Главная Сегодня

Вячеслав Тихонов всего один раз не выучил текст, а по Рублевке ездил на "Оке"

"От нас ушел гениальный актер, великий человек и лучший в мире разведчик", — говорят коллеги Тихонова.

Во вторник на Новодевичьем кладбище под гром артиллерийских залпов и музыку военного оркестра заснеженная Москва прощалась с великим актером Вячеславом Тихоновым. Проводить родного человека, друга и коллегу пришли несколько сотен людей. Рядом с вдовой Тамарой Ивановной неотступно находились дочь актера Аня и зять Николай.

Семья была постоянно рядом с актером в последние годы его жизни, опекалась Вячеславом Васильевичем, который очень плохо себя чувствовал после перенесенного в 2002 году инфаркта, постоянно болел. Последние годы он мало с кем общался, жил практически затворником. За десять лет снялся всего в трех фильмах, в эпизодических ролях. И не потому что ролей не предлагали. В отличие от многих коллег, с которыми Вячеслав Васильевич блистал в кино, его сниматься звали даже в тяжелые для кинематографа 90-е. Он отказывался. Считал, что не может размениваться на неинтересные роли.

В 2006 году исключительно ради дочери сыграл эпизодическую роль в фильме "Глазами волка", где стал отшельником. А в фильме "Андерсен. Жизнь без любви" принял участие по просьбе режиссера Эльдара Рязанова, с которым вместе учился и творчество которого уважал.

"Он всегда старался помогать другим людям, не мог отказывать, — рассказывала в одном из интервью жена Тамара Ивановна. — У него доброе и отзывчивое сердце". Возможно, именно чуткое сердце помогло Тихонову построить собственный мир, в котором нашлось место не только для всенародной любви и славы, но и для семьи. Далеко не всем успешным актерам удается сохранить любовь миллионов людей, вырастить детей и дождаться внуков. Вячеславу Васильевичу это удалось.

В кино он сыграл около 80 ролей, почти половина из которых — главные. "Война и мир", "Белый Бим, черное ухо", "Дело было в Пенькове", "Доживем до понедельника", "17 мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить" — эти фильмы, где у Тихонова главные роли, сегодня классика кинематографа. "От нас ушел гениальный актер, великий человек и лучший в мире разведчик", — так говорят его коллеги.

"РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА С НИМБОМ — ТЯЖЕЛАЯ. НО СЛАВЕ УДАЛАСЬ"


"Андерсен". В седом старце сложно узнать легендарного Штирлица

Когда Эльдар Рязанов пригласил к себе в картину "Андерсен. Жизнь без любви" Вячеслава Тихонова, актер, не раздумывая, ответил: "Да". Ему никогда не доводилось сниматься у режиссера, хотя знакомы они были еще со студенческой скамьи. "Было очень много талантливых студентов, все активные, — вспоминает Эльдар Александрович. — Тихонов среди них не очень сильно выделялся. Блистала его жена Нонна Мордюкова, его однокурсники Гурзо и Шагалова. После окончания института в 1950 году наши дороги разошлись на годы. Я несколько раз хотел снимать его в своих картинах, но все не получалось: то Слава был сильно занят, то у меня не было подходящей роли. И вот звезды наконец сошлись, когда я задумал снимать "Андерсена"! Я не сомневался в том, что эту роль должен сыграть только Тихонов, такой образ мог воплотить только умный, глубокий, благородный артист. Он в этой картине играет человека с нимбом, который считает себя Богом. Это тяжелая роль, но Славе она удалась".

"Я ПОСОВЕТОВАЛА СЛАВЕ СЖИМАТЬ ГУБЫ, И ОБРАЗ НАШЕЛСЯ"


Тихонов. Только однажды не выучил текст — в сцене с Пастором

Режиссер "17 мгновений…" Татьяна Лиознова вспоминает, что Штирлицем Тихонов мог и не стать: "Сначала серьезно рассматривались кандидатуры Арчила Гомиашвили и Олега Стриженова, но их подвели сыгранные до этого отрицательные персонажи. Руководство побоялось, что это помешает образу советского разведчика. Тихонов играл только положительных героев. На репетициях мы искали нужный образ, все вроде хорошо получалось, но чего-то не хватало, и тогда я посоветовала ему крепко сжимать губы. Образ появился. Мы никогда не cсорились, но однажды я разозлилась на Славу. Ко мне прибежали девочки-костюмерши в слезах — Тихонову не понравилась рубашка, он ее снял, бросил на пол и начал топтать. Я взяла рубашку и сказала, что сама поговорю с ним, поругаю, но не сделала этого. Я понимала, что он находится в постоянном напряжении, и тревожить его такими мелочами не стоит.

В день, когда мы должны были снимать сцены Штирлица с Пастором, актеры долго готовились, о чем-то разговаривали, а когда стали в кадр и я попросила их прорепетировать текст, оказалось, что Тихонов его не знает. Я не могла на него кричать, боялась травмировать. Пришлось подстраиваться — решили с оператором переделать сцену так, чтобы в кадре был только Пастор. Тихонов виновато взял листочек и стал читать роль. Я снова сделала вид, что ничего не произошло — ничего не сказала и не спросила, почему всегда дисциплинированный и ответственный Тихонов пришел неподготовленным. После той работы мы стали настоящими друзьями, родными людьми, пусть и виделись нечасто, но постоянно созванивались на праздники".

"ИЗ ПИСЕМ Я УЗНАВАЛА, ЧТО МЫ ЖЕНАТЫ"


"Доживем до понедельника". Тихонов и Печерникова в роли учителей

С Ириной Печерниковой они встретились на съемках картины "Доживем до понедельника". Он — уже известный актер, она — сыграла до этого только две роли в кино. О своих ощущениях Ирина Викторовна долго молчала, практически ничего не рассказывала о том, как же она, юная актриса, чувствовала себя рядом с самим Тихоновым. Несколько лет назад Печерникова написала книгу "Дожила до понедельника".

"Я не знаю, сколько было претенденток на роль Натальи Сергеевны (учительница русского языка и литературы), но слышала, когда режиссер остановился на нескольких кандидатурах, он пригласил Тихонова на просмотр и сказал: "Давай вместе выбирать". Возможно, я попала в картину благодаря Тихонову, я этого так и не узнала", — вспоминает Печерникова.

"На съемках мы как-то перевыполнили план, и на ноябрьские праздники часть группы поехала на Валдай в дом отдыха. Меня взяли, чтобы я привыкала, чувствовала себя своей. А там озеро, рыбалка. И как-то я постучала в номер к Тихонову: "Вячеслав Васильевич, к вам можно?" А он стоял на четвереньках, весь номер в удочках, лесках, поплавках, блеснах — все это разложено на столе, на стульях, на полу. И с совершенно детским выражением лица сказал: "Ирочка, посмотрите, какая красота!"

"Сначала снимали осеннюю натуру и нашу прогулку с Вячеславом Васильевичем. Мы тогда знакомились, притирались. Он молчаливый, серьезный, сам в себе, но иногда вдруг удивительно шутил. Я, по-моему, кучу глупых вопросов ему задавала. И он очень вежливо, тактично отвечал. Однажды, перед ноябрьскими праздниками, мы с Тихоновым ехали домой на "Волге", так как студийная машина сломалась, а нам ехать в одну сторону. Он сказал: "Хочешь, я покажу тебе особенную, праздничную Москву?" И показал. Ленинские горы, мы там долго стояли. Набережную Кремля. Он знал такие точки, с которых Москва выглядела, как самая нарядная новогодняя елка в детстве".

"Когда "Доживем до понедельника" все-таки выпустили на экран, я распечатывала письма, сотни писем. Из них я узнала, что народ нас с Тихоновым поженил. Несмотря на то, что у Вячеслава Васильевича была семья, у него родилась чудесная дочка Аня, а я вскоре уехала из Советского Союза с мужем, все равно я несколько лет оставалась "женой Тихонова". Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом".

ДРУЗЬЯ НАЗЫВАЛИ ЕГО ОДНОЛЮБОМ И ВЕРНЫМ СЕМЬЯНИНОМ


Актер с дочерью Аней

С первой женой Нонной Мордюковой Тихонов развелся еще в начале 60-х годов. Второй раз он женился спустя несколько лет. Тамара Тихонова родила актеру дочь Анну. С первой женой Тихонов отношений не поддерживал, даже когда супруги попали в одну и ту же больницу, они не общались. Сестра Мордюковой Наталья Катаева вспоминала, что Нонна Викторовна долго держала обиду на бывшего мужа. "После смерти их сына Вовочки она вообще даже имени Славы слышать не хотела, — вспоминает Наталья Викторовна. — Но мы, родня Нонны, считали его все равно нашим близким человеком, следили за его успехами, он оставался для нас родственником. Помирились они только перед смертью сестры. Нонна ему сама позвонила, коротко поговорили, попросили прощения друг у друга".

Актриса Елена Санаева вспоминает, что в 1996 году ее муж Ролан Быков лежал в больнице вместе с Тихоновым. Однажды Вячеслав Васильевич был свидетелем, как Быков нежно говорил со своей второй женой. "Тогда Слава подошел к нам и сказал: "Может быть, если бы я так говорил с Нонной, то мы бы и сегодня были вместе". Долгое время Елена Всеволодовна ничего не рассказывала об услышанном Мордюковой, а потом набрала номер ее телефона. "Трубку сняла Наташа. И я пересказала ей всю эту историю, спросила, стоит ли это говорить Нонне. Она ответила: "Да", позвала ее к телефону. Когда я это все повторила Мордюковой, образовалась пауза, а потом она вздохнула и сказала: "Да любил он меня, любил. И я его любила. Но он такой молчун был. Молчун". К слову, друзья называли Тихонова однолюбом и верным семьянином, со своей второй супругой актер прожил больше 40 лет.

"ЕЗДИЛ НА "ОКЕ" ПО РУБЛЕВКЕ"


"Глазами волка". Фантастическую драму, где отец играет ученого, продюсировала его дочь Анна

Актриса Елена Санаева рассказала, о чем жалел Тихонов и почему ему пришлось сбежать из харьковской больницы.

— Елена Всеволодовна, как вы познакомились с Вячеславом Тихоновым?

— Это были 50-е годы. Я, школьница, частенько бывала в Театре киноактера, куда из МХАТа перешел работать мой отец. В то время как раз на работу в театр взяли почти весь курс, который снимался в "Молодой гвардии": Мордюкову, Тихонова, Шагалову, Герасимова и других. Все были молоды, красивы, талантливы, от них исходила невероятная энергетика. Впервые Тихонова на сцене я увидела в спектакле "Бедность не порок" по Островскому — он играл роль приказчика. В этом замечательном спектакле они играли с моим отцом. Кстати, несмотря на разницу в возрасте (Тихонов старше Елены Санаевой на 15 лет. — Авт.), я называла его Слава, а он меня Леля — так, как звали меня родители.

— Вы дружили семьями?

— Нет, мы семьями не дружили. Отец стал близко общаться с Тихоновым на съемках фильма "Оптимистическая трагедия". Летом к нему приехали мы с мамой, а к Вячеславу Васильевичу — мама с сыном Володей. Отец и Вячеслав Васильевич оба любили рыбалку и иногда после съемок выбирались порыбачить. Тогда мы познакомились с Володей, а общаться стали уже после того, как он пришел работать к нам в Театр киноактера. Все обсуждали красоту Володи, он взял лучшее от отца и матери, а по характеру был очень мягкий. После смерти сына (из-за пристрастия к наркотикам. — Авт.) Вячеслав Васильевич очень сильно переживал, правда, чувств своих напоказ не выставлял. Однажды на съемках картины "Глазами волка" мы затронули эту тему, и он сказал мне: "Я просил Нонну отдать мне его, я бы его не упустил. А она ответила: "Какая мать отдаст сына отцу?"

— А какие отношения у них были с дочерью?

— Анечка для него была светом в окошке. Когда он приходил к ней на экзамены во ВГИК, он никого кроме нее не видел на сцене. Он очень часто появлялся с ней в 90-х годах на каких-то премьерах, фестивалях. Увы, ее актерская судьба не сложилась. Время такое было. В девяностые годы кино вообще перестали снимать. Поэтому он как абсолютно состоявшийся актер очень переживал за горячо любимую дочь. Но было такое время — он и сам тогда очень мало снимался. И когда он возглавил на студии Горького творческое объединение, то Аня стала заниматься там продюсерской работой. Она вместе с мужем сняла фильм об отце "17 мгновений Славы". В одном из своих последних фильмов "Глазами волка" он согласился играть только ради дочери, потому что она продюсировала картину. В этом фильме мы с ним встретились, нам достались небольшие роли.

— О великих актерах, как правило, ходит много легенд. Доводилось ли вам слышать какие-то о Вячеславе Васильевиче?

— Когда мы с мужем выступали с творческими встречами в Харькове, нас принимал тот же администратор, который работал несколько месяцев назад с Вячеславом Тихоновым. Он рассказал нам с Роланом удивительную историю — после концерта в Харькове Тихонову пришлось срочно лечь в больницу, его подвело сердце. И как только об этом стало известно в городе, к больнице, где лежал уже тогда сыгравший роль Штирлица Тихонов, началось паломничество. Люди несли ему варенья, соленья, дети лепили "коников", приносили любимому актеру рисунки. В результате, не выдержав столь чрезмерного внимания, он попросил выписать его раньше положенного срока и просто сбежал оттуда.

— Какие черты характера были ему особенно свойственны?

— Он очень похож по личностному типу на моего отца. Слава был невероятно скромным, деликатным, совсем не спесивым и неприхотливым. Он однажды рассказал нам с Роланом, что купил Анечке машину "Ока", чтобы она ездила к нему на дачу, но она не захотела на таком авто. И тогда он сам стал на нем ездить. А дача у него в районе Рублевки, там такие машины — редкость. Когда его однажды остановил гаишник, то просто обалдел: "Товарищ Тихонов, Вы? И на такой машине?". В ответ услышал: "А что? Нормально". И так же он вел себя во время съемок — никаких капризов, никакого недоброжелательства. Я рада, что мы вместе провели те десять дней на съемках фильма "Глазами волка".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять