Лидером кинопроката на закате перестройки "Асса" не стала (лишь почетное 6-е место в зачетном 1988-м — "Маленькая Вера" собрала в три раза большую аудиторию), но сразу и навсегда приобрела статус эпохального кино. В фильме для зрителей необъятных просторов еще единого Союза было много открытий: кто-то впервые увидел живого Цоя, кто-то узнал имя историка Натана Эйдельмана, а кто-то услышал голос Бориса Гребенщикова, и все были очарованы настроением зимней Ялты, где разыгрывается курортно-криминальная драма с участием подпольного миллионера Крымова, юной медсестры-москвички Алики и местного неформала по прозвищу Бананан.
Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева, кофе с молоком в граненых стаканах закусочной, городской фуникулер. После "Ассы" канатная дорога на холм Дарсан заработала с нагрузкой, какой не знали там с момента ее запуска в 67-м. Увы, сейчас так, как раньше, с плеером под песню "Город золотой" уже до одури не покатаешься — подъем и спуск стоит 50 грн, а в бананановые времена — билет стоил всего 1,5 руб.
"Я после политеха, чтобы не идти по распределению на ЗИЛ, устроился на эту картину работать постановщиком декораций, — рассказывает "Сегодня" президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров. — И мы поселились в Ялте на долгих четыре месяца. Все, конечно, обзавелись здесь девушками — столько романов было! Компания чудесная — помимо съемочной группы, Алика Смехова приезжала — тогда еще жена автора сценария Сережи Ливнева, Боря Гребенщиков, Витя Цой. Мы сидели-выпивали, и они пели нам свои песни — революционные для сознания масс, но даже при этом никто из нас не представлял, что мы снимаем какой-то культовый фильм".
БАНАНАН: НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА НАВЕЯЛА ЭТИКЕТКА ОТ ВИНА
Спустя 25 лет исполнители главных ролей Алики и Бананана по разным поводам побывали в Ялте: Татьяна Друбич снималась в клипе группы "Ундервуд", а Сергей Бугаев устроил на пляже подпольный показ "Ассы-2". Пути их на этот раз не пересеклись. "Этот фильм могли снять только в Ялте, — рассказывает "Сегодня" актриса. — И город стал его полноценным персонажем. Многое у меня здесь было впервые: и канатная дорога, и столько времени у моря. А пальмы в снегу — эта картинка в памяти навсегда. Той зимой мне нужно было возвращаться в Москву, а аэропорт Симферополя из-за снегопада закрыли на два дня, и мне пришлось возвращаться на троллейбусе в Ялту, и я помню свою обреченность — ехала и думала: "Как же я не смогла улететь домой!". Сейчас бы не доехать до Москвы и остаться тут — мечта!".
Снегопадом четверть века назад встретил Крым и Сергея "Африку" Бугаева. "В первый же день моего пребывания в Крыму я в машине застрял на перевале — снег застал крымчан врасплох, и никто дорогу песком не посыпал. Как началось все с аномального явления, так и пошло в русле аномалии. А жили мы все в маленькой гостинце "Украина": состоявшиеся люди — Станислав Говорухин, Сергей Соловьев, Павел Лебешев, и молодежь — группа "Кино" в полном составе, художники — Тимур Новиков, Сергей Шутов, скрипач Сергей Рыженко, кстати, он по происхождению крымчанин — из Севастополя, он долго играл в "ДДТ" — потрясающая была атмосфера для общения и обмена мнениями.
С Соловьевым я познакомился при участии Бориса Гребенщикова, который сразу предложил меня на роль главного героя, которого режиссер искал в Ленинграде — он чувствовал, что там назревает некий культурный процесс. Ну а я потом уже в Ялте в качестве ответного жеста подарил ему название картины — знаю, что Сергей Александрович поддерживает легенду, будто я постучался к нему ночью в номер и предложил закодированный ключ к успеху — "АССА" (автор Соловьев Сергей Александрович) с приложением библейской истории Ноя. На самом же деле так уже называлась мастерская моего друга-художника Тимура Новикова, и об этом мне в Ялте, где мы злоупотребляли портвейнами и мускатами, напоминала этикетка каждой распитой бутылки знаменитого винзавода "мАССАндра".
Для истории важно также заметить, что Витя Цой из Крыма уехал с большой любовью, которую он встретил на съемочной площадке, — это была помощница второго режиссера Наташа Разлогова, которую мы видели сначала с "хлопушкой" перед началом съемок каждой сцены, а потом все чаще прогуливающейся с Виктором Цоем по набережной Ялты".
ЦОЙ МОГ ОСТАТЬСЯ БЕЗ РАБОТЫ В РЕСТОРАНЕ
Виктор Цой в кадре появляется лишь к финалу картины. Но этого момента, затаив дыхание, и сегодня ждут фанаты группы "Кино". Сначала он у "Ореанды" наблюдает с негром Витей (его играл бас-гитарист московской группы "Вежливый отказ" Дмитрий Шумилов. — Авт.), как выносят труп Крымова, потом идет по коридору гостиницы "Таврида" устраиваться музыкантом на работу в ресторан. Ялтинец Владимир Бутырский как раз подрабатывал там же, играя по вечерам на пианино, и был очевидцем съемок.
"Снимали после 22:00 в правом ресторане — был у нас еще один зал поменьше в левом крыле, — вспоминает Владимир Орович. — Ресторанную публику изображала местная массовка — человек 30, и платили им по 5 рублей за смену. На столах никакой бутафории — все съедобное, и есть-пить не запрещали. Меня удивило качество звучавших фонограмм — чистый, мощный звук из динамиков, а вот когда музыканты в паузах пытались играть вживую, сразу становилось ясно, что это дилетанты — не попадали, как говорится, 11 нот из 12". Но это не удивительно, потому что Соловьев подбирал "группу Бананана" не по исполнительскому мастерству, а по фактуре. Так на сцене оказались художники-авангардисты Тимур Новиков и Андрей Крисанов, а из состава "Кино" —лишь барабанщик Георгий Гурьянов. И поначалу ведь даже Цою там места не было, но режиссера уговорил "Африка": "Я без корейца сниматься не буду!".
АПАРТАМЕНТЫ ДЛЯ КРЫМОВА
В "Ореанде" начинается и заканчивается ялтинская киноистория Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301-й — для своей молодой спутницы Алики и 302-й — для себя. Пришлось соблюсти эти формальные приличия, так как, по советским законам, не состоящую в браке пару вместе поселить не могли. Впрочем, это не помешало им проснуться в одной постели. И далее съемки проходили только в 302-м. По ценам начала 80-х этот трехкомнатный номер, который с выходом фильма стал легендарным, стоил 67 руб. в сутки (около $100), а сегодня ночь в "апартаментах Крымова" обойдется в 5780 грн. ($700). За 25 лет там, конечно же, произошли изменения: на стенах уже нет мрачного декора из черных деревянных панелей, так же, как и мебели черного цвета, из спальни убрали шкаф, а в гостиной на месте барной стойки теперь кресла и "плазма". Яркую картину с цветущей японской айвой (кстати, это работа Валентины Цветковой) из комнаты с письменным столом переместили в холл отеля. А крытый корт, где Крымов играл в теннис, уже не найти — на его месте построили развлекательный комплекс "Матрица".
- Читайте также: Альберт из фильма "Асса": "Я сам себя выкинул из истории"
"2-АССА-2": ВЫХОД ШНУРА
Спустя 20 лет, в марте 2007-го, со съемок сцены с участием Татьяны Друбич (Алика) и Светланы Тормаховой (мама Бананана) опять же на набережной Ялты, Сергей Соловьев начал работу над второй "Ассой". В основе сюжетных зигзагов, среди которых есть и воскрешение Бананана, любовный треугольник: Алика и ее дочь-пианистка (Анна Соловьева) влюблены в маэстро-виртуоза Белого (Юрий Башмет). Для тех, кто в 87-м желал перемен, песню Цоя исполняет Надежда Кадышева, а певцом новых настроений назначен лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров — в финале звучит его песня "Мне бы в небо". Рассказывают, что Шнур на съемках с неподдельной серьезностью предлагал Соловьеву, как когда-то Африка, свой вариант названия: "А давайте назовем фильм "Касса-2"!". Но режиссер идею не оценил. Фильм снят в 2009-м, однако в прокат его так и не запустили.