— Олег Федорович, на ваших программах и телевикторинах выросло не одно поколение телезрителей. Только сегодня мы вас на экранах почему-то не видим...
— Знаете, у миллионов телезрителей ложное впечатление — я ни одного дня в своей жизни не работал на телевидении, но 35 лет с ним сотрудничал. Никогда не смог бы там работать, потому что по своей форме ТВ — это завод. На заводе периодически становится скучно, а я человек штучного производства. В 70-м году я придумал первую программу, которая называлась "Концерт после концерта". Там речь шла об эстрадных артистах, приезжавших в Советский Союз. Они после концерта оставались за кулисами, где мы разговаривали о них самих, о творчестве, о советской публике. То есть был такой приватный разговор. У меня в программе были Жильбер Беко, Карел Готт, Джорджи Марьянович, Роберт Янг, Сальваторе Адамо — звезды тех лет.
— То есть, на телевидение вы приходили с идеей программы, реализовывали ее и уходили, когда надоедало?
— Да. Я предлагал концепцию. Если моя программа устраивала — мы снимали. Я не совсем понимаю, что такое автор идеи, как пишут в титрах многих телепрограмм сегодня. Идея — это то, чего не существует. Автор сценария — да, потому что там есть фабула, развитие событий, сюжет.
— Как вы считаете, на сегодняшнем ТВ место для творчества осталось?
— Нет, потому что творчество экономически невыгодно. За 35 лет я создал порядка двенадцати программ, которые долго шли в эфире. Это и "Старая квартира", и "Пойми меня". Но больше пяти-шести лет я не мог делать одну программу.
— Почему?
— Исчезало творчество! Когда уже были понятны все технологии, когда я все знал, то становилось скучно. Я уходил из программы, закрывал ее, но никогда не пытался ее "протянуть". Не понимаю, как по 20 лет люди существуют в программах? Это же скучно! Вот сегодня что делается? Покупаются лицензии, в которых все четко прописано. Там не надо страдать, что-то создавать. Надо просто следовать технологическому процессу и тем самым давать возможность кому-то зарабатывать деньги. Нынче драма для многих, в том числе и для ТВ, что во главе этих предприятий стоят финансисты. А они просто считают деньги.
— Печально...
— Вот скажите, как раньше называлось телевидение? Сегодня оно называется электронное средство массовой информации. Никто не выговаривает эту длинную тираду, все говорят СМИ. А мне повезло работать тогда, когда телевидение называлось "Художественно-информационое вещание". Чувствуете разницу?
— Вы видите сегодня на ТВ людей, которых можете назвать профессионалами?
— Дело в том, что технология программы предусматривает большое количество "винтиков". Когда ты смотришь, как работает двигатель в машине, тебе неважно — какая часть главная, какая нет. Все крутится, все работает. Вот это — сегодняшнее телевидение. Поэтому, наверное, те, кто сегодня существует в этих технологиях, — эти замечательные шестеренки. Но личностью на ТВ — как личность с большой буквы — я бы назвал Леню Якубовича и Михаила Пореченкова.
— Чем же они вам импонируют?
— Леня Якубович создает художественный образ коверного (комика, выступающий в перерывах между цирковыми номерами — Авт.). Он не шоумен в том понятии, каким когда-то на телевидении был, например, Игорь Угольников. Ведь публика любит образ! К остальным она относится по-другому. Она может брать автографы, бегать за кумиром, но стоит этому кумиру исчезнуть — и о нем тут же забудут. А по Якубовичу зрители будут скучать и переживать. А Пореченков... его образ в передаче "Запретная зона" сильно отличается от тех, которые он создает на сцене и в кино. В передаче он принципиальный очень.
ИЗ ОРКЕСТРА — В ВЕДУЩИЕ
Имя: Олег Марусев
Родился: 02.10.1944 в Ташкенте (Узбекистан)
Начинал как конферансье в джаз-оркестрах под управлением легендарного Эдди Рознера, но потом ушел на телевидение, где и проработал 35 лет. За это время создал 12 программ, ставших впоследствии всесоюзно популярными. Среди них: "После смены", "Под знаком зодиака", "Пойми меня", "Щедрое лото", "Щедрый миг", "Старая квартира" и многие другие. Играет в театре и кино. Самые известные картины с его участием: "Графиня де Монсоро", "Кто, если не мы", "Марш Турецкого".