Сейсмологи сомневаются, что полнолуние усиливает землетрясение

Ученые из USGS проанализировали две сотни мощных землетрясений с магнитудой в 8 и выше, которые произошли за последние четыре сотни лет

Полнолуния и новолуния вряд ли могут усиливать землетрясения, заявляют сейсмологи в статье, опубликованной в журнале Seismological Research Letters.

По словам Сюзан Хау из Геологической службы США, орбиты Луны, Земли и Солнца представляют собой эллипсы, а не идеальные круги, благодаря чему они периодически сближаются и отдаляются друг от друга. Их продуктом являются так называемые приливные силы. Они, к примеру, "вытягивают" атмосферу и океаны Земли в сторону Луны, что создает приливы и отливы, а похожие процессы на лунах планет-гигантов разогревают их породы, позволяя океанам из жидкой воды существовать подо льдами Энцелада и Европы.

Ранее сейсмологи из Национальной обсерватории в Лос-Аламосе заметили, что нечто похожее происходит и на Земле, открыв необычную связь между силой землетрясений в Калифорнии, и временем суток и фазой Луны.

Их расчеты показали, что колебания в частоте и силе толчков в Калифорнии подчинялись тем же 14-дневным циклам, что и действие лунного притяжения на Землю в комбинации с аналогичными силами, порождаемыми взаимодействием притяжений Солнца, Луны и Земли.

Позже сейсмологи из USGS проанализировали две сотни мощных землетрясений с магнитудой в 8 и выше, которые произошли за последние четыре сотни лет, и сопоставили их с тем, в какой точке орбиты в то время находилась Луна.

По словам Хау, собранные данные показывают, что часть крупных землетрясений произошла примерно через семь дней после новолуния. Эта "закономерность", как объясняет она, в данном случае не имеет никакого смысла, так как в этот момент времени гравитационные взаимодействия между Луной и Землей будут минимальными.

Как подчеркивает Хау, ее выводы касаются лишь самых сильных землетрясений – она не исключает возможности того, что более слабые толчки, за которыми следили ученые из Национальной обсерватории в Лос-Аламосе, действительно могут быть связаны с фазами Луны.

Тем временем ученые зафиксировали крупнейшую в истории подводную катастрофу. За всю историю наблюдений извержение Гавра стало сильнейшим среди подводных вулканов.