Эскорт для вождей

Ветераны крымского спецподразделения ГАИ рассказали о том, как сопровождали глав государств на госдачи.

Спецподразделение ГАИ по обеспечению безопасного и беспрепятственного передвижения "авто особой нормы" появилось в Крыму накануне курортного сезона-1969. Брежнев, как хозяин страны, окончательно определился с выбором своей летней резиденции и отправлялся к морю на 1,5—2 месяца, сочетая отдых на природе и застольно-рабочие встречи с лидерами дружественных стран. На госдачах Леонид Ильич укреплял дружбу народов и награждал своих гостей орденами. За Брежневым из Москвы в Крым отправлялась и вся советско-партийная элита, располагаясь согласно рангу в санаториях и на госдачах Нижней Ореанды, Мисхора и Мухалатки.

Движение особо важных персон приобретало интенсивный характер, которое усложнялось летним нашествием советских автотуристов на "Москвичах" и "Волгах". Для контроля за ситуацией на магистрали Симферополь (Аэропорт)—Ялта—Форос (152 км) был создан отдельный дивизион дорожного надзора. 16 мая 1969 г. приказом МВД УССР утвердили штат взвода со штабом в симферопольском управлении ГАИ УВД: три линейных взвода в Симферополе, Алуште, Ялте, и отдельный взвод "эскортников". Всего — 101 сотрудник.

Реклама

ГЛАВА. Почти 17 лет возглавлял дивизион, первый его командир — полковник милиции Азамат Лысяков. "На сопровождение лично подбирал ребят, все равно как космонавтов, — говорит 83-летний ветеран Азамат Георгиевич. — Все у меня были ростом не ниже 175 см, асы в вождении, технически грамотные, политически подкованные, многие с фронтовым опытом. Один из них даже в параде Победы участвовал — фашистское знамя бросал на брусчатку у мавзолея, в 17-м ряду был. Представляешь, какие люди?! И мне же тоже надо было перед ними человеком быть. Я сам 13-летним мальчишкой на фронт прорвался, приписав себе три года… "Виллис" я в военном училище еще в 47-м году освоил, затем все другие виды транспорта. На мотоцикле через горящие мосты прыгал и стрелял, как басмач. Это еще когда в Германии служил, глаз и руку натренировал. Там же с оружием постоянно ходили, а патронов полные карманы. Например, перед тем как идти в столовую, ставили 10-пфенниговые монеты и стреляли по ним. Так что вместе с личным составом я и вождение, и стрельбу всегда на "отлично" сдавал, поэтому не даром в почете у них был. И не зря же они меня батей называли".


Лысяков 17 лет обеспечивал безопасность высших чинов на дороге

До создания дивизиона Лысяков уже работал 8 лет в ГАИ и не раз ездил с Хрущевым от аэропорта до госдачи в Нижней Ореанде: "Тогда ему к самолету подгоняли "Чайку", он пересаживался, и мы на мотоциклах сопровождали. У нас поначалу никаких машин не было. Я за ним на мотоцикле везде мотался. Он же, как Горбачев, непредсказуемый в выборе маршрута был — мог изменить план поездки или остановиться в незапланированном месте. Так, он решил как-то совещание провести в совхозе "Южный", а туда не было дороги. За ночь асфальт уложили! Но не все об этом знали. И я обгонял его, чтобы на всех перекрестках указывать путь. Он подъезжает, а я уже честь отдаю — наверное, думал, что в Крыму все милиционеры на одно лицо".

Реклама

Из архива А. Лысякова
"Мерседес". Первый служебный в Крыму был у Лысякова (посередине)

НОВИНКИ. С созданием дивизиона Москва стала радовать "эскортников" новой техникой. Сначала командир и его заместитель получили в служебное пользование две "Волги" ГАЗ-21, а сопровождение — ижевские белые мотоциклы с коляской, усиленные двигателями К-750. На колясках — хромированные фары от 21-й "Волги". К середине 70-х автопарк дивизиона стали укомплектовывать "дублерками" — "Волгами" ГАЗ 24-24. Внешне машина ничем не отличалась от серийной модели, но под капотом был мощный, более 200 л.с., 8-цилиндровый двигатель от "Чайки" ГАЗ-13, а в салоне рычаг автоматической коробки передач. Такие машины небольшими партиями выпускали по заказу КГБ специально для сопровождения правительственных "ЗИЛов" и "Чаек", а также для слежки за иномарками дипломатов. "Дублерки" разгонялись до 200—220 км/ч., и таких машин у крымчан было около 40. Для них в Симферополе построили особый гараж — обычное с виду пятиэтажное здание, куда машины и мотоциклы заезжали по серпантину. А командир Азамат из 21-й "Волги" пересел в иномарку — у него был первый в Крыму служебный "Мерседес" S-180.

Еще один, но личный "Мерседес" в те годы на полуострове был у научного сотрудника Никитского ботанического сада — сына легендарного писателя Шолохова. Но не отец подарил машину Александру Михайловичу, а теща! Старший сын Шолохова был женат на Виолетте Гошевой — дочери председателя Совета Министров НР Болгарии Антона Югова (Югов — его коминтерновская кличка), которого к слову, в 1962-м за "нарушения социалистической законности" вывели из ЦК и сняли со всех госпостов.

Реклама

БРЕЖНЕВ ЗА РУЛЕМ: КАТАЛ КАНЦЛЕРА И ВНУЧКУ

Из архивав А. Лысякова
Леонид Ильич. Любил прокатить с ветерком правнучку Галю, лично управляя автомобилем

Страсть Леонида Ильича к автомобилям и быстрой езде подтверждают ветераны крымского спецподразделения ГАИ. Именно при Брежневе автопарк 9-го отдела КГБ в Мисхоре, где были представительские машины отечественного производства "Чайка" ГАЗ-13 и ЗиЛ-117, пополнился иномарками.

"Он очень любил "Мерседесы", — вспоминает Азамат Лысяков. — Даже такой у него был с таймером, который включался за 15 минут до выезда — двигатель сам включался и прогревался. Брежнев был прекрасным водителем, и что важно — дисциплинированным. Мне чудесно с ним было работать: ты идешь по трассе, где надо сбавляешь скорость, и он за тобой, как ниточка, — держит темп, не вырывается вперед. Он вообще добрейшей души был человеком".

Крымский маршрут генсека начинался с нулевой полосы в аэропорту Симферополя. На краю летного поля специально построили гостевой домик, туда и выруливал правительственный самолет. От трапа до стола — около 100 м. Там уже его ждала толпа встречающих — хозяин Украины, Первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий, секретари обкомов, министры.

"Конечно, этим моментом на прилете и отлете все пользовались, — говорит Азамат Георгиевич. — Это же неформальная обстановка, некабинетная. Одни пока ждут прилета, ходят между собой какие-то вопросы решают, а потом за столом с Генеральным. В гостевом домике накрывали большой стол — 15—20 человек сидели. Обязательно чебуреки были, борщ, пельмени. Это все готовили повара из симферопольского ресторана "Астория". Сейчас его нет уже. Там целая кухня работала — все горячее, с пылу-жару. Ну и, конечно, выпивали — не только чай и кофе, крымские вина были, водка. Я видел, что уже кофе подали, — сразу своим команду: "Через 15 минут выезжаем". А у домика уже стояла машина для Брежнева либо та, что на платформе привезли, либо из мисхорского автопарка — он по настроению и состоянию либо сам за руль садился, либо на переднем пассажирском сиденье ехал. Никогда на заднем, в отличие от Суслова, Косыгина или Громыко".

С середины 1970-х Леонид Ильич с семьей стал чаще приезжать в Крым на поезде. Но его встречали не на городском вокзале в Симферополе, а за 30 км до него — на станции Пролетная, рядом с усадьбой совхоза "Широкий". На первый раз там наспех сделали шатровую беседку, а потом построили уютный железнодорожный гостевой дом с комнатами отдыха, душевыми — специально горячую воду подвели. Во внутреннем дворе разбили цветник, посадили фруктовые деревья.

"В поездках по Крыму часто были задействованы все пять иномарок, которые были в гараже, — вспоминает Валерий Журавлев.— Для обычного человека все они были явлением почти фантастическим, и если бы кто-то затеял какую-то провокацию, догадаться не смог бы, в какой из них именно Генеральный. Потому что по ходу движения порядок кортежа постоянно менялся. Позже проще стало — чаще работали три машины: основная и две выездные с охраной.

