляются первые дистанционно управляемые корабли. В 1915 г. в состав германского флота входят катера, созданные по проекту Вернера Сименса. Они управлялись либо проводами на расстоянии до 30 км, либо уже по радио. Оператор управлял катерами с берега или борта самолета. В 1917 г. у побережья Бельгии британский монитор (небольшой броненосец) атаковал именно такой катер. Британец получил серьезные повреждения, но дополз назад на базу.

Реклама

В межвоенное время работы велись во многих странах. В СССР в 1930 г. разрабатывают комплект радиоаппаратуры для установки на серийном торпедном катере. К 1937 г. в составе советского ВМФ было 50 таких катеров с "волновым управлением". Впрочем, в ходе Второй мировой каких-то ярких применений беспилотных судов обнаружено не было.

В годы холодной войны разработки велись непрерывно во многих странах. Правда, акцент больше делался не на ударные устройства, а на машины, которые способны заниматься разминированием акваторий.

"БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ" КАТЕРА — ОХОТНИКИ ЗА ШАХИДАМИ И ПОГРАНИЧНИКИ

Реклама

В начале третьего тысячелетия вместе с рывком IT-технологий и миниатюризацией электроники идея кораблей-роботов обрела второе дыхание. Как и в случае беспилотных самолетов, лидерами по их разработкам и производству стали Израиль и США. Им дышат в затылок Китай и Россия. Впрочем, внятного описания разработок, ведущихся в этих странах, в открытых источниках немного.

ИЗРАИЛЬ. Это государство всегда отличалось применением самых передовых технологий в производстве оружия. Достаточно вспомнить их воздушные дроны, прекрасно зарекомендовавшие себя. В 2007 г. начался выпуск беспилотного катера Protector ("Защитник"). Судно с пластиковым корпусом оснащено мощными двигателями и вооружено пулеметом. Но главное — нафаршировано электроникой и программным обеспечением, позволяющими "Защитнику" видеть все в любую погоду и в любое время суток. Катер управляется оператором на расстоянии, но может выполнять целый ряд задач самостоятельно. Он может собирать и передавать информацию об обстановке, вести радиоэлектронную борьбу, обнаруживать, классифицировать и уничтожать противника. "Защитник" стал единственным в мире беспилотным боевым катером, выпускающимся серийно. "Защитнику" вменили в обязанность контроль прибрежных вод Ближнего Востока — от сектора Газа до Сирии. Для небольшого государства, основной противник которого — небольшие группы террористов и смертники, такой подход оказался весьма эффективным. Здесь уместно вспомнить судьбу американского эсминца "Коул". В 2000 г. корабль стоимостью более $1 млрд вывели из строя (да еще с многочисленными жертвами) смертники на моторке, груженой мешками с самодельной взрывчаткой. Если бы террористов вовремя "вычислили" в акватории порта, трагедии могло не быть. Юркие и всевидящие катера-дроны как раз и подходят для решения подобных задач. Тем более флот таких мелких, но хорошо вооруженных малюток понадобится Израилю для охраны буровых платформ, когда страна начнет разрабатывать месторождения газа, обнаруженные недавно в ее территориальных водах.

США. О принятии на вооружение американского флота катеров-беспилотников дискуссии ведутся уже несколько лет. Первым претендентом еще в 2012 г. стал аппарат CUSV (аббревиатура расшифровывается с английского как "надводное судно общего назначения без экипажа"). По внешнему виду — это обычный патрульный катер. Правда, он меньше своих "обитаемых" прообразов. Дело в том, что конструкторы изначально проектировали судно без помещений для экипажа. Для дистанционного управления применено проверенное на практике дистанционное управление от разведывательного воздушного дрона RQ-7 Shadow. CUSV предназначен для патрулирования и разведки — "нудной, но опасной работы", по мнению его создателей. Из интересных особенностей машины можно отметить способность выравниваться (становиться на ровный киль), если волны перевернут ее. Впрочем, выявились и недостатки: низко расположенные над водой камера и антенна локатора легко захлестывались волнами и мешали управлению, да и скорости не доставало. Критики приводили пример: сомалийским пиратам достаточно поставить на свои лодки еще один двигатель, и они спокойно могут уйти от

Реклама

CUSV. Тем более что низкая пиратская лодка будет плохо видна на экране локатора из-за высоких волн.

В последние годы начала реализовываться новая концепция использования катеров-дронов (впрочем, идея витала в воздухе давно). Их объединят в стаи. Входящие в нее суденышки могут разойтись по акватории для поиска неприятеля, как сторожевые собаки. При обнаружении цели одним из них все собираются вместе ради общей атаки. Целью может быть все что угодно: от расстрела пулеметами резиновой лодки с шахидами (вспомним эсминец "Коул") до обстрела крупного корабля небольшими ракетами.

new_image6_112

Аденский залив. Поврежденный эсминец "Коул".

new_image5_151

Средиземное море. Израильский "Защитник".

new_image4_209

"Пиранья". Беспилотный катер с корпусом из наноматериалов так и не вошел в состав флота.

НА ДНЕ И В ТОЛЩЕ МОРСКИХ ВОД

Если катера-дроны выглядят относительно простыми как в создании, так и в управлении, то их собратья, действующие в глубинах океана, гораздо сложнее, и задачи для них ставятся более трудные. Именно им в ближайшем будущем предстоит стать настоящей грозой для подводных лодок. Но пока что они выглядят довольно мирно.

ТУНЕЦ-ШПИОН. В 2014 г. ВМС США продемонстрировали робота-разведчика Silent Nemo длиной 1,5 м и весом около 50 кг. Его силуэт очень похож на силуэт тунца, да и перемещается аппарат за счет движений хвостового плавника. Он настолько хорошо копирует свой живой прообраз, что отличить механического тунца от обычной рыбины весьма непросто. Задача Silent Nemo — наблюдение за субмаринами и поиск мин, сопровождение водолазов. Работа над аппаратом еще не завершена, поэтому "рыбина" выглядит пока еще довольно мирной, но в будущем ее планируется вооружить.

АТАКА АКУЛЫ. За последние 10 лет в США появилась серия подводных роботов Remus. Поначалу это были мирные исследователи океана, но в какой-то момент их "взяли на службу" во флот. В общей сложности было произведено более 200 аппаратов REMUS, которые приняты на вооружение в десятке стран НАТО.

В круг задач этих аппаратов входит ликвидация последствий боевых действий: мониторинг окружающей среды, обследование подозрительных обломков на дне, поиск мин. Дроны Remus до последнего времени были единственными в мире подводными роботами, принимавшими участие в боевых действиях. ВМС США применило их для освобождения акваторий от мин в ходе иракской кампании. Летом американцы сообщили об использовании подводного дрона в некой военной операции в Средиземном море. Правда, без разглашения подробностей этого события (чуть позже всплыли кое-какие детали — атомная субмарина в погруженном положении выпустила из специального отсека все тот же Remus). Один из аппаратов Remus получил неожиданную известность благодаря атаке белой акулы, которую удалось даже заснять на камеру. Впрочем, столкновение с акулой не было случайным. Именно этот аппарат приспособили для слежения за белыми акулами и сделали его достаточно прочным для того, чтобы корпус смог выдержать страшные челюсти.

new_image2_336

Разведчик. Подводный дрон Silent Nemo возвращается с задания.

new_image3_264

Суперкадр. Белая акула испытывает на прочность аппарат Remus.

new_image7_78

Близкое будущее. Атомная субмарина выпускает дрон на задание.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять