Супер-Нептун: у "соседа" Солнца обнаружена редкая экзопланета

Обнаруженная экзопланета примерно в 5-7 раз больше Земли и чуть больше Нептуна

Астрономы с помощью Национального телескопа Галилео и обсерватории Кека обнаружили редкий тип экзопланеты, называемой супер-Нептуном. Открытая экзопланета по меркам космических расстояний находится относительно недалеко, фактически у "соседа" Солнца – в 11,6 светового года от Земли.

Смотрите также в сюжете о том, как США готовятся к встрече с инопланетянами:

"Супер-Нептуны" отличаются от суперземель или газовых гигантов, как Юпитер или Сатурн. Этот конкретный супер-Нептун находится в двойной системе Gliese 15, в которой планеты движутся вокруг двойной системы из красных карликов. Экзопланета примерно в 5-7 раз больше Земли и по размеру и массивности чуть больше Нептуна.

Впервые астрономы заинтересовались этой системой в 2014 году, когда обнаружили супер-Землю, вращающуюся вокруг большой звезды под названием Gliese 15A. Эта супер-Земля, названная Gliese 15Ab, очень близка к звезде с орбитальным периодом всего 11,44 дня, поэтому ее поверхность прогревается до очень высоких температур – порядка 276 градусов по Цельсию.

Теперь астрономы обнаружили вторую планету на орбите Gliese 15A, масса которой в 36 раз превышает массу Земли. Супер-Нептун был обнаружен методом доплеровской спектроскопии. Этот способ анализирует крошечные изменения в движении звезд, поскольку на них также влияют вращающиеся вокруг них планеты. Несмотря на то что планеты намного меньше звезд, они все же оказывают гравитационное воздействие, которое можно зафиксировать. Присутствие у звезд гравитационных колебаний является доказательством существования у них экзопланет.

Используя инструмент, называемый спектрометром и измеряющий свет в определенной полосе электромагнитного спектра, астрономы могут заметить, как свет от звезды перемещается попеременно в синюю или красную сторону из-за эффекта Доплера. Если есть регулярный цикл от красного смещения к синему, это говорит о том, что звезда колеблется взад-вперед, что указывает на явное присутствие у нее массивной планеты.

"С периодом обращения в 20,8 года супер-Нептун Gliese 15Ac является самой долгопериодичной планетой, обнаруженной методом лучевой скорости", – объясняет астроном Эндрю Говард в своей научной работе, которая опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Напомним, что ранее астрономы получили самое четкое изображение Нептуна с Земли. В то же время ученые зафиксировали шторм на Нептуне, который не поддается объяснению.