Ученые раскрыли тайну нового вида людей

Житель Денисовой пещеры оказался одним из предков меланезийцев.

Ученые прояснили место в эволюции рода Homo человека из Денисовой пещеры на Алтае – нового вида людей, останки которого были найдены в 2008 году.

Житель Денисовой пещеры оказался одним из предков меланезийцев.

Выводы исследователей были опубликованы в журнале Nature, а коротко работа описана на портале ScienceNOW.

Фрагмент фаланги мизинца нового вида был найден в 2008 году при раскопках в Денисовой пещере в Алтайском крае. Изначально ученые решили, что перед ними осколок кости неандертальца. Группа исследователей из института эволюционной антропологии в Лейпциге под руководством Сванте Паабо (именно в его лаборатории был расшифрован геном неандертальца) попросила переслать им найденную кость.

Ученые выделили из нее митохондриальную ДНК (относительно короткий фрагмент ДНК, который содержится в клеточных органеллах митохондриях и передается от матери к дочери) и сравнили ее с митохондриальной ДНК современных людей и неандертальцев. Анализ показал, что человек из Денисовой пещеры не принадлежит ни к одному из этих видов.

Паабо и коллеги провели анализ геномной ДНК нового вида людей – им удалось расшифровать ее последовательность с достаточно высокой степенью надежности. Сравнение ДНК с геномами нескольких популяций людей и неандертальскими геномами позволило ученым уточнить место человека из Денисовой пещеры на эволюционном древе людей.

По мнению авторов новой работы, представители изучаемого вида отделились от ветви, ведущей к неандертальцам, около 640 тысяч лет назад.

Они дважды скрещивались с Homo sapiens – один раз сразу после выхода из Африки, но до расселения по Европе, и второй раз – когда родственники человека из Денисовой пещеры, проживавшие в восточной Азии, встретили современных людей, направлявшихся из Африки в Меланезию и Папуа Новую Гвинею.

Анализ ДНК меланезийцев показал, что они несут от 4 до 6 процентов генов нового вида людей.

Напомним, в апреле в научном мире живо обсуждалась еще одна находка, которая может пролить свет на развитие Homo sapiens. В Южной Африке обнаружен скелет нового вида доисторического человека, который может быть промежуточным звеном в эволюции человека.