Жизнь "вышла" на сушу на 500 млн. лет раньше

Обнаруженные в районе шотландского озера Лох-Торридон окаменелые одноклеточные доказывают, что далёкие предки эукариот вышли из моря на сушу миллиард лет назад.

Говорят, жизнь появилась на Земле 3,8 млрд лет назад. Самые важные этапы развития были пройдены в море: разделение на прокариот и эукариот, появление полового размножения, возникновение многоклеточности и т. д. Затем, около полумиллиарда лет назад, жизнь выбралась на девственную сушу, совершенно свободную от живых организмов (впрочем, могли быть незначительные "поселения" бактерий и сине-зелёных водорослей).

Находка британских палеобиологов из Оксфордского университета и Университета Шеффилда и американцев из Бостонского колледжа отодвигает время выхода жизни на сушу ещё на 500 млн лет назад.

В известном своей палеонтологической "плодовитостью" районе озера Лох-Торридон, что на северо-западе Шотландии, исследователи обнаружили окаменелые останки организмов, которые жили в доисторическом пресном водоёме примерно миллиард лет назад. Тут необходимо уточнить, что суша и её пресные озёра (реки, пруды и пр.) являются противоположностью морской среде обитания; жизнь в пресной среде и на суше для древнейших организмов была в равной степени трудна по сравнению с родной солёной средой. Так что вполне правомерно говорить о том, что пресноводные далёкие предки водорослей сумели выйти "на сушу".

Окаменелые одноклеточные отличаются от бактерий. Для них характерны специализированные структуры, такие как ядро, митохондрии и хлоропласты, необходимые для фотосинтеза. Учёные также утверждают, что эти организмы уже "узнали" про половой процесс, который значительно ускоряет эволюционное развитие. Более того, некоторые из этих окаменелых клеток складывались в сложносочинённые комплексы, что позволяет говорить о том, что они уже стояли на пути к многоклеточности. Возможно, именно эти организмы были предками зелёных водорослей и, далее, вообще всех зелёных растений Земли.

Возможно, рассуждает один из соавторов работы профессор Мартин Брэзер, некоторые ключевые события в развитии жизни, которые, как считалось ранее, произошли в древних морях, на самом деле имели место в подобных этому пресноводных озёрах. Здесь могло произойти объединение древних бактерий с родоначальниками эукариот, в результате чего получились митохондрии и хлоропласты (по одной популярной теории, эти клеточные органеллы произошли от симбиотических бактерий).

В течение 500 млн лет организмы, подобные обнаруженным в фосфатных отложениях по берегам шотландского озера, в буквальном смысле подготавливали почву для предков лишайников и мхов, которые и перерезали красную ленточку между морем и сушей.