Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

На съемках Тараса Бульбы повесился влюбленный конь, Игорь Петренко пристрастился к семечкам, жену Бульбы зарезали поляки, а режиссер Бортко признался: "я коммунист и поддерживаю Путина"

Ради эпизода в последнем фильме своей карьеры режиссер устроил в центре Киева стихийный рынок и вынудил Нину Русланову отменить отпуск.

Последний раз Владимир Бортко снимал в Киеве в 1976 году. Завершать работу над "Тарасом Бульбой" именно здесь — настоящее счастье для режиссера: здесь он учился, делал свои первые шаги в карьере режиссера на студии "Довженко". Украина — его второй дом. "Сегодня" побывала на съемочной площадке последних украинских кадров "Бульбы": их снимали прямо в Лавре. Сложно поверить, что за один день в узких улочках можно создать целый мир — мир Гоголя. Совершенно неожиданно для себя прямо в центре города мы оказались в другой эпохе — для того, чтобы создать атмосферу старого рынка, на съемочную площадку привезли лошадей, несколько фургонов чернозема и прилавки с солениями, яйцами, пряниками, капустой и сушеной рыбой — все это было настоящее. Игорь Петренко, играющий Андрея, прохаживается по рынку: "Не покупайте у нее ничего, — поносит свою конкурентку торговку-Русланову. — У нее нос кривой, и руки грязные!" Она предлагает Андрею бублик — тот берет бублик и уходит: "А гроші!??" — кричит актриса вслед воришке. Между прилавками проходят лошади в упряжке, разрыхляя копытами чернозем: "Мужики, посторонись" — разгоняет толпу их хозяин, проводя лошадей по узкой улочке. Туда-сюда снуют нищие — никто не выходит из роли даже между дублями.

Нину Русланову мы узнали не сразу — склочная уличная торговка с серым от старости лицом. Нина Ивановна приехала в Киев ради одного-единственного дубля: после короткой колоритной перебранки на базаре, Бортко уже кричит ей: "Русланову — в Москву!" Актриса покидает площадку с чувством выполненного долга, а режиссер продолжает свирепствовать. Когда Бортко за работой, к нему подходить не стоит — страшновато. Он дает наставления, не упуская ни одной детали: "Игорь! — кричит он Петренко. — Мне кажется, что в этом дубле ты идешь медленнее. Прибавь темпу!" И Петренко покорно выполняет команду, поднимая в знак повиновения руки. С Петренко Бортко, (как в свое время с "идиотом"-Мироновым) попал в десятку — никто не смог бы воплотить Андрея, живущего любовью, так, как это сделал он. За роли у Бортко не стыдно — актер настолько сросся с образом, что готов рассказывать о своем герое бесконечно. Между дублями Петренко продолжает щелкать семечки: "Не могу же я просто сидеть. Так я не выхожу из роли".

Реклама

Во время обеденного перерыва Бортко выходит из образа режиссера-тирана и прохаживается по площадке. "Можно вас сфотографировать?" — обращается к нему какая-то девушка. "А вы откуда?" — интересуется режиссер. "Из заповедника" — "Тогда вам ко мне".

"КАК ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ?!!ОН БУДЕТ СНИМАТЬ!"

Ради эпизодической роли торговки Русланова сорвалась в Киев по звонку Бортко: "Сейчас я должна была быть в Геленжике, у меня уже даже был туда билет. А после его звонка мне пришлось от всего отказаться и ехать к нему ради этой маленькой роли". То, что режиссер построил на святой земле настоящий стихийный рынок, актрису вовсе не удивило: "В кино все можно. Кино — это фантастика, это третий мир, это восьмой мир. Все киношники — инопланетяне. Что захотят – то и сделают. Для меня "Тарас Бульба" — это прежде всего Гоголь. Этим сказано все. А у величайшего режиссера Владимира Владимировича Бортко я снималась уже в пяти картинах. Но боюсь его всегда. Когда я к нему еду, у меня всегда внутренний трепет. Думаю — не дай Бог, я ему не угожу, не так сыграю — и он будет ругаться". О том, что ей больше не выпадет возможности работать с Бортко, Русланова узнала от нас: "Как последний фильм?!! Нет, он будет снимать. Какой последний — сплюньте и никогда так не говорите! Он будет снимать и снимать. Ему надо снимать. Он талантливый!"

Реклама

"СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ В ЛЮБВИ, ДЕТЯХ И СОЗИДАНИИ"

Сложности были разные. Одни были, связанные с профессиональной деятельностью — с определенными сценами, а самыми сложными были съемки в Камянце. Экспедиция туда была летом — стояла дичайшая жара, а костюмы, как видите, у нас не легкий лен (шерстяные вещи с меховыми шапками, с доспехами, которые накалялись на солнце. Иногда я забывал об этом: голову об плечо — и практически обжигался). С утра до вечера на лошадях. Батальные сцены, каша, состоящая из людей и лошадей, люди лежат под копытами. В какой то момент жеребцов и кобыл было 50 на 50. Были жеребцы, которые не хотели работать: заглядывались, жеребцевали друг перед другом, люди получали травмы, лошади били друг друга. Некоторых даже пришлось кастрировать, так как они просто безумствовали.

Мой герой Андрей не просто привязан к земле — он находится в поиске смысла жизни. Он сентиментальный, мечтательный, романтичный. Больше черт он взял от матери, нежели от отца. Он философ. Он любит жизнь. Война — не его стихия. Он рожден для того, чтобы жить, любить и наслаждаться жизнью. А то, что он говорит к своей возлюбленной: "Ты моя отчизна"… он не перешел на сторону поляков. Он не за поляков бьется — он сражается за свою любовь. Он увидел в ней смысл своей жизни и готов защищать ее не важно от кого. Если проводить уж совсем сложную аналогию для того, чтобы оправдать все его поступки, его возлюбленная — это его Ева.

Реклама

Все равно это не жизнь — это кино, это игра. Иногда у тебя совершенно не любовное настроение или абсолютно сонливое и ленивое состояние в тот момент, когда тебе нужно показывать прыть. Но природа Андрея мне близка. Как человека я его понимаю. Я не знаю, как бы я поступил в его ситуации, но если бы он испугался отца, испугался своих, и не стал бы защищать Ее, а только переживал бы на этот счет, Андрей, как мне кажется, не уважал бы себя и я бы тоже его не уважал. Потому что я как человек, Игорь Петренко, люблю мир — я не люблю войну. А стихия Тараса — это война. Он воин. В этом он видит смысл жизни: не может сидеть дома — ему нужна война — он подбивает всех на то, чтобы пойти воевать, ему нужен лишь повод. Он считает, что только в войне мужчина считается мужчиной, а пасть смертью храбрых — это истинная жизнь. А Андрей так не считает. Почему? Мне кажется, что смысл жизни совершенно в другом. Смысл в том, чтобы жить, растить и рожать детей, созидать. В этом у нас с Андреем есть много общего.

Другой разговор — в нашей картине все несколько иначе. Потому что когда я читал книгу, представлял, что это не есть война Андрея — он не видит в ней смысла. Идти и сжигать все на своем пути и жестоко расправляться со всеми, кто тебе встречаются — женщины, мужчины, воины или мирные жители, было необходимостью для Андрея. Он был вынужден идти, ведь все идут: отец идет — надо. Но смысла он в этом не видел. Он не получал удовольствия от этого, не смаковал эти моменты. И тогда в нем, в осажденном городе, сыграло настоящее мужское чувство — защищать свою женщину. Это привязанность. Подумаешь, слабину дал — побежал за юбкой – из-за бабы своих рубить — это очень страшно. Но раз уж так повернула жизнь и сложилась судьба, я считаю, он проявил себя как истинный мужчина. Люди все время играют какую-то чужую игру — идут защищать чужые интересы, оставляя свои семьи. А Андрей пошел против всего мира и выбрал смерть. Но это в книге. А здесь сложнее, потому что в книге нет смерти матери Андрея, которую убивают поляки. Здесь эта сцена дописана. Пока мы ее не снимали — она впереди. Из-за чего, собственно, здесь, в картине, началась битва — разграбили хутор, в котором живет мать Андрея и Остапа, жена Тараса, приезжает Товкач и говорит: "Нет больше твоего хутора, Тарас. И жены твоей нет — разграбили поляки, сожгли…" Здесь появился повод мстить. И насколько Андрей должен быть над всем этим, чтобы простить смерть матери, смерть близких и не смотря на это идти драться. Это очень сложно. Я с любопытством жду, что с этого получится.

Владимир Бортко: " В политику меня могут и не взять. Тогда я буду работать режиссером"

Режиссер хотел бы снять фильм о Сталине, но боится засилья трубок и усов на экране. Его уход в политику друзья восприняли с пониманием, а сам он, как настоящий патриот, поддерживает Путина, потому что он страну спас от развала

Бортко надеется представить фильм публике осенью следующего года. Он никогда не имел дела с лошадьми, шпагами и ножами, поэтому на сегодняшний день это самая сложная его картина. На постановщика грандиозных батальных сцен Ника Пауэла выбор пал случайно — именно тогда, когда он размышлял о баталиях в Каменце, увидел один из его фильмов. Хотя в американцах его поражает другое — организация. Во время съемок "Бульбы" не пострадал ни один человек. Единственная существенная правка текста источника касается смерти жены Тараса, матери Остапа и Андрея. Именно ее убийство становится причиной последовавших событий.

— Дві третини "Бульби" вже відзнято — можна підбивати певні підсумки…

— Чого? Життя? Ні. Не можна нічого підсумовувати. Можна буде вважати фільм закінченим, коли буде поставлена остання крапка — тоді він може змінитися кардинально від початку до кінця. Дві третини лише відзнято — але не змонтовано, не озвучено: все це може значною мірою вплинути на результат.

— Хіба монтаж може датися вам складніше, ніж саму зйомки?

— Найважливіший етап у кіно — це монтаж. Можна зробити все що завгодно. Я сподіваюся видати "Бульбу" у жовтні 2008 року.

— Зараз ви знімаєте у Києві — це перша ваша зйомка тут за такий довгий проміжок часу…

— …з 1976 року.

— Більша частина фільму — батальні бої. Чи можна вважати цей період зйомок найскладнішим?

— Так. Було дуже складно. Я не знімав нічого такого масштабу, не мав справи з кіньми. Це дуже важко. Коли я знімав кінофільм "Афганский строк", там були автомати і машини — це набагато простіше, ніж коні, люди, списи і шаблі. Там було все простіше.

— Нікого не покалічили?

— Ні. Жодної людини. Правда, у нас повісилася одна коняка. Сама. Його прив’язали, і він почуяв кобилу — смикнувся і повісився. Така сумна історія.

— Хоч не з вашої вини.

— Не з нашої. Все це жінки.

— Консультантом по батальним сценам ви запросили Ніка Пауела. Чому ви, як патріот своєї країни не знайшли нікого на Батьківщині? Чи в нас таких людей немає?

— Ви знаєте… Якби я був продюсером цього фільму, то я б навіть себе не взяв, а запросив би якогось американця, що вже вміє знімати такі фільми. Пауел — чудовий фахівець. Фільми, над якими він працював, відомі на весь світ: "Гладіатор", "Самурай" — є на що подивитися. Дуже дивна історія: саме тоді, коли я думав над тим, як краще робити бої у Кам’янці, увімкнув телевізор — ішов "Самурай", кінна атака. Я зацікавився хто це робив. Так я дізнався про Ніка Пауела, зателефонував йому і він приїхав. Хоча, він не дуже багато працював із нами.

Мені було цікаво працювати з цією людиною, але я б не сказав, що це щось надзвичайне. У нас також є спеціалісти. Наприклад ваш Олександр Філатов — я дуже задоволений роботою з ним, так само як і зі словаком. В нашому фільмі немає нічого особливого. У американців надзвичайна організація — це найголовніше.

— Зйомки у Польщі та Петербурзі вже були?

— Так. У Петербурзі ми знімали в павільйоні, а робота у Польщі ще попереду.

— Останнім часом ви знімаєте класику…

— Це не я знімаю класику. Це мені пропонують класику, а від таких пропозицій неможливо відмовитися. Продюсери сприймають мене як режисера російської класики, а тому пропонують мені лише це. Я не міг відмовитися від "Тараса Бульби".

— А самі ви до чого тяжієте?

— До любові, моя люба. Я хочу знімати про любов. Більше — ні про що. Я хочу на пенсію піти.

— Щодо фінального епізоду "Бульби": чи залишите ви його пророцтво на вогнищі про прихід східного царя?

— Це ж не його пророцтво, а пророцтво Гоголя. Все, що написав великий письменник — все буде. А як же. Я не відхиляюся від книжки — все, що в ній є — ми знімемо.

— Вже після того, як ви проголосили "Бульбу" своїм останнім фільмом, у вас з’явилася ідея чергового фільму — про Сталіна…

— Так. Я вважаю Сталіна непересічною людиною, людина, масштаб якої можна підрахувати на десяти пальцях.

— То ви знімете про нього фільм?

— Я б хотів. Але зараз з’явилося стільки фільмів про Сталіна… Вмикаєш телевізор, а там вже сидить хтось з вусами, курить трубку і меле якісь дурниці.

Эта тема для меня уже закрыта. Уже столько этих Сталинов появилось! Как не включишь — трубка и усы. Это уже смешно. А снять, конечно же, хотелось. Тем более что два моих дедушки расстреляны этим человеком. Тем ни менее это не совсем простой человек, мягко говоря.

— Таким образом, вы отказываетесь от своих слов, что снимаете последний фильм?

— Нет. Это действительно так.

— Связан ли ваш уход из кино с политикой?

— Это связано прежде всего с усталостью, дорогая. Мне 61 год. Вы представляете, что это такое?

— Снимают и постарше…

— Снимают. Значит, у них силы есть. А у меня их не осталось.

— Были ли конфликты с вашими друзьями, которые не желают воспринимать вас как политика?

— Вы, в Украине, политизированы гораздо больше, чем в России! На вас даже нельзя обращать внимания. Какая разница, где я там! Это не имеет значения. Я — это я. Не ворую, не предаю друзей — этого достаточно. Это у вас здесь все на ножах, а у нас тишь, блажь и божья благодать. Может быть, только до выборов — не знаю. Но пока, во всяком случае, никак. Кто в какой партии — господи, какая разница — великое дело. Я знаю, почему я там, или кто-то там сидит — тоже знает. Поступил и поступил — стало быть, так надо.

— Вы считаете, что Украина политизирована. В России иначе?

— Господь с вами! У нас один смех, Киркоров и Алла Пугачева. Больше у нас ничего нет. Включите телевизор! В этом отношении ничего другого и нет — смотреть невозможно. Как у вас невозможно смотреть про политику, так у нас невозможно смеяться и смотреть на Киркорова, Галкина и Пугачеву. Не потому что они плохие, а потому что их показывают с утра до вечера — никакой политики.

— Какой вы видите выход для Украины?

— Я не могу давать вам советов. У меня паспорт несколько другой — с двумя орлами, даже с двумя головами. Я не могу! Это будет расценено неправильно — я не имею права этого делать.

— Знаете, у нас кукольная Тимошенко на телевидении шутит: "Ми об’єднаємо лівобережну і правобережну Україну, навіть якщо для цього доведеться засипати Дніпро".

— Я не имею права этого комментировать. Но по этому поводу у меня есть свое мнение. Я не могу его высказывать по той простой причине, что я человек другого государства. Это внутренние ваши дела. А тем более, если я сейчас говорю это в газету — это будет напечатано. Значит, будет выражением не только моего мнения, а какого-то клятого москаля, который приехал оттуда и что-то такое говорит — пытается нам что-то сказать. Мне кажется, что вам чрезвычайно нужна объединяющая фигура. К примеру, когда мы со Ступкой появлялись и на Западной, и на Восточной Украине, его принимали одинаково.

— Ступка может объединить Украину только потому, что он — лицо от культуры.

— А он был и министром культуры, между прочим — это уже не совсем от культуры, а политический деятель. Может быть, я лезу не в свои дела, но что действительно необходимо — это объединяющая фигура, которая устроила бы всех – и Восток и Запад.

— Если бы Ступка пошел в политику сегодня, его поддержала бы только Западная Украина, не смотря на то, что как актера его любит вся страна.

— Не знаю. Я знаю только одного вашего политика, он же актер — Ступка. Я считаю, что этот человек равно воспринимаем и на Западе и на Востоке. Я это видел собственными глазами.

— Возвращаясь к кино: парадокс, но тематика для тех самых непотребных фильмов о ментах, о которых вы так нелестно отзываетесь, была брошена именно вами — "Бандитский Петербург", "Менты"…

— Так я еще и про "Идиота" бросал. И после этого у нас экранизировали практически всего Достоевского: "Бесы", "Братья Карамазовы" — сейчас идет эта волна. Ну и что?

— А теперь представьте, что все достойные режиссеры и актеры уйдут из кино в политику. (А остальные, благодаря вам, останутся снимать ментов).

— Почему это все? Кому как нравится. Это нравится не всем — все не пойдут. Не за мной же последуют! Просто продюсерам кажется, что я нахожу те ниши, которые приносят деньги. Поэтому эти ниши и занимают. Почему, к примеру, я снимаю только классику? Я считаю, что это у меня получается — и мне дают на нее деньги. Тем более, я очень люблю русскую литературу и с удовольствием это делаю. Но я могу делать не только это.

— Часто вы хвалили Путина за то, что он первый подтянутый российский президент, который не читает с листочка и знает языки. Разве этих качеств достаточно для политика?

— Нет. Не достаточно. Когда я говорю, что поддерживаю Путина, а это действительно так, то нужно понять почему, (сам я действительно состою в оппозиционной партии). Потому что Россия стояла на грани развала. Я это видел. Еще немножко подирижировали оркестром и не попили бы водочку — и все! Страны бы не было! Я видел, как этот небольшого роста человек вытащил эту страну из тупика. К этому можно относиться по-разному. Объединяться можно тогда, когда знаешь для чего, с кем и как. На одной почве — если патриот. Все остальное имеет второстепенное значение. Я патриот! Именно поэтому я поддерживаю политику Путина — только поэтому. На моих глазах этот человек сделал все, чтобы Россия не развалилась. Я это видел — говорю об этом своим друзьям и коллегам-коммунистам — возражений по этому поводу у них нет. Другое дело, что он делает то не так, то не так, наверное. Но он сделал самое главное — не дал России развалиться. За него не стыдно: оркестр дирижирует, выучил английский язык на глазах (он ведь говорил по-немецки). И когда приезжает Буш и говорит всякие глупости, мне очень приятно, что он его сажает на таз. Как-то Буш сказал, что хорошо бы такую демократию, как в Ираке, на что Путин ответил, что "Наверное, такой все-таки не надо" — смешно, хорошо и замечательно. Он умный человек. Это приятно. И не более того. Приятно смотреть на умного человека. Это не панегирик моему президенту — это признание его достоинств. Что есть — то есть.

— Сейчас вы все чаще говорите о вырубке леса, изменении климата и отсутствие детских домов. Как Компартия и вы лично планируете решать эти вопросы, ведь они не новые — над ними бьются давным-давно?

— Очень просто. Бились то и раньше. У советской власти была масса отрицательных вещей, но были и положительные. И то, что здесь, у вас, построено в тяжелой промышленности… это что? Днепрогэс — что это такое? А?!! Это кто строил-то? Восточную Украину кто сделал? А?!! Это что — американцы, немцы? Коммунисты! Другое дело, какими способам: женщины месили бетон голыми ногами. Это было. Я видел хронику. Но они это сделали.

— Разве коммунисты лес не рубили?

— Рубили, но не в таком масштабе. Вы не представляете, что происходит сейчас. А почему? Вы знаете, я здесь про Путина хорошо сказал, а сам Путин говорил: "Вы знаете, я двадцать раз говорил своему правительству сделать то то и то то, а оно не делает!" Ничего себе! Правительство не слушает нашего президента! Действительно не слушает. Почему? Потому что их интересы столкнулись с тем, что он хочет сделать. А интересы какие? Обогащение. Вот они все и обогащаются. Милиционер стоит на дороге — что он делает?

— И куда же они денутся. Как вы собираетесь менять ситуацию?

— Как это – куда я дену людей? Во-первых, …я буду с молодежью. Представьте себе: выгнали всех коррупционеров. А кто сядет на их место? И где их взять? Их воспитывать надо. Но не так, как сейчас — немножко по-другому.

— Вы сформулировали для них идею, которая составит альтернативу деньгам и сигаретам?

— Идея может быть только одна — патриотизм. Не умереть, выжить и победить. У вас семь миллионов украинцев на западе, из которых два миллиона — в России. Это как? Сейчас я с большим удовольствием снимал на Западной Украине: бескрайние поля такие же, какими они были при татаро-монголах. Они поросли бурьяном. Их некому обрабатывать. Где ваши девушки, дорогая моя?! Где они? Рассказать? Так что — хорошо? Внешне, конечно, страна стала лучше. Лично мне стало жить лучше. Но всем ли? И что важнее? Девять миллионов за границей, рождаемость на нуле. А дальше что будет? А?!!

— Если предположить, что молодежь не читает Гоголя. Как тогда полноценно вам удастся использовать "Бульбу" в своих идеологических целях?

— А вот так! Когда я снял "Идиота" этого нечитаемого автора раскупили.

— Достоевский у молодежи куда более читаемый, чем Гоголь.

— Поверьте мне, Маринину и прочих читают гораздо больше, чем Достоевского. Он читаемый автор в мире, а если пойти в книжный магазин у нас, и спросить, сколько книг Достоевского купили вчера, ответят — "Одну". А когда вышел фильм, смели все с прилавка. Пускай, не дочитали до конца, но хоть начали читать, хотя бы узнали про что это — уже хорошо. Потому что кроме других миссий, которые я выполняю, самой главной является доставить вам, Юленька, эстетическое удовольствие. А еще я должен донести до широких масс, про что это все. Поэтому я не люблю ничего менять в этих книжках. Я стараюсь делать так, чтобы было интересно, ничего не меняя.

— А если снять что-то по более кассовой молодежной литературе, но внести в эти фильмы ту же идею патриотизма?

— Это хорошо. Федя то снял про девятую роту. Замечательно. Хорошо. Он человек молодой — про девятую роту снимает, а я про это.

— Разве "9 рота" патриотический фильм?

— Я не видел и не знаю, но говорят, что да. Я же не могу все смотреть. Я что снимаю — то и смотрю. Сапожник без сапог.

— Владимир, я надеюсь, мы посмотрим еще не один ваш фильм, и вы сумеете совмещать режиссуру с политикой…

— В политику меня могут и не взять. Тогда я точно буду работать режиссером. Что скорее всего и произойдет.

СМОТРИТЕ:ФОТОРЕПОРТАЖ

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять