Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Балет The Great Gatsby: портрет украинского зрителя

Как современный украинский зритель воспринимает балет и что думают об этом сами артисты

6 ноября в Киеве в третий раз состоялся показ балетной постановки The Great Gatsby. Уже в конце ноября ее покажут в Риге, а затем – в Кишиневе. Также балет пройдет в Москве и Санкт-Петербурге.

Балет в независимой Украине никогда не пользовался особой популярностью, но это шоу положило начало возрождению интереса украинского зрителя к танцевальному искусству. Премьера балета состоялась в Киеве в 2014 году, и с тех пор каждый раз он собирает полные залы не только в Украине, но и за рубежом.

Реклама

Музыку для балета в нехарактерном для себя жанре написал композитор Константин Меладзе. Главную роль в балете исполнил всемирно известный артист балета и экс-руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины Денис Матвиенко, а постановкой руководил всемирно известный хореограф Дуайт Роден. В балете участвуют профессиональные артисты из Украины, России и США.

Журналистка "Сегодня.ua" побывала на балете и понаблюдала за реакцией на него современного украинского зрителя.

– Балет – это же там, где танцуют? – спрашивает мужчина в ярко-розовой облегающей кофточке у своей подруги перед началом спектакля. Сказать, что он очень накачан – ничего не сказать: его бицепсы, кажется, вот-вот разорвут тонкую материю. Но его мужественная натура вступает в комичное противоречие с внешним видом: четко очерченные скулы, легкая небритость, дорогой одеколон, а в руках, обтянутых розовой тканью, красуется женская сумка.

Реклама

Его спутница – красивая блондинка с длинными стройными ногами, одетая в строгий черный брючный костюм. Она театрально закатывает глаза и бросает в ответ своему кавалеру "да", видимо, надеясь, что на этом вопросе его тяга к познанию искусства закончится. Но не тут-то было.

– Ого, а что это там? Оркестр? Это что, в балете еще и музыка бывает?! – с неподдельным удивлением выкрикивает он. Блондинка резко выдыхает, раздраженно стискивает челюсти и начинает усердно рассматривать люстру. Ее спутник, видимо, почувствовав, что спросил что-то не то, в свою очередь принимается изучать узор каменных плит под ногами.

Но вот звучный голос объявляет о начале представления, и пара занимает свои места в партере. Через несколько минут в столичном дворце "Украина" начнется балет The Great Gatsby.

Реклама

А Гетсби – это кто?

Балет The Great Gatsby – это история о любви и предательстве, тщеславии, мечтах и одиночестве, о погоне мужчины за женщиной, которая этого не стоит. Он основан на романе американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда 1925 года, типичного представителя так называемого "Века Джаза", когда американская экономика стремительно развивалась, и вместе с ней росло стремление людей к непомерной роскоши и развлечениям.

Все это на языке тела отражено в балете. Декорации, костюмы, видеоряд, даже выражения лиц танцоров – все соответствует духу той эпохи. Во всем, вплоть до пуантов, чувствуется легкий флёр 20-х годов. Однако сочетание классики и модерна делает шоу непривязанным к конкретному историческому времени.

И вот, занавес поднимается, и зал заполняет невероятно красивая, проникновенная музыка в исполнении Национального симфонического оркестра. Местами торжественная, местами меланхоличная, местами задорная в стиле "джаз", местами лирическая. То слышно лишь фортепианное соло, то слух оглушает насыщенное тутти всего оркестра. А иногда мелодия обрывается, и артисты танцуют в полной тишине. Ловлю себя на мысли, что просто невозможно представить, что эту музыку написал тот же человек, который пишет "попсу".

– Что происходит? – вполголоса спрашивает у подруги накачанный мужчина в розовой кофточке примерно на двадцатой минуте шоу. Артисты выполняют классические па, смешанные с элементами современного балета, сверху на них сыпется "золотой дождь" из серпантина.

– Они танцуют, это вечеринка в доме Гетсби, – так же тихо говорит девушка.

– А-а-а, – протягивает ее спутник. Но уже несколько секунд спустя поворачивается к ней еще раз:

– Так а Гетсби – это кто?

Пытаясь сохранять спокойствие, блондинка терпеливо объясняет ему:

– Гетсби – это Денис Матвиенко. Он танцует в белом костюме…

Мужчина долго слушает ее, а потом перебивает и нервно вскрикивает:

– В каком белом костюме?! Что ты меня путаешь?! Какого ты вообще меня сюда притащила?!

Девушка машет на него рукой и отворачивается. До самого конца балета они больше не скажут друг другу ни слова.

Музыка снова замолкает – балерина танцует соло, и в повисшей тишине слышится: "Блаво, блаво!". Маленькая белокурая девочка, сидя на руках у мамы, не стесняется того, что из полного зала восторгается балетом вслух она одна, и еще увереннее повторяет: "Блаво!". Мужчина в розовой кофте бросает на девочку и ее маму недоумевающий взгляд.

Наконец, Гетсби сражен бутафорским выстрелом и падает посреди огромной сцены. Софиты гаснут, занавес падает. Часть зрителей, сидящих в партере, подрывается и стремглав несется к выходу. Тот самый накачанный мужчина тоже делает движение, чтобы встать, но суровый взгляд спутницы усаживает его на место.

На душе становится грустно оттого, что этих людей, как видно, мамы в детстве не учили культуре посещения подобных мероприятий. И дело не только в том, что сразу после спектакля бежать в гардероб, не дожидаясь поклона артистов, – элементарно невежливо. Возмущает даже форма одежды: люди, которые, видимо, куда-то очень спешат, одеты преимущественно в джинсы, кроссовки, а некоторые девушки – в короткие топы, не прикрывающие живот. Одна из них говорит подруге, когда они пробегают мимо ряда, в котором сижу я:

– Бли-и-ин, это было так круто! Я, правда, ничего не поняла, но мне очень понравилось.

– Да-а, я тоже не поняла, – на ходу отвечает ей подруга. – Но танцевали они хорошо. И костюмы у них красивые.

О красном паспорте и ресницах

– Только не говорите ему, что вы журналист, – шепчет мне на ухо продюсер балета Алена Матвиенко, подводя к своему брату Денису, исполнителю главной роли. Мы общаемся после балета в неформальной обстановке в ресторане  авторской кухни "Одесса", куда артисты и приглашенные гости собрались на афтерпати.

– Денис, тут одна твоя поклонница очень хочет с тобой познакомиться, – Алена сопровождает эту реплику обворожительной улыбкой и удаляется, оставляя нас наедине.

– Ой, здравствуйте. А я ресницы еще даже не смыл, – говорит Денис, и прикасается к векам в попытках избавиться от остатков грима. Вместо сценического одеяния на нем уже рваные джинсы и серый джемпер.

– Какие у вас впечатления от сегодняшнего дня?

– Какие? Да я устал как черт! – отвечает Денис. Мы оба смеемся. – На самом деле, принимали нас отлично. Полный зал…

– Отличается чем-то украинский зритель от зарубежного? – интересуюсь.

– Нас принимают везде хорошо, но по-разному. Все зрители разные. Это зависит от менталитета. В России, кстати, нас принимают очень хорошо.

– А есть разница между российской и украинской публикой?

– Они вообще не особо отличаются. Мы же давно перемешались. Мнения могут отличаться, а люди все равно такие же.

– И принимают хорошо, несмотря на политическую ситуацию между нашими странами?

– А какое отношение политика имеет к балету? Видите, вот тот с овцой сидит, – Денис показывает рукой на артиста, который обнимает огромную белую игрушечную овцу из плюша. – У него красный паспорт. Вот еще один с красным паспортом, вот этот тоже с красным – у нас половина русских тут! Внутри команды у нас разделения нет.

– Но искусство все равно оказывается связанным с политикой.

– Искусство к политике привязывает желтая пресса, сами артисты – настоящие артисты – никогда не привязываются к политике, – возражает Денис Матвиенко.

Со сцены вид лучше

– В Америке зрители постоянно выражают свои эмоции во время перформанса. Выступая, постоянно слышишь, как они обсуждают балет, выражают свои суждения. Европейский зритель же держит эмоции в себе и ждет конца представления, чтобы выразить свое отношение к нему. Украинский зритель в этом похож на европейского, – говорит харизматичный Клиффорд Уильямс, артист балета и помощник хореографа, сияя широкой белозубой типично американской улыбкой. Он с самого начала работал над "Гетсби" вместе с Дуайтом Роденом. Кроме того, у него одна из солирующих партий в балете.

– Я думаю, первый акт был очень сильный. Второй был немного провален. Но в целом перформанс удался. Публика в Киеве, как всегда, была чудесна, – резюмирует он.

Наш разговор прерывает одна балерина. Ее глаза все еще по-сценичному ярко накрашены, волосы забраны в низкий хвост, а голос звучит по-театральному громко и вызывающе.

– Я умираю, когда на него смотрю. Он потрясающий. Клиффорд, я тебя обожаю, – признается она, приобнимая артиста и целуя в щеку. – Самое смешное, что я думала, что знаю хореографию. Но когда я подхожу к нему, я забываю все.

– Я ошибался сегодня кучу раз! – эмоционально замечает Клиффорд. Про себя думаю, что вряд ли кто-нибудь кроме него сегодня это заметил.

– Я танцевала очень много классики. Но сейчас я хочу жить на сцене и чувствовать, – рассказывает артистка.

– Я тоже, – говорит ей Клиффорд. – Мне важнее рассказать историю, чем сделать батманы и пируэты. – Его речь переводит для балерины приглашенная девушка-переводчик.

– Клиффорд, я люблю тебя! – внезапно восклицает балерина. – Клиффорд?

Yes.

– Ты понимаешь, что я говорю?

No, – отвечает Клиффорд. Балерина добродушно теребит его за щеку и уходит, снова обняв артиста и в очередной раз признавшись ему в любви.

Общаясь с организаторами шоу, слышу одни и те же отзывы: так как это не первое выступление труппы, процесс уже отлажен, поэтому удовольствия больше, усталости меньше. Все хвалят зрителей за теплый прием и радуются, что в очередной раз в зале был полный аншлаг.

– Публика сегодня была просто замечательной, – подбегает ко мне счастливая Алена Матвиенко, зажав в руках букеты цветов. – Почти не было убегающих сразу после занавеса людей.

Алена наблюдала за балетом из-за кулис. Я решаю не делиться с ней своими наблюдениями. Хочется надеяться, что количество "убегающих" сегодня действительно было сравнительно малым, и что с каждым разом все больше людей будет хлопать и кричать артистам после занавеса "Браво!", а не бежать за пальто.  

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять