Ученые нашли на Марсе свежую глину

На Марсе обнаружена свежая глина, которая могла служить домом для жизни.

С помощью камеры высокого разрешения HiRISE орбитального зонда Mars Reconnaissance Orbiter ученые обнаружили на Марсе гидратированные минералы.

Исследователи изучили 300-метровые склоны 30 и 40-км впадин в Долине Маринера. Два небольших каньона оказались богаты минералами, которые образуются под воздействием воды и могут быть местом обитания живых организмов.

Судя по всему, эти каньоны как минимум несколько раз заполнялись водой, которая пришла из-под поверхности по каналам, прорезанным во время извержения вулканов Тарсис. Локальный вулканизм произвел много пепла, газов и спровоцировал гидротермальную активность. Таким образом произошло таяние снега и формирование определенных минералов. Так, ученые обнаружили разнообразие минералов с различным фактором рН: от кислых до нейтральных. Также присутствуют железные и магниевые смектиты. Последние уже находили на Марсе, но они были чрезвычайно древние – более 3,6 миллиардов лет назад.

Именно в период после осаждения этих смектитов климат на Марсе сильно изменился, и минералы в более кислой среде образовали другие вещества, такие как соли богатые серой (сульфаты).

Новые данные с Mars Reconnaissance Orbiter демонстрируют сульфаты и смектиты в другом месте на Марсе, но в этом регионе идет обратный процесс – превращение сульфатов в смектиты. Т.е. уникальные каньоны геологически развиваются в обратном направлении, нежели весь Марс в целом.

Глина в каньонах образовалась в результате воздействия воды от 2 до 3 миллиардов лет назад, и в этот период глинистая почва была благоприятна для развития жизни, в отличие от остальной высохшей поверхности Красной планеты.

Ученые считают обнаруженное место уникальным и сетуют на то, что к нему невозможно отправить марсоход – слишком пересеченная местность.