Ученые выяснили, что делает нас лентяями

Оказалось, что причина – в отсутствии генов, ответственных за синтез белка, регулирующего энергобаланс клетки.

Об этом сообщают ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Фермент АМФК активируется при значительном потреблении энергии клетки и переводит ее в "энергосберегающее" состояние. Грегори Стайнберг (Gregory Steinberg) из университета Макмастера (Канада) и его коллеги изучали специально выведенную популяцию мышей, лишенных двух генов, контролирующих выработку АМФК, и обнаружили, что поведение таких мышей сильно отличается от поведения их "обычных" собратьев.

"Мыши любят бегать. В то время как здоровая мышь может пробежать несколько миль, особи без этих генов в мускульной ткани могли пробежать (на беговой дорожке – ред.) расстояние, равное только расстоянию до конца коридора и обратно. Это было очень удивительно, мыши выглядели абсолютно одинаково, но уже через пару секунд можно было сказать, у кого из них нет нужных генов", – отметил Стайнберг, чьи слова приводятся в сообщении университета.

Оказалось, что у мышей без генов, ответственных за исследуемый фермент, в клетках мускульной ткани меньше митохондрий – внутренних "электростанций", синтезирующих АТФ, универсальный источник энергии в клетке. Кроме того, у таких мышей клетки мышечной ткани хуже поглощают глюкозу. При этом "ленивые" животные на обычной диете не отличаются ни ожирением, ни инсулинорезистентностью, приводящей к возникновению диабета.

Авторы статьи отмечают, что им впервые удалось продемонстрировать прямую связь АМФК, работы митохондрий в клетках скелетной мускулатуры и физическими нагрузками. По их мнению, эти выводы важны для людей, которым трудно обеспечить себе необходимый уровень физической нагрузки, например, для астматиков или людей с лишним весом, а также для "любителей поваляться на диване".

"По мере того, как технологии позволяют нам двигаться все меньше и меньше, средний уровень физической формы у человечества снижается все сильнее, и количество митохондрий в мышечных клетках будет снижаться. А от этого, в свою очередь, все труднее и труднее начать, наконец, делать зарядку", – отметил Стайнберг.