Кино снимали всем селом

Премьера. Фильм создавали 10 лет, картину поддерживает Дэвид Линч, в главной роли — казак-реконструктор

Скоро, 25 октября, на экраны кинотеатров выйдет уникальная мистическо-историческая драма "Черный казак". Действие ленты происходит в XVII веке. Сюжет рассказывает о девушке Анне, которая пытается растить маленькую дочь сама, так как ее муж не вернулся с войны. Однажды Анна замечает, что по ночам к ней приходит казак, одетый в черное, и помогает по хозяйству. Девушка влюбляется в казака, но выясняется, что он проклят.

Уникальность картины в том, что это первый украинский народный фильм. То есть снятый без финансовой поддержки государства и крупных инвесторов. Скромный, по нынешним меркам, бюджет — чуть более 2 млн грн — создатели ленты искали сами. Эти средства пошли на аренду съемочной аппаратуры, подготовку локаций и решение прочих технических задач. А все 487 человек, участвовавших в съемках, делали это исключительно на волонтерских началах. В связи с этим создание фильма растянулось на 10 лет.

Главные роли в ленте исполнили Марина Юрчак — единственная профессиональная актриса из всего актерского состава фильма (окончила Театральный институт им. Карпенко-Карого), и Василий Середенко — в жизни член экипажа реконструированного казацкого корабля-чайки "Пресвята Покрова". Также в фильме снялись братья Дмитрий и Виталий Капрановы — писатели, издатели и общественные деятели, Сергей Постолников — руководитель этно-коллективов "Гуляйгород" и "Чорноморці", Денис Богуш — украинский политтехнолог, Наоми Умань — американский режиссер и другие.

Сценарий к фильму по мотивам сказки "Про вдову Ганну Шулячку, Чорного Козака і страшне закляття" написал автор этого произведения — писатель Сашко Лирник.

Василий Середенко. В гриме своего персонажа — Черного казака | Фото: Фото: А.Бойко
Василий Середенко. В гриме своего персонажа — Черного казака / Фото: Фото: А.Бойко
В массовке. Принимали участие чуть ли не все жители села | Фото: Фото: А.Бойко
В массовке. Принимали участие чуть ли не все жители села / Фото: Фото: А.Бойко
Владислав Чабанюк. В музее показывает карту самого большого трипольского поселения | Фото: Фото: А.Бойко
Владислав Чабанюк. В музее показывает карту самого большого трипольского поселения / Фото: Фото: А.Бойко
Актриса Марина Юрчак в образе главной героини, казачки Анны | Фото: Фото: А.Бойко
Актриса Марина Юрчак в образе главной героини, казачки Анны / Фото: Фото: А.Бойко
На съемках. Были сложности, но народ играл с огоньком | Фото: Фото: А.Бойко
На съемках. Были сложности, но народ играл с огоньком / Фото: Фото: А.Бойко
Сашко Лирник. Готовится к съемкам в фильме | Фото: Фото: А.Бойко
Сашко Лирник. Готовится к съемкам в фильме / Фото: Фото: А.Бойко
В музее. Реконструкция трипольских жилищ | Фото: Фото: А.Бойко
В музее. Реконструкция трипольских жилищ / Фото: Фото: А.Бойко
На площадке. Одну из сцен сняли в трипольской хате | Фото: Фото: А.Бойко
На площадке. Одну из сцен сняли в трипольской хате / Фото: Фото: А.Бойко
1/8

А вот идея снять полнометражный фильм о Черном казаке зародилась в маленьком селе Легедзино Черкасской области. Инициатором съемки, а в итоге и режиссером ленты стал директор Государственного историко-культурного заповедника "Трипольская культура" Владислав Чабанюк. По образованию Владислав — историк, но он также увлекается кинематографом, в связи с чем еще в 1993 году создал народную киностудию "Мальва", которая снимала короткометражные ленты на темы археологии, истории и т. д. Фильмы киностудии 14 раз (!) становились победителями на всеукраинских конкурсах аматорского кино.

Также в "копилку уникальности" проекта добавим тот факт, что "Черный казак" — это первый украинский фильм, выход на экран которого поддерживает... Фонд Дэвида Линча (легендарный режиссер, создатель знаменитого сериала "Твин Пикс"). Благодаря такому сотрудничеству, а также поддержке украинской компании "Цитрус" – национальной компании, которая поддерживает развитие национальной культуры, картину можно будет посмотреть более чем в 80-ти кинотеатрах Украины. Кроме того, планируется прокат и в США. На допремьерным показе в Киеве (23 октября), планируется прямое включение, во время которого пришедшие смогут пообщаться с самим Дэвидом Линчем. Также средства, собранные с проката, будут направленны в Фонд Дэвида Линча и благотворительную организацию "Комбат-ЮА", которая оказывает помощь бойцам АТО.

"Сегодня" отправилась в Легедзино, чтобы перед премьерой "Черного казака" пообщаться с создателем и главным идейным вдохновителем ленты. Владислав Чабанюк встретил нас в музее Трипольской культуры и сразу же рассказал, чем занимается в свободное от кино время. "Здесь мы клеем керамическую посуду трипольцев. Этим вещам более шести тысяч лет! Ищем артефакты не только в наших краях, — наши друзья работают на Десне и передают находки в музей. То, где мы сейчас находимся, — это самое большое поселение в мире, относящееся к медно-каменному периоду. Если в те времена существовали поселения, например, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Балканах площадью в 50 га — то они считались очень большими поселениями. А у нас — 450 га!" — отмечает Владислав. Музей, на который государство практически не выделяет деньги, хоть и требует ремонта, но содержится в хорошем состоянии. Сразу видна любовь Чабанюка и его коллег к истории и тому, что они делают. Это, кстати, и стало ключевым фактором для создания фильма "Черный казак".

Владислав Чабанюк: "Вначале на фильм у нас было 10 тыс. грн"

— Владислав, вы 10 лет снимали фильм на голом энтузиазме...

— Без денег на одном энтузиазме, к сожалению, не получилось бы. Мы договорились, что снимаем фильм как бы для своих. И сделаем это бесплатно. Но потом выяснилось, что деньги нужны на хорошую аппаратуру, объективы, на свет, на транспорт, на питание: съедутся на съемку 50 человек, они же хотят есть. К расходам также приписываются локации, потому что где-то можно договориться, а где-то — арендовать помещение.

Когда мы начинали снимать, у нас было 10 тыс. грн. И через два дня их не стало. И как это часто бывает, последние сцены фильма — самые трудные — мы снимали в первый день.

Следующую сцену мы начали снимать только через полгода. И она, в итоге, даже не вошла в фильм. Там были кое-какие технические проблемы с ней. А потом мы вошли в ритм и нашли людей, которые понемногу финансировали съемки.

Кстати, если мы уж говорим, что 10 лет снимали, то это не совсем так. Начали снимать в 2008 году и уже к 2013 он был практически смонтирован. Потом мы кое-что поменяли, перемонтировали — временем мы располагали. Монтировали мы фильм прямо тут, в селе с Николаем, моим коллегой. Сидели в такой маленькой каптерке. А вот постпродакшн на уровне нашей техники мы уже сделать не могли.

— Что входило в постпродакшн?

— Цветокоррекция. Разные технические моменты, а также звук. Мы его не писали на съемочной площадке, у нас просто не было такой возможности и такого человека, который бы этим занимался на волонтерских началах. Поэтому на этапе постпродакшена понадобились средства на озвучку фильма. Весь звук нам нужно было писать с нуля. В студии мы записывали актеров, интершумы, а это все деньги и немалые. Вы же не придете на студию и не скажете: вот мы такие классные ребята — сделайте нам в десять раз дешевле. Так не получится.

— Государство никак не помогало с созданием фильма?

— В свое время были даже партии, которые хотели помочь с финансированием. Но мы решили, что не хотим ни под кого лезть. Мы начали сами фильм делать, мы его сами и закончим. Для нас было главное — украинская идея и все, что с этим связано.

— Как пришла идея снять этот фильм?

— Кинематограф всегда меня интересовал. Первые короткометражки я снимал еще на пленку в 1986 году. Была одна студия, потом вторая, которые я создавал. Собирал своих единомышленников, и мы, скажем так, играли в кино. Были победителями многих фестивалей аматорского кино. Знаковый фильм был "Ойра" 2003 года. К нам обратилась Аня Яровенко, режиссер-документалист, которая видела наши фильмы и решила снять документалку о том, как мы снимаем фильм. Мы согласились. И вот приехала профессиональная съемочная команда, которая начала снимать нас в то время, как мы снимали фильм. И мы с ними так сдружились. И появилась такая спайка с профессиональными киношниками, среди которых был оператор Александр Кришталович, один из лучших операторов в Украине.

В целом же появление в нашей жизни этих людей дало нам возможность пофантазировать про съемку более сложного фильма. И вот через пару лет сформировалась идея снять что-то более масштабное.

— Почему решили снять кино именно на такую тему?

— Во-первых, казацкая тема меня всегда очень интересовала. Еще с детства. Я когда-то принимал участие в конных казацких походах. Когда в школе работал учителем истории. Это было в Винницкой области еще. У нас в школе были кони, и мы с детьми ходили в конные походы. Это было в 1989 году. Мы с детьми прошли тогда больше 4,5 тысячи км. И эта тема казацкая не просто из книг, когда ты не просто шароварный казак из театра, — ты пропах дымом и конским потом. Это другое восприятие истории. И мне, как историку, такая визуализация давала еще больший толчок интересоваться этой темой.

А сказка Сашка Лирника, с одной стороны, очень простая, но там заложены очень глубокие моменты, которые можно еще углублять. И мне эта сказка нравилась еще до того, как я познакомился с ее автором.

А познакомились мы с ним благодаря Ане Яровенко, которая его к нам привезла. Это было Рождество, ужасный холод. Люди приходили в клуб с полуторалитровыми бутылками горячей воды, садились на них, чтобы согреться и слушали его. После этого он ночевал у меня, мы ужинали, а в такие моменты и рождаются безумные идеи. Я говорю: есть у тебя сказка одна — просто бомба. Давай попробуем снять по ней фильм.

Еще интересно, что 25 октября стартует прокат "Черного казака" в кинотеатрах и ровно 10 лет назад, 25 октября, мы сняли первый кадр этого фильма. Прокатчики не знали про это число. Это такое совпадение.

— Большинство людей, особенно в массовых сценах, — это не актеры. Как вам с ними работалось?

— Единственным профессиональным актером у нас была главная героиня фильма Марина Юрчак. Остальным же нужно было объяснять, что делать. Но я не сказал бы, что отсутствие актерского образования было решающим. Было много людей, которые без такого образования очень хорошо сыграли.

Во-первых, наши главные герои, если это даже не актеры — это люди публичные. Они привыкли выступать, говорить или петь. Или к примеру, казаки наши — они реконструкторы. Они носят оселедцы, принимают участие в реконструкциях казацких боев. Они максимально живут в той эпохе. Поэтому их загонять в XVII столетие не нужно было. Им нужно было только объяснить, кого они играют и что они должны делать. И у них, на мой взгляд, все получалось органично.

— В самом селе много снимали?

— В Легедзине снимали не много сцен. За селом снимали сцену плена. Там такие красивые места нашли, чтобы не было столбов электрических в кадре. В селе снимали шинок, нашли одну старую хату из нее сделали шинок. И еще одну сцену снимали в реконструированной трипольской хате снимали одну из сцен. Остальные локации были уже в других местах.

Автор: Сергей Коршунов


Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять