Ученые надеются найти в скрытом во льдах Антарктиды озере "чужих"

В антарктическом подледном озере Восток могут обитать только абсолютно новые, неизвестные современной науке живые организмы, полагают российские ученые.

Последние 20 миллионов лет это озеро скрыто под ледяным панцирем. Кроме того, условия для жизни в водоеме почти невыносимые: переизбыток кислорода и большое давление – кто может выжить в такой среде, пока неясно.

"Науке неизвестна группа "кислородолюбивых" бактерий, я бы их назвал "оксигенофилы", так как бактерии появились до кислорода. Если она будет обнаружена, то это фундаментальное открытие в области эволюции жизни. А если жизни там нет, то это не меньшее открытие, значит, это будет единственная безжизненная область на Земле", – заявил заведующий группой криоастробиологии Лаборатории генетики эукариот Петербургского Института ядерной физики Сергей Булат.

Согласно расчетам ученых, вода озера Восток должна быть перенасыщена кислородом – его концентрация настолько высока, что известные сейчас бактерии просто не могут существовать в таких условиях.

Кроме того, потенциальные жители Востока должны хорошо переносить давление в 400 атмосфер. Также в пробах керна, добытого при бурении, специалисты не обнаружили растворенных органических веществ – еды для бактерий.

Кроме того, в воду через четырехкилометровый панцирь не проникает свет, то есть невозможен фотосинтез, и жить в озере могут только хемосинтезирующие бактерии.

"При хемосинтезе бактерии живут за счет химических связей, там нет света для фотосинтеза. Кроме того, они должны быть приспособлены к давлению 400 атмосфер... Мы полагаем, что озеро сверхнасыщено кислородом, потому что над ним плавится ледник, который питает его воздухом, содержащимся во льду. А озерный лед, который замерзает медленно, газов в себе не содержит, значит, кислород накопился в озере", – сказал Булат.

По его словам, в воде может быть растворено до 0,7-1,3 грамма кислорода на литр, что губительно для бактерий. Так что если какие-то бактерии в воде Востока все же будут найдены, то это будет, по словам ученого, практически "внеземная жизнь на планете Земля".

Есть и другая гипотеза, согласно которой в водах Востока могут обитать не только простейшие, но и высшие формы жизни. Дело в том, что озеро, предположительно, подпитывается горячими подземными источниками.

"Там может быть не только бактериальная жизнь, там следует ожидать и высшую жизнь – моллюсков, крабов, и даже осьминогов, кальмаров. Не знаю насчет рыб, но, по крайней мере, вокруг этих горячих источников в Тихом океане вокруг Антарктиды полно такой жизни у дна", – пояснил Булат.

Макроскопические организмы могли попасть в озеро еще в те времена, когда Восток был обычным озером, образовавшимся на месте рифтового разлома. Во времена существования суперконтинента Гондвана в Востоке могли жить рыбы и прочие водные животные, полагают эксперты.

Однако когда континент начал распадаться на части, "кусок" с озером двинулся к Южному полюсу и около 20 миллионов лет назад покрылся ледяной коркой. Отметим, что ранее в Российской академии наук называли другую цифру – 500 тысяч лет.

Как бы то ни было, обнаружение в водах Востока даже бактерий станет значимым открытием в сфере астробиологии – поиска жизни на других планетах.

В настоящее время многие ученые полагают, что на одном из спутников Юпитера – Европе – под толстым слоем льда может быть океан, условия в котором могут быть пригодны для жизни.

В настоящее время исследованиями жизни в подледных условиях занимаются, помимо российских ученых, специалисты из Великобритании и США. Британцы в настоящее время пытаются пробурить панцирь над антарктическим озером Элсуорт, американцы работают на ледовом потоке Уилланса в Западной Антарктиде.

Однако первыми прорыва в этой "антарктической гонке" добились именно россияне. По словам гляциолога Робина Белла из Колумбийского университета США, подледные водоемы, исследованием которых занимаются британцы и американцы, меньше и моложе озера Восток. Так что значимость открытия российских специалистов нельзя преувеличить: "Это все равно, что исследовать другую планету".

"Озеро Восток – это алмаз в короне тамошних озер, – отмечает Джеймс Уайт из Университета Колорадо. – Это последние неисследованные уголки нашей планеты".