Ученые расссказали, как агрессия меняет мозг

Агрессивное поведение приводит к появлению новых нервных клеток в мозге, утверждают ученые

Международная группа нейробиологов экспериментально подтвердила влияние агрессии на образование новых нервных клеток в мозге. Ученые провели серию опытов с самцами мышей и опубликовали свои результаты в журнале Frontiers in Neuroscience.

В ходе эксперимента ученые сажали пару самцов в клетку, разделенную сеткой на две части. Сетка позволяла видеть и слышать друг друга, но не давала мышам драться. Каждый день сетку убирали и начинали наблюдение: как правило, ждать драки долго не приходилось. Через две-три стычки определялся победитель, которого потом (через три минуты или раньше, если возникало опасение за судьбу проигравшего) снова отделяли сеткой от соседа. Помимо этого опыта проводились и другие, направленные на то, чтобы выявить, как ведут себя мыши-агрессоры в разных ситуациях по отношению к сородичам.

Исследователи изучили изменения, происходящие в мозге мышей-агрессоров, которые нападали на своих собратьев и при этом побеждали в драках. Такие животные после победы становились еще более агрессивными, а в их гиппокампе — одной из ключевых структур мозга — появлялись новые нейроны. В относительном выражении эффект варьировался от десятков процентов до двукратного прироста числа новых нейронов, и для всех четырех использованных в опытах линий мышей эффект оказался статистически значим.

Кроме того, при возможности продолжать драки наблюдались определенные изменения в активности нервных клеток миндалины. Ученые отмечают, что миндалина у людей вовлечена в целый ряд патологических процессов, включая формирование аутизма. Повышенная тревожность, стереотипно повторяющееся поведение, нарушение способности к коммуникации с другими — эти симптомы наблюдались у мышей из описанных выше опытов и отчасти схожи с теми, которые выделяют в картине аутизма.

Ученые надеются, что новая информация о нейробиологических основах агрессии поможет не только в понимании этого феномена, но и подтолкнет исследования в других областях — вплоть до поиска причин аутизма и схожих с ним расстройств у людей.