Леонид Ильич ведь не только в "Мерседесе" ездил — ему и "Крайслер" нравился. Помню из гостевого домика вышел, сам за руль сел — у своего водителя уточнил только: "А это что за педаль? А это газ? Ясно. Ну ты с нами поедешь?". Тот пересаживался в другую машину, а к Брежневу — рядом сбоку Подгорный, а за ними Шелест. И вот так едут. Я возле их автомобиля все время. Как только скорость падает, значит, Брежнев и Подгорный закурили, а Шелест сзади нос отворачивает — он не курил. И уже тихонько едут, стекла пооткрывают — из окон дым… Вот бросили окурки, закрыли стекла и пошла скорость 100—110, а то и 120 и выше. Брежнев, когда был помоложе, гонял со страшной силой. Прирожденный водитель. Он же даже в последний свой приезд в Крым и то за руль сел, хотя по состоянию здоровья уже совсем слаб был. Уезжал он 5 сентября 1982 года, сел за руль и от ливадийской развилки в Ялте до памятника Льву Толстому в Лозовом перед Симферополем сам ехал. А за ним по обе стороны машины с охраной и немецкий реанимобиль".

АВТОПАРК ПАРТЭЛИТЫ

По словам полковника милиции Валерия Журавлева, сменившим Азамата Лысякова в 1986 г., когда дивизион стал специализированным отдельным батальоном ДПС ГАИ, для первых лиц государства в Крыму постоянно находились "Крайслер", "Роллс-Ройс", "Опель-Дипломат", "Опель-Адмирал" и "Мерседес". Также специально к приезду Брежнева из Москвы в Симферополь по железной дороге в вагоне-гараже доставляли что-нибудь из его личной коллекции. Чаще всего это были "Мерседесы", в том числе и его любимый двухместный SL-Класс. Леонид Ильич запросто мог сам подвезти из аэропорта в Нижнюю Ореанду своих родных: супругу Викторию Петровну с внучкой Викой или правнучкой Галкой. Любил он покатать по южнобережным серпантинам и своих гостей, как это было летом 71-го с канцлером ФРГ Вилли Брандтом.

ГОРБАЧЕВ: ЗАПРЕТИЛ "МЕРСЕДЕСЫ" И ЗАЧИСТКУ ТРАССЫ

Из архива ЦОС ГАИ Крыма
1986 год. Первый президент СССР прибыл на отдых с семьей

Валерий Журавлев в крымском спецподразделении ГАИ прошел путь от сержанта-эскортника до командира-полковника. "Наш эскорт производил мощное впечатление, — рассказывает Валерий Иванович. — Представьте: несется кортеж машин и наши мотоциклы. Обычно 21 мотоцикл, максимально — 23. Все с колясками. От аэропорта до Алушты — мы, а там нас сменял ялтинский взвод эскортников. Действия были отработаны идеально. Шли мы по трассе "свиньей": впереди авто три мотоцикла — первый и за ним два, потом — рядом с каждым колесом машины, и два с зелеными мигалками сзади. Скорость у нас была небольшая — до 90 км/ч. Потом были в эскорте и мотоциклы без колясок. Но на "одиночках" в условиях Крыма — опасно: если сухо, то еще ничего, а если чуть дождичек прошел — страшное дело!

Эскорт полагался зарубежным лидерам, когда они с официальным визитом прилетали сразу в Крым, например Эрих Хоннокер из ГДР, Николае Чаушеску из Румынии, Янош Кадор из Венгрии или Тодор Живков из Болгарии. А вот если они прилетели уже из Москвы — то им эскорт не полагался, но мы все равно встречали их и сопровождали".

Для встречи и сопровождения первых лиц страны, по словам Валерия Журавлева, существовало три варианта кортежа. №1 для Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, и Председателя Совета Министров СССР — 4 экипажа сопровождения (первая машина сигнальная, вторая ведущая, третья — машина вип-персоны (ведомая), четвертая — машина замыкания кортежа), все перекрестки закрыты, транспорта на трассе нет. №2 для членов Политбюро ЦК КПСС и министры — 3 экипажа, усиление постов на перекрестках. № 3 для кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК — 1 экипаж.

"В экстренных случаях я обязан был сбивать машины нарушителей, — говорит полковник Журавлев. — Я учился этому в экипаже, и нас командир учил. Мы выезжали на аэродром и там отрабатывали систему нашего поведения, боевые повороты. Это же серьезная работа была, а не просто эскорт, на который люди глядят с открытыми ртами. А когда пришел Горбачев, он нам запретил снимать транспорт и убрал из сопровождения все "Мерседесы". Но тяжеловозы мы с трассы все же убирали, а так приходилось работать в потоке движения транспорта".

От аэропорта до госдач эскорт доезжал за 50—55 минут. Но можно было и еще "добавить". Так в августе 87-го самолет министра обороны США Фрэнка Карлуччи приземлился в Симферополе с опозданием. По протоколу его встреча с Андреем Громыко — тогда Председателем Президиума Верховного Совета СССР, была запланирована на 12.00. Громыко ждал американцев на госдаче № 3 — в горах, недалеко от Массандровского дворца.

"Мы мчались со скоростью порядка 150 км/ч на участках, которые позволяли это делать, — говорит полковник Журавлев. — "Долетели" минут за 40 — было ровно без пяти двенадцать. Пот градом, дух перевели и включили радио. "Маяк" первой новостью сообщил: "Сегодня в Крыму Андрей Андреевич Громыко принял министра обороны США Фрэнка Карлуччи. На встрече присутствовал министр обороны Язов…". Вот представьте себе, если бы я опоздал хотя бы на 1 минуту? Что бы передал "Маяк": что Андрей Андреевич его уже встретил, а мы еще где-то в пути…"

ЧАУШЕСКУ: САМЫЙ ЧУДНОЙ

Из архива А.Лысякова
Румынский лидер в Крыму

Из первых лиц СССР никто, кроме Брежнева, не отваживался сесть за руль машины на крымских дорогах. А Михаил Суслов и вовсе побаивался скорости даже на заднем сиденье. По ходу придерживал водителя: "Мы никуда не торопимся". И если у него была возможность не лететь в самолете, он предпочитал приезжать в Крым поездом. Автопристрастий у него не было, как например у Алексея Косыгина или Андрея Громыко. Косыгин любил "Роллс-Ройс", а Громыко предпочитал "Линкольн" или "Крайслер". Из лидеров соцстран причудами отличался Николай Чаушеску. "Не нравилось мне с ним ездить, — говорит Лысяков. — То разгоняется до 150 км/ч, то резко сбавляет до 50 км/ч. А когда ему на госдаче очередной орден Ленина вручили, он даже чаю, как говорится, не попил — за столом остались и Хоннекер, и Кадор, и Гусак, и Герек, а мы за ним ночью понеслись. Он своим — охране, пилотам, водителям — никогда даже искупаться в море не разрешал. Все возле его Ил-18 ждали — на табуретке рядом генерал сидит, а в салоне охрана с автоматами".

СЕГОДНЯ: ХАМЫ УГРОЖАЮТ ОХРАНЯЕМЫМ ПЕРСОНАМ

Фото: М. Львовски
В Ливадии, 2004 год. Янукович встречает Путина с Кучмой

16 мая 2007 года спецподразделение в очередной раз реорганизовали — сейчас это Республиканская рота ДПС. Основной транспорт — автомобили Volkswagen (В 5 Universal, В 6), в особых случаях — BMW и Tоyota. Мотоциклы есть, но в эскорте их уже не используют. Первые лица Украины по Крыму ездят в "Мерседесах" — все ручной сборки с бронировкой и пуленепробиваемыми стеклами. Такие машины из Киева доставляют в вагонах-гаражах по железной дороге.

В бытность президентами порулить на полуострове любили и Кучма, и Ющенко. Виктор Андреевич за рулем джипа приезжал и в Некрасовку с птичьим гриппом бороться, и с огнем — на пожар в поселок Олива. "Когда я пришел в 1995-м в это подразделение, оно было самым мощным и мобильным в структуре ГАИ Украины, — рассказывает замкомандира роты майор Игорь Мордухов. — У нас в составе был 151 офицер и один старшина. Сейчас у нас офицеров единицы, в основном — сержанты. Качественный состав изменился не в лучшую сторону, а задачи у нас даже усложнились. Почти каждый год саммиты, и бывало здесь от 12 до 24 глав государств. И каждый из них согласно приказу должен сопровождаться полноценно: автомобиль сигнальный, машины прикрытия и замыкания.

Кроме того, с 2007 года у нас обязательное сопровождение детей. За световой день летом к местам детского отдыха бывает по 35—40 выездов, на этом занято 70—80 сотрудников личного состава. А плюс к этому здесь могут находиться охраняемые лица, как с рабочими поездками, так и на отдыхе. Если охраняемый здесь — то и бригада сопровождения с ним. Еще усложняет работу в наши дни хамство водителей, какого не было ни в середине 1990-х, ни даже в 2000 году. Люди как-то извращенно понимают смысл демократии и просто плюют на правила дорожного движения. Очень много хамов на дорогах! Мы с этим справляемся, но с гораздо большим напряжением сил и средств".

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63547.64

Bitcoin Cash (BCH)

485.07

Binance Coin (BNB)

550.22

Ethereum (ETH)

3069.27

Litecoin (LTC)

81.03

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять