Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Борис Невзоров: "Два дня у Роговцевой прошли в полупьяном восторге"

На съемках сериала "Судья" в Киеве актер рассказал нам о том, как гонял Бондарчука за пивом и пирожками, ночевал со Ступкой в одном гостиничном номере в Ялте, и о том, почему худруки театров никогда сами не уходят со своих постов

 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
 | Фото: Григорий Салай
/ Фото: Григорий Салай
1/24

— Борис Георгиевич, в 1989-м вы сыграли генерала Крылова в фильме "Сталинград" режиссера Юрия Озерова. Боюсь даже спрашивать, как вам версия Федора Бондарчука?

Реклама

— Не видел. Но это очень смешная ситуация. Когда Озеров снимал свой "Сталинград", Бондарчук у него учился. Делали фильм под Прагой, так Федя и Тигран Кеосаян (тоже ставший впоследствии режиссером) работали там ассистентами и бегали нам, актерам, за пирожками и пивом. Поэтому я примерно знаю, что он там снял. Не люблю я компьютерную графику. Посмотрел рекламные трейлеры и сразу понял все эти фишки-ловушки — они всем давно известны. Но это мое мнение. Я вообще к творчеству Бондарчука отношусь плохо.

— Ну, быть может, у вас просто старая школа...

— Я не снимался у Бондарчука-старшего, Тарковского. Но смотришь средний старый фильм и понимаешь: может, и примитивно упрощенная прослойка, но чувствуешь мощную организационную машину. Сделано не "тяп-ляп". За этим стояли люди, которые могли сказать: "Ай-ай, не надо так делать". Самоконтроль был. Операторы могли целый день ждать, когда в небе появится нужное облачко, следили за картинкой. Композиторы писали музыку с оркестром. Сегодня тоже много приятного, просто все — другое.

Реклама

— У вас за плечами столько сериалов — "Братья Карамазовы", "Марш Турецкого", "Каменская"... И везде вы играете судей, комиссаров. Сейчас в Киеве снимаетесь в сериале "Судья" (съемки проходят на киностудии Film.ua studio, — Авт.), где вам снова отвели роль служителя Фемиды. Не устали от этого амплуа?

— Устал. Не знаю, почему меня видят только в этом. Но эта система везде. Если посмотреть на голливудскую — то же самое, редко, кто выпадает из этого амплуа. Разве что люди мегауровня. Хочется, конечно, прыгнуть дальше и выше в сторону. Но это проблема и продюсерская. Мы перешагнули систему, но кто такой продюсер, с чем это едят, мало кто знает и понимает у нас. Зрители считают, что это человек, у которого в кармане деньги. А человек, в чьем кармане лежат эти средства, уверен, что он все знает и по мановению его пальца все должно исполниться. Но это не так. Иногда от этих людей веет отсутствием опыта. Смотришь, вроде симпатичная девушка или мальчик на площадке, но в профессии-то еще нужно учиться.

— Нынче в фаворе молодые, а старая гвардия чаще сидит в ожидании больших предложений. Вас не обделяют работой?

Реклама

— У меня Малый театр, в котором служу последние восемь лет. Этот театр для взрослых дяденек и тетенек. Я перешел в плеяду сначала пап героинь, потом героев, сейчас дедушек. Но обижаться нельзя. Это мировая практика — чем старше человек, тем меньше у него ролей. Однажды еду на "Мосфильм" утром, на улице темно. График был напряженный: тридцать дней нужно было уместить в тридцать семь съемочных дней. А я еду и думаю: "Боже, как я устал, все надоело". Вдруг вижу, по тротуару идет маленький мальчик и несет виолончель. Я убавил скорость и думаю, что его заставляет ходить в такую рань? Родители? Или он будущий Ростропович? Мне так стыдно стало. "Жлоб, — говорю себе. — Едешь на машине, тебе платят деньги. Езжай и работай". И все как рукой сняло. С актером Владимиром Кореневым, который играл в фильме "Человек-амфибия" Ихтиандра, мы одиннадцать лет делили одну гримерку в театре Станиславского. По роли нам нужно было раздеваться. Остается пять минут до спектакля и он говорит: "Будем до трусов раздеваться? Ты мечтал быть артистом. Мечта сбылась. Значит, раздеваемся".

— Вы прикоснулись к советской эпохе, играли с величайшими актерами того времени — Брюно Фрейндлих, Николаем Крючковым, Михаилом Ульяновым. Чему смогли у них научиться?

— Присутствие и нахождение рядом уже учеба. Сначала считаешь, что это все просто, а когда понимаешь, что все серьезно и ты находишься рядом с человеком, который, если не на века, то на долгие годы останется в истории... С Иннокентием Смоктуновским мы снимались в "Детях солнца". Мне было чуть за тридцать, он уже маститый. И этот маститый разворачивает меня на камеру и говорит: "Боря, сегодня это ваша сцена. Я буду подыгрывать, а вы играйте". Под одним его взглядом в тебе начинают происходить процессы, о которых ты даже не подозреваешь.

А чему научился? Не опаздывать, получать текст со своей ролью раньше и работать над ней. Даже здесь в Киеве. Снимали молодого, но известного артиста. Его гримируют, а он с листа читает роль, так, чтобы все видели. Девушка на площадке спрашивает: "Борис Георгиевич, почему вы так не делаете?". Я говорю: "Это красиво и эффектно, а я привык, чтобы не видели, как я читаю". Но это разные школы.

— Недавно дочь Ады Роговцевой Екатерина Степанкова поставила в Киеве спектакль о ее жизни по книге "Свидетельство о жизни", которую она сама же и написала. Вы играли с Адой Николаевной в двух картинах, в одной из них были ее мужем. Тяжело было перевоплощаться?

— В фильме "Семнадцать левых сапог" у нас была большая разница в возрасте. Меня старались состарить, делали седые вклейки. После фильмов мы виделись на фестивалях. Ада — красавица, умница и адекватный человек. Это редко бывает в актерской среде. Обычно как: или красавица, но дура, умница, но сволочь. Или сволочь и дура одновременно. А в ней все органично совместилось. Такие люди рождаются раз в столетие.

Как-то я даже дома у них ночевал. Ады в это время не было, поэтому она, наверное, до сих пор не знает об этом. Я снимался в Киеве у Олега Биймы в картине "Грех". Съемки проходили недалеко от их дома на Владимирской у Оперного театра. Зима, конечно, мягче, чем в Москве стояла, но все равно холодно. Снимали в заброшенной 5 или 7-комнатной квартире. В этих развалинах поставили декорации. Муж Ады, Костя Степанков, тоже снимался, но наши сцены проходили в разные дни. И вот он заглянул на съемки. А у нас сцена с Богданом Ступкой. Большое застолье, закуска на столе. Мы все в полузамерзшем состоянии. И Костя из-за двери мне пальцем показывает: "Змерз?". "Змерз — говорю. "Конец смены скоро? Чтобы не заболел, пойдем ко мне". Следующие дни как раз были выходными, мне как-то неудобно. Про себя думаю, мол, не буду навязываться. Говорю Косте, что, может, в Москву домой на эти дни улечу. "Чего тебе там делать? Ада на даче, побудешь у нас". И это была сказка. Утром я просыпался, а на подносе уже стояло, что выпить и закусить. Константин был человеком гостеприимным и умел все красиво сделать. Два дня прошли в полупьяном, восторженном состоянии. Простыть он мне не дал, болезнь отступила.

— А с Богданом Ступкой судьба сводила вас еще и в других картинах.

— Да. Причем на съемках "Детей солнца" в Ялте мы жили в одном номере. Ступка был тогда  начинающим артистом для России. Выпивали, не без этого. Иногда себе позволяли слабости: то я ждал своего доступа в номер, то он.

У нас была там смешная история. В 24 часа всю съемочную группу выселили из гостиницы, а селить некуда. В итоге нашли там гостиницу "Украина" и весь мужской состав артистов, а это — Смоктуновский, Лазарев, Щербаков, Ступка, я, Филиппов, поселили в один большой номер-люкс. Кто где какие лежанки, кресла нашел, там и лег. Режиссер Пчелкин со Смоктуновским, к примеру, на одной кровати устроились. Мы купили много вина и начался вечер воспоминаний. Каждый рассказывал о случаях, которые бывали у него на съемках. Я дурак — надо было взять карандаш и записать пунктирно, что чего. Но тогда было не до этого — все смеялись до слез. А Саша Лазарев все время звонил любимой Свете Немоляевой. Подходил к телефону, набирал и говорил: "Светочка, я тут обоссываюсь".

А с Богданом виделись в последний раз за год до его ухода — ехали в одном купе в Москву. Задушевно общались. Мы до этого долгое время не виделись, и он рассказывал, что был министром девять месяцев, говорил, что ему это не нужно было. Было ощущение уставшего, выпотрошенного человека.

— Еще я знаю, что Олег Ефремов преподавал на вашем курсе. Строг он был со студентами?

— Он курировал один мой отрывок. Я учился на актерском, а у него параллельно был курс режиссерский и их ребята с нами делали отрывки. Мы ставили Федю Протасова по драме Льва Толстого "Живой труп". Олег Николаевич всю жизнь мечтал сыграть Протасова. Мне потом коллеги многие на него жаловались, но у него было удивительное качество: он умел вытащить душу из человека. Я был студентом, но даже мне удалось это почувствовать. Он начинал что-то рассказывать, это настраивало на определенную волну откровенности. Сейчас наши корифеи никогда бы не стали уделять так много времени простому студенту.

— А вы согласны, что природа иногда все-таки отдыхает на детях известных людей? Если говорить о сравнении Ефремова-отца и сына Михаила?

— Он другой. Папа при жизни не очень его привечал. Встречал я весомее и талантливее актеров, чем Михаил. Но что говорить. Играет себе и играет.

— Интересно узнать ваше мнение о преемниках в театре. Говорят, что практически все нынешние худруки, а все они в почтенном возрасте, давно знают, кто придет на их место. На кресло Табакова пророчат Машкова, вместо Виктюка — Апексимову. Галина Волчек на 80-летний юбилей обещает раскрыть свои карты. Худрук Малого театра, в котором вы служите, Юрий Соломин уже готовит труппу к переменам?

— Несколько лет назад возникали такие разговоры, но сегодня о них никто не вспоминает. У меня есть проект совместно с мхатовскими коллегами, и мы часто об этом говорим. То, что Машков будет во МХАТе, очень противоречиво. С таких постов не уходят — оттуда выносят ногами вперед. Понимаете, все худруки сидят на договорах. В апреле будущего года заканчивается договор у Соломина и Табакова. Его могут продлить, но могут и не продлить. Если продлевают, то все говорят: "Ну, все нормально!". А если нет, вспоминают о преемнике. Все зависит от власти, ведь несколько театров в Москве государственные, остальные относятся к городскому управлению. С главными режиссерами заключают договора: с пожилыми на три-четыре года, а с теми, кто помоложе,  на пять лет. Конечно, бывают страховочные варианты.

Может быть, я прошел мимо интриг, но я не поддерживаю легенду, что в актерской среде сплошные сплетни, поливание кислотой. Да, в этой профессии все нервные, с покалеченной психикой. Но все хорошие артисты беззащитны. Причем до такой степени ранимые, что лучше в уголке постоят, поплачут, чем развернутся и стукнут кого-то по голове. А если кто стучит, такое тоже бывает, — то это не хороший артист. Я давно заметил: как только актер становится собственным менеджером, он заканчивается в этой профессии.

— Подождите, все новое поколение актеров — сплошь менеджеры. Возьмите Безрукова, Машкова, Миронова…

— Так потому меня из этого поколения никто, как актер не удивляет.

— Даже Евгению Миронову не делаете скидки? Он сам тянет театр и успевает играть вполне достойные роли. 

— Я все это уже видел раньше. Не спорю, он хороший артист, но больше удачный. Есть ребята и круче, но у них не сложилась карьера. Я вижу инструмент, на котором он играет. Это нормальный, ухоженный инструмент. Дорогой для него самого, но есть люди, которые на трех струнах делают такое... Так сыграют например, "Полет шмеля" Корсакова, что у всех ощущение, будто там не три, а триста пятьдесят три струны. И ты смотришь и думаешь: "Как он это делает?". Так вот, когда смотрю на Миронова, у меня нет такого ощущения. Потому что я вижу, как он это делает. Они неплохие ребята, умеют устраиваться в жизни.

— Но это еще и умение самому предлагать себя, а не ждать манны с небес. Миронов и Машков не навязывают себя, но держат руку на пульсе и звонят знакомым режиссерам на случай новых ролей.

— Мне некому звонить. Все режиссеры, с которыми я работал, ушли из жизни. А новых связей я не приобрел. С годами появляется зона отчуждения. Меньше хочется общаться. Есть сложившийся круг общения, и расширять его не хочется. У меня дочь взрослая, 26 лет. С последней женщиной, которую я считал своей женой, расстался и сейчас нахожу другие способы общения. У меня есть подруга, она работает в театре, знает все мои дела, я — ее. Хотя я не думал, что у меня будут такие перемены в жизни.

У меня есть один приятель, давно живущий в Америке. Он никак жениться не хотел. Я его все спрашивал: "Виталик, почему?" А он: "Это же Америка. Постирать можно за $6 в машинке. Убираться ко мне приходит мексиканка. Я ей плачу. В смысле сексуальных утех тоже проблем нет. Так что все нормально". И что вы думаете? Через год женится на девке с двумя детьми. Потом они родили еще троих. "А как же машинка, мексиканка?" — спрашиваю. "Ты знаешь, как-то так получилось". Про себя я тоже думал, что никогда уже больше. Но подворачивается на пути человек, и ты думаешь: такие люди еще бывают. И потом, хочется, чтобы тебя кто-то ждал со съемок. А как быть без разных мелких конфликтов? В этом сюжет, на этом построена драматургия жизни, которая этим и цепляет.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять