Харьков до сих пор гордо носит звание промышленного гиганта, хотя за последние 20 лет первая столица Украины утратила былые мощности. Некоторые заводы давно умерли, какие-то мучаются в предсмертной агонии, отдельные, пережив клиническую смерть, начали подниматься.
Сегодня статистику о том, что в первой половине 1980-х с конвейеров харьковских заводов сходило 15% всех тракторов, выпущенных в СССР, 20% крупных электромашин, 60% дизелей для магистральных тепловозов, 33% паровых турбин, 100% турбин для атомных электростанций всего Советского Союза — вряд ли кто помнит.
На виду — опустевшие цеха заводов и безработные рабочие. Харьков стремительно теряет десятки промгигантов, среди которых заводы "Серп и Молот" и "Кондиционер", который оборудовал вентиляцией все метрополитены страны и холодил воздух в Кремлевском Дворце съездов.
На многих экс-промгигантах за месяц выполняют ту работу, которую раньше делали всего за 1 смену. К примеру, раньше сотрудники завода Малышева могли собрать сотню танков всего за месяц — сейчас готовы сделать 49 машин за 2—2,5 года (заказ для Таиланда).
Харьковский велозавод, посадивший на два колеса весь СССР, выдавал по миллиону новеньких велосипедов в год, и этого не хватало. Теперь завод пытается заработать на аренде, велосипеды делают изредка.
"Сейчас на заводе осталось около 500 людей. За несколько месяцев сделали 2000 велосипедов, теперь сидим без работы, а ведь еще лет 10 назад всего за смену с перекурами собирали 1500 двухколесных", — вспоминает сборщик Виталий.
На ХЭМЗе жалуются на отсутствие клиентов, которых потеряли с развалом Союза. "У нас нет диалога с Министерством промышленности, выиграть тендер на поставки весьма сложно, никто не заинтересован в развитии отрасли. Если раньше за месяц мы собирали 100 электродвигателей для шахт, то в этом году собрали всего 10, в основном, на Россию", — говорит главный инженер ГП ХЭМЗа Александр Гриневич.
Чуть лучше обстоят дела у авиастроителей, для которых закончился период затяжного кризиса. За последние несколько лет ХАЗ спустил со стапелей крылатые машины для Ливии, Египта и Лаоса.
"На производственном училище снова начали обучать слесарей-сборщиков, надеемся, что молодые ребята, которые там учатся, пополнят наши ряды, ведь терять такое мощное предприятие нельзя", — говорит сотрудник авиазавода.
Промышленники признаются, что сейчас спрос на их продукцию упал в несколько раз.
"В Советском Союзе за пятилетку могли строить больше десятка атомных, тепловых, гидро- и пароэлектростанций, для которых необходимо было производить турбины, была колоссальная нагрузка, мы едва успевали. Но в отличие от многих предприятий, которые держатся на плаву, мы успешно работаем. На пять лет обеспечены заказами, поставляем турбины в Россию, Казахстан, Латинскую Америку, Индию и Китай", — рассказал почетный гендиректор ОАО "Турбоатом" Анатолий Бугаец.
Один из немногих, кто умудрился нарастить объемы, — "Подшипниковый завод", который в 1,5 раза увеличил мощность. "Мы разрушили монополию Европейской подшипниковой компании и являемся одним из крупнейших игроков на рынке", — говорит президент группы УПЭК, в состав которой входит завод, Анатолий Гиршфельд.
ВМЕСТО САМОЛЕТОВ — САНКИ И КРАВЧУЧКИ
С развалом СССР промышленным гигантам пришлось перепрофилироваться, подстраиваясь под новые требования рынка.
В 1990-е авиастроители выпускали знаменитые тачки-кравчучки, детские санки и коляски и даже газовые плиты. Из-за наплыва китайской аппаратуры, которая тут же хлынула в страну, 15 лет назад на заводе им. Шевченко закрыли линию по производству кассетных магнитофонов "Романтика".
Канули в лету и харьковские фотоаппараты "ФЭД", уступив место на полке дешевым "мыльницам". Завод им. Малышева пробовал перейти на бурошнековые комплексы для шахт, а Велозавод — оборудование для мыловаренных комбинатов.