Ученые нашли воду в атмосфере "горячего Юпитера"

В атмосфере планеты, которая находится на расстоянии 63 световых лет от Земли, обнаружены водяные пары, сообщили ученые.

Температура на поверхности "горячей" планеты достигает 900 градусов Цельсия.

Ученые утверждают, что нынешнее открытие может оказаться весьма полезным в поисках планет, которые способны поддерживать живые микроорганизмы.

Независимо от этого ученые из американского космического ведомства NASA сообщили, что обнаружили в атмосфере этой же планеты углекислый газ.

Планета HD 189733b называется "горячим Юпитером" из-за своего расплавленного ядра и газообразной атмосферы, которая весьма схожа с атмосферой Юпитера – гигантской планеты а нашей собственной Солнечной системе.

Ключом к обнаружению учеными паров воды в ее атмосфере является тепловое излучение, выделяемое ядром планеты.

Газы в ее атмосфере имеют разные длины волн, которые могут фиксироваться при помощи космических телесокопов, таких как Hubble и Spitzer.

На основании этих данных и определяются типы газов, присутствующих в атмосфере планеты.

По словам ученого NASA Дрейка Деминга, пары воды в атмосфере имеют весьма отчетливый след.

"Его ни с чем спутать нельзя. Пары воды определяются по их характерному воздействию на параметры излучения", – указал он.

Поскольку эта планета находится слишком далеко, очень трудно определить, какая часть излучений, улавливаемых телескопами, исходит от этого газообразного гиганта, а какая – от звезды, вокруг которой он вращается.

Ученые решили эту проблему, изучив орбиту вращения "горячего Юпитера".

"В определенное время эта планета не видна, поэтому мы знаем, что в этом случае свет поступает только от звезды", – пояснил руководитель проекта из исследовательского центра при Калифорнийском технологическом институте Карл Гриллмар.

Ученые установили, что планета HD 189733b совершает полный оборот вокруг звезды за 2,2 дня. Измерив силу теплового излучения в то время, когда планета находилась за звездой и была не видна, ученые смогли установить силу ее собственного излучения.

Ранее ученые, которые вели наблюдения за планетой HD 189733b и другими аналогичными газообразными гигантами, не могли найти ответы на все свои вопросы. Они ожидали увидеть пары воды, однако при помощи телескопов обнаружить их не удавалось.

"Несколько лет назад мы пришли к выводу о том, что воды там нет. Теоретики были расстроены, поскольку они считали, что вода на этой планете обязательно должна быть. Но мы продолжали наблюдения, и это принесло свои плоды", – сказал Карл Гриллмар.

По его словам, из-за близости планеты к звезде ее атмосфера все время меняется.

"Когда планета находится так близко к звезде, она закрывает, возможно, половину планеты. В результате возникают мощные тепловые излучения, которые в какой-то момент вызывают бури и облака, но положение все время меняется – прямо на глазах", – добавил ученый.

Эксперты высказывают мнение, что облака, появляющиеся в результате таких бурь, ранее мешали обнаружению паров воды.

Одновременно с этим исследованием, представители NASA сообщили об обнаружении телескопом Hubble в атмосфере планеты HD 189733b углекислого газа.

Хотя сотрудники агентства и подчеркивают, что эта планета слишком горяча, чтобы на ней могли быть живые микроорганизмы, они указывают на концептуальную важность своего открытия.

Оно доказывает принципиальную возможность обнаружения углекислого газа в атмосфере отдаленных планет, вращающихся вокруг других звезд, и свидетельствует о том, что этот же самый метод может быть использован при поисках планет, на которых возможна жизнь.

"Сам факт того, что мы способны обнаружить этот газ и дать ему количественную оценку, очень важен в работах по изучению планет и определению их состава с тем, чтобы определить, возможна ли на них жизнь", – заявил сотрудник лаборатории NASA в Пасадене Марк Свен, который занимался изучением снимков, полученных при помощи телескопа Hubble